Образовательные технологии на уроках географии в проектно-исследовательской деятельности обучающихся
Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основной, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определённых целях.
География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации. Это предмет, который обладает огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.
Только на уроках географии школьники изучают пространственное разнообразие жизни и деятельности людей, роль человека и человечества в географической среде, вклад людей в развитие мировой цивилизации, жизнь во всем ее многообразии.
Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности обучающихся. Именно поэтому, главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности обучающихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности.
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.
Важная черта этого метода в том, что, осваивая технологию проектирования, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.
Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Обучающиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения.
Проектная деятельность позволяет обучающимся получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые им в будущем. Главный результат проектной деятельности - накопление детьми поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Ребята учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.
В 7 классах используется реферативно-исследовательская деятельность ученика. В 5-6 классах «Охрана рек нашего края», «Моя малая Родина». Творческие проекты: «Достопримечательности края» и др.
Материалы географических проектов, выполненные обучающимися, используются на уроках и внеклассных мероприятиях, руководителями методических объединений различных направлений.
Опыт применения проектно-исследовательской технологии обучении свидетельствует о том, что она обладает большим потенциалом для развития обучения, воспитания обучающихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.