Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
биология +2
5 кл—11 кл
03.11.2018
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи: познакомить коллег с понятием рефлексия
Дать представление о классификации рефлексии
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС.doc
Рефлексия как этап современного урока в условиях
ФГОС
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной
деятельностью учащихся.
Задачи: познакомить коллег с понятием рефлексия
Дать представление о классификации рефлексии
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастеркласс и
участников мастеркласса.
ХОД МАСТЕРКЛАССА
Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и
очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный
разговор.
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем.
- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- Чего-то знаешь ты.
- А что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим. Вдруг будет интересно…
АКТУАЛИЗАЦИЯ МАСТЕР – КЛАССА
За окном осень, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки
напоминают вам о лете. Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я
вам в это время расскажу одну легенду:
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел
доказать обратное. Что он сделал? Берем (обращаюсь к участникам
мастер класса). Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец,
какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая –
выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил:
Как вы считаете, что ответил мудрец?
“Всё в твоих руках”.
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя:
любимым( слайд 2) нужным
а главное – успешным
Действительно, все в наших руках.
Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть
неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое
продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
А теперь перед началом нашей работы нам бы хотелось
узнать ваше эмоциональное состояние, а поможет нам в
этом Цветик –Семицветик. ( на доске цветок) Посмотрите
на него. Выберите тот лепесток , цвет которого Вам
наиболее импонирует….. и прикрепите к нему вот такую
полосочку . А теперь оцените своё состояние (слайд 3).
Какой цвет преобладает? И попробуем оценить состояние
всей аудитории.
Галина Анатольевна
Раскрытие темы мастер класса
Тема нашего мастеркласса «Рефлексия как этап современного урока в
условиях ФГОС. СЛАЙД 4
ФГОС нам всем известно. Этапы современного урока нам
знакомы. А вот что такое Рефлексия? Знакомо ли вам
значение этого понятия? А может вы что-то уже знаете?
Рефлексия содержания мастер класса
Перед вами лежит таблицафиксация знаний, заполните, пожалуйста,
вторую графу «Знаю» по данной теме …и отложите.
Таблица для слушателей.
Понятие
Рефлексия
Знаю
Узнал
Хочу узнать
Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего
мастеркласса? (ставим цели) Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся.
Цели мастер класса следующие. (на слайде5). Один из принципов современного образовательного процесса – принцип
активности, творчества и сознательности. Ребёнок может быть активен, если
каждое его действие является осознанным и понятным. (слайд 6)
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является
этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация
рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к
сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной
личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и
конкурентоспособности.
Слайд 7)
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик,
анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный
выбор, определяет меру активности и ответственности в своей
деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять
здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не
отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит
перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать чтото лучше других,
действует в любых ситуациях более эффективно.
Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для
осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию
универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных
результатов обучения.
Работа в группе.
Что такое рефлексия? ( 3 минуты) Выступление групп.
Физминутка Дождик
А что же такое рефлексия? СЛАЙД 8
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление
о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как
самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия
ставят на слог ЛЕ. В современной педагогике под рефлексией понимают
самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия позволяет приучить ученика к
самоконтролю, самооценке, саморегулированию и
формированию привычки к осмыслению событий, проблем,
жизни.
Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления,
осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию
самоменджмента.
СЛАЙД 9 Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие
духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией
Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой.
Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к
определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку
своей деятельности на уроке.
Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.
На слайде 9 Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого
себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений,
называют личностной.
Такая рефлексия отражает человеческую сущность: Слайд 10
физическую (успел – не успел, легко – тяжело),
сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно,
интересно – скучно),
интеллектуальную (что понял, что осознал –что не понял,
какие затруднения испытывал),
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь
письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
СЛАЙД 11
Рефлексия настроения и эмоционального состояния Слайд
12
Целесообразно проводить в начале урока с целью
установления эмоционального контакта c классом или в
конце деятельности
Что можно применять?
1.
Карточки с изображением лица (грустного, веселого);
показ большого пальца вверх или вниз. 2.
«Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» –
мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не
получилось.
3. «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» –
грустно. Светофор.
4.Стихи для эмоционального настроя
5. Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику
цветов Макса Люшера
6. «Мои ожидания»:
Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.
Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания
исполнятся, а насколько посмотрим в конце урока (получить новые знания,
справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.)
Слайд 13 Рефлексия содержания учебного материала используется
для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и
того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение
поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы
класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по
кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из
рефлексивного экрана на доске: Слайд
Слайд 14 «Плюсминусинтересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор
медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета,
специалист в области развития практических навыков в области мышления)
Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю
взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения
ценности для каждого ученика).
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости
от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить
таблицу из трех граф.
В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке,
информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо
по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения какихто целей.
В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке,
показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или
информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной,
бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о
которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме,
вопросы к учителю.
Слайд 15 Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия).
Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием
японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года.
Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
первая строка – название темы (одно существительное);
вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к
теме (целое предложение);
последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления,
знания, воображение.
Слайд 16 Пометки на полях (инсерт, маркировка) или Мудрые совы. –
обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать
Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде.
Составление памяток, схем или текстов для справочников.
Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.
Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или
дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или
пятое слово пропущены).
Слайд 17 Табличка – фиксация знания и незнания о какомлибо понятии
Понятие Знал Узнал Хочу узнать
Знаю Хочу знать Узнал
В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на
сегодня по данной теме, затем во вторую формулируют вопросы, на которые
хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и
записывают то, что узнали. Рефлексия деятельности ( Слайд 18
деятельности.
)Следующий вид – рефлексия
Современные технологии предполагают, что ученик должен не только
осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей
работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем
на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение
данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность
каждого на разных этапах урока.
Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я
получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе
ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.
Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного
вида рефлексии.
1.
2.
3.
Слайд 19 «Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не
получилось; средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя
ступенька– мне всё удалось.
Слайд 20 «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист –
1 ошибка, красный лист – 23 ошибки.
Слайд 21 «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых
обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в
тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно
выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание,
которое показалось неинтересным. Можно использовать только один
жетон по усмотрению ученика
5. Самооценка активности на каждом этапе урока.
Личная карта ученика ( с моего урока) Каждый этап цветом
4. Анкетирование как итог урока Слайд
Творческая работа в группах
.«Мудрые совы»: предлагается самостоятельно поработать над содержанием
текста. Читая, участники мастер класса делают пометки:
« + » знаю « » не знаю
« ! » узнал новое « ? » удивило.
После работы с текстом задаю вопросы:
Выберите ту информацию, которая вам знакома. А какая информация ранее была неизвестна?
Есть ли в тексте сведения, факты, которые оказались для вас
неожиданными?
У кого возник вопрос? Кто из одноклассников может его объяснить?
Что бы вы еще хотели узнать?
А теперь давайте Заполним графы таблицы (самостоятельно)
Итог мастер класса
Творческая работа в группах. Подводя итог работы мастеркласса,
предлагаю Вам еще одну рефлексивную технику«синквейн» К слову
Рефлексия
Слово «синквейн» (франц.) обозначает «пять строк». При его
написании существуют определенные правила:
1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или
местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет
речь.
2. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия.
Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне
предмета или объекта.
3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями,
описывающими характерные действия объекта.
4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение
автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета
или объекта.
Это классический вариант синквейна.
При внешней простоте формы синквейн – быстрый, но мощный
инструмент для рефлексии.
Участники мастеркласса предлагают собственные синквейны. Зачитывание .
На столах у вас лежит табличка +. , интересно. Заполните ее
самостоятельно, не подписывая.
Прием «Плюсминусинтересно»
1. В графу «П» «плюс» записывается все, что понравилось, информация
и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. 2. В графу «М» «минус» записывается все, что не понравилось,
показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или
информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не
нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
3. В графу «И» «интересно» учащиеся вписывают все любопытные
факты, о которых узнали и что бы еще хотелось узнать по данной
проблеме, вопросы к ведущим мастер класса.
П (плюс)
М (минус)
И (интересно)
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка
проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность
учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс,
ориентируясь на личность каждого ученика.
Не зря мы сказали все в наших руках (беру бабочку) .
Предлагаю ваших бабочек поместить на доску.
Оправдались ли ваши ожидания после нашего мастеркласса?
Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он
начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его
профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным
условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА.
У вас две полоски : зелёная и жёлтая. Если вам понравился мастеркласс:
это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей
работе – возьмите полоску желтого цвета. Ну а если это всё вас совсем не
тронуло – покажите зеленую полоску. Прикрепить на доску. Получилось
солнце. (лучи солнца).
Вот и получилась у нас с вами летняя полянка. Оказывается мы можем
многое!!! Все в наших руках!!! Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС
Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС
Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС
Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС
Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС
Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС
Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС
Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС
Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС
Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.