Средовый подход в реализации ФГОС в преподавании предмета биологии.
Оценка 4.6
Работа в классе
doc
биология
5 кл—11 кл
28.03.2019
Данная статья представляет кабинет биологии как образовательную среду с направленностью на освоение существенных признаков биологических объектов и процессов ,а также формирования (УУД), :коммуникативной культуры, исследовательской деятельности, а главное, формирование внутреннего ресурса человека по постоянному освоению новых компетенций « научить учиться».
Из оыта работы. Средовый подход в образовательном процессе..doc
Средовый подход в реализации ФГОС в преподавании предмета биологии. Приемы и
методы.
Учитель биологии Снежко В.И.
.
«Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап обучения
каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха,
так и долгосрочного развития всей страны». Дмитрий Анатольевич Медведев
Принципиальным отличием образовательных стандартов современного обучения
является ориентация на результат образования во главу угла ставится ребенок его
личностное развитие, сформированность (УУД), которые призваны обеспечить
формирование универсальной способности человека – умения учиться, а также применять
полученные знания при решении жизненных ситуаций, следовательно, и успешная
социализация обучающихся и выпускников в динамично развивающемся обществе.
Школа, как образовательная среда, реализует социальные запросы общества через
организацию учебного и воспитального процесса ориентированного на метапредметные
знания и личностный результат. В качестве методологической основы стандарта заложен
системнодеятельностный подход. Способствующих формированию у обучающихся видов
и форм деятельности, которые помогут ему быть успешным на протяжении всей жизни.
Одним из направлений моей педагогической деятельности является организация
соответствующей образовательной среды. В данных педагогических условиях,
обучающийся опирается на личностный потенциал и опыт взаимодействия с другими
участниками образовательного процесса.
Определяя образовательную среду как совокупность материальных факторов
образовательного процесса и межчеловеческих отношений, которые устанавливают
субъекты образования в процессе своего взаимодействия, В.А. Ясвин вводит понятие
локальной образовательной среды, какой является кабинет биологи, направленная на
освоение существенных признаков биологических объектов и процессов ,а также
формирования Метапредметных компетенций (УУД), :коммуникативной культуры,
исследовательской деятельности, а главное, формирование внутреннего ресурса человека по постоянному освоению, обновлению новых компетенций « научить учиться»– в этом
новая методологическая установка стандарта, а следовательно, и моя задача как учителя.
Хочу определить, на мой взгляд, два немаловажных фактора, оказывающие влияние на
образовательную среду и личностное развитие обучающегося. Это зависимость между тем,
в каких условиях происходит освоение содержания образования ( материальный аспект) ;
применяемыми технологиями в преподавании предмета (мотивация) и теми
образовательными результатами, которые могут быть получены в этих условиях. Сделать
учебную деятельность увлекательной и интересной, пробудить тягу к исследованию живой
природы помогает наш кабинет биологии – это кабинет лаборатория, изучающая живою
природу; ( формирование познавательных интересов и мотивов,); эстетического
отношения к живым объектам (нравственный аспект поведения) а также
интеллектуальных умений и навыков научного познания органического мира ( наблюдать,
сравнивать, анализировать, делать выводы, доказывать,) В нашем кабинете выделены зоны
объектов живой природы, выставочные экспозиции биогеоценозов, отдельных
представителей царства грибов, растений и животных. Которые используются для
выполнения лабораторных и практических работ, а в зимний период при изучении темы
«Лист» комнатные растения становятся незаменимыми живыми объектами, т. к. эту тему
изучают в зимние месяцы.
При изучении темы «Вегетативное размножение растений» комнатные растения
используются для проведения несложных опытов и практических работ. Аквариум даёт
возможность окунуться в другую среду обитания, водную. Познакомить с созданием
искусственного биогеоценоза, особенностями строения рыб, брюхоногих моллюсков. Для
знакомства с микроорганизмами и детального изучения цитологических объектов
подключен электронный микроскоп к компьютеру, где выполняются проектные работы
Внедрение исследовательской деятельности в процесс обучения
старшеклассников.
способствует формированию личностных универсальных учебных умений и навыков
научного познания окружающего мира.
Основные приемы исследовательской деятельности, умения видеть проблему, ставить
вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, а также
наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения. Немаловажное
значение играют умения: структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; использовать дополнительные источники информации и ИКТ, работать в
группе.
При классноурочной системе преподавании биологии, в средней и старшей школе, на
мой взгляд, одной из оптимальных технологий, опирающиеся на идеях развивающего
обучения, является технология развития критического мышления, которая создает в
классе не только атмосферу открытости и сотрудничества, но и дает возможность
использовать эффективные приемы и методы конструирования знаний и (УУД). В основе
базовой модели (вызовосмыслениерефлексия), лежат закономерности мыслительной
деятельности человека, последовательность и способы сочетания конкретных
технологических приемов выступают средством формирования общеучебных и
социальных компетенций.
На стадии вызова происходит повышении внутренней мотивации обучающегося, при
поиске нестандартных способов решения поставленной проблем. Применение таких
приемов как: « знаюхочу знать узнал», мозговой штурм, да нет , ребенок не только
«вспоминает», что ему известно по этому вопросу (делает предположения),
систематизирует информацию до изучения нового материала, но и определяет для себя
пути поиска недостающей информации – желание учиться для устранения пробелов в
собственных знаниях . На данной стадии урока формируются и коммуникативные
компетенции;. доброжелательность; некритичность; соблюдение регламента
высказывания идей; принятие и запись всех идей; Работа ведётся как индивидуально, так
и в группах.
На стадии Осмысления появляется возможность увязать новую информацию с уже
имеющимися знаниями, применяя Прием «Чтение с пометками INSERT» или осмысленное
чтение осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. Приём использую
в 7 и 8 классах. Формируются УУД; анализ текста выделение наиболее значимых фраз,
слов, которые характеризуют факт или явление. Во время чтения текста необходимо
делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки
станут заголовками граф таблицы.
V
+
?
(осознать
(исправить
(исправить неверные
(побудить
новые знания)
неверные
предположения
дальнейший предположения)
интерес к теме)
Я это знал
Это для меня
Это противоречит
Я хочу знать об
абсолютно новое
тому, что я знал
этом больше
Методический прием «Кластер». Кластер – это графическая организация материала,
показывающая смысловые поля того или иного понятия. Применяется при работе с
текстом. В центре листа ключевое понятие, а от него стрелкилучи логические
связи между этими понятиями. Кластер позволяет сделать наглядными те мыслительные
процессы, которые происходят при погружении в изучаемую тему.Кластер является
отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют "наглядным
мозговым штурмом".
• Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова,
осмысления, рефлексии. На 3 этапе урока обучающиеся– не только, соотносят
«новую» информацию со «старой» , но и вносят изменения, дополнения, используя
полученные знания на стадии осмысления. На этой стадии – рефлексии –
осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной
информации (т.е. обобщение изучаемого материала) и определение направления в
дальнейшем изучении материала. Работа ведётся индивидуально, в парах или
группах. Применение приемов «Написание эссе», «Синквейн», учит внутреннему
диалогу, углубляет внутренний мир.
Прием «зигзаг» или «каждый учит каждого» и др. методы и приемы технологии
критического мышления способствуют формированию метапредметных
компетенций:
Познавательных компетенции умение запрашивать и искать недостающую
информацию( используя различные источники от учебника до ИКТ) самостоятельно
устанавливать последовательность действий при решении учебной задачи и другие умения.
• Коммуникативная компетенция, умение критично, но не категорично оценивать
мысли и действия других ; Знание способов взаимодействия с окружающими, способность к
осуществлению учебного сотрудничества, умения договариваться, распределять работу и
т.д. • Ценностно – смысловая: умение выбирать целевые и смысловые установки для своих
действий и поступков, умение оценить и обосновать свои собственные убеждения и
ценностные отношения эта компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными
ориентирами ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир.
Информационная навыки деятельности обучающегося по отношению к информации,
содержащиеся в учебных предметах и образовательных областях.
Данные компетенции призваны обеспечить формирование универсальной
способности человека – умения учиться – компетентность, по обновлению
компетенций. Т.е. личностный результат, что и определяют ФГОС стандарты в
требованиях, к организации соответствующей образовательной среды ГБОУ и
кабинета биологии.
Средовый подход в реализации ФГОС в преподавании предмета биологии.
Средовый подход в реализации ФГОС в преподавании предмета биологии.
Средовый подход в реализации ФГОС в преподавании предмета биологии.
Средовый подход в реализации ФГОС в преподавании предмета биологии.
Средовый подход в реализации ФГОС в преподавании предмета биологии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.