Методический семинар по теме: «Использование системно-деятельностного подхода в обучении географии»
Оценка 4.6

Методический семинар по теме: «Использование системно-деятельностного подхода в обучении географии»

Оценка 4.6
Семинары
doc
география
5 кл—11 кл
13.10.2019
Методический семинар по теме: «Использование системно-деятельностного  подхода в обучении географии»
Современному обществу нужны творческие люди. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании.
методический семинар.doc
«Использование системно­деятельностного  подхода в обучении географии» Учитель географии Евдакова Л.Г.   Слайд   №1  Современному   обществу   нужны   творческие   люди. Качество   образования   на   современном   этапе   понимается   как   уровень специфических,   надпредметных   умений,   связанных   с   самоопределением   и самореализацией личности. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.   Слайд   №2  Согласно   ФГОС   нового   поколения   успешность современного   человека   определяют   ориентированность   на   знания   и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное   использование   своего   времени   и   проектирование   своего будущего,   активное   финансовое   поведение,   эффективное   социальное сотрудничество,   здоровый   и   безопасный   образ   жизни.   Реализации   данных задач   в   полной   мере   способствует   системно­деятельностный   подход   в обучении и воспитании.    Деятельностный   подход   к   обучению   позволяет   мне   формировать    познавательный мотив (желание узнать, открыть, научиться) и способствует постановке   конкретной   учебной   цели   (понимания   того,   что   именно   нужно выяснить, освоить). Сущность использования системно­деятельностного подхода  я вижу в формировании   личности   ученика   и   продвижении   его   в   развитии   не   тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Это отражено в предложенной схеме. При   таком   подходе   к   обучению   происходит   развитие       личности ребенка на   основе   учебной   деятельности,   когда   заключается   основная педагогическая   задача   в   создании   и   организации   условий, инициирующих детское действие. Слайд   №3 В   своей   деятельности   я   использую   педагогические технологии, принципы деятельности, с помощью которых   реализую   новые требования   к   образованию.   Одной   из   них   является   "Технология деятельностного   метода   обучения".  Именно   деятельностный   подход органично   сочетается   с   различными   современными   образовательными технологиями,   такими   как:   ИКТ,   игровые   технологии   (деловые   и ретроспективные   игры,   технология критического   мышления,   технология   исследовательской   деятельности, проблемного обучения. Названные технологии способствуют формированию у обучающихся универсальных учебных действий.    интеллектуальные   турниры), В рамках обозначенных технологий системно­деятельностный подход я   осуществляю   через   работу  в   малых   группах,   метод   проектов   и сравнительный метод.   межличностного   общения, Работа в малых группах позволяет учащимся отрабатывать   навыки сотрудничества,   что   формирует   умение договариваться, распределять обязанности, отвечать за себя и членов группы. Проектной   деятельностью   позволяет   мне  стимулировать   интерес учащихся   к   определённым   проблемам,   предполагающим   владение   суммой знаний,   развивать   познавательный   навык   и   умение   самостоятельно конструировать траекторию собственного познания.  Основное   место   в   своей   работе   уделяю   технологии   проблемного обучения. Это позволяют мне создать благоприятную обстановку на уроке, способствуют   развитию   нравственных   черт   личности   –   настойчивости   и целеустремленности,   познавательной   активности   и   самостоятельности, способности аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения. Использование сравнительного метода позволяет учащимся провести подробный   анализ   предлагаемой   темы   и   помогает   выявить   различия   и сходства объектов и явлений. Слайд   №4 Принципы   системно­деятельностного   подхода, представленные   мною,   позволяют   моим   ученикам  получать    знания   не   в готовом виде,  а добывать их самим: «когда я делаю сам, я получаю опыт и знания»; систематизировать знания по изученным темам, разделам, курсам; формировать целостное представление о мире,  о себе, о роли и месте каждой науки в системе наук; в рамках изучения предмета обеспечивает его усвоение на уровне государственного стандарта:     «даем больше, требуем стандарт, возьми   сколько   можешь»;  в   учебном   процессе   действовать   в доброжелательной атмосфере; выбирать различные решения проблемы, быть креативными. Слайд №5 Так как в основе современного урока   лежит принцип системно­деятельностного подхода, я, как учитель, осуществляю управление процессом обучения, и являюсь вдохновителем учащихся. Как   спроектировать   урок,  который   будет   решать   задачи  по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов?  Искренне   убеждена,   что   именно   с   интереса   к   обучению   начинается процесс глубокого освоения предмета.  Слайд   №6  Чтобы   возник   познавательный   интерес,   ставлю   своей задачей столкнуть учащихся с «преодолимой трудностью», то есть предлагаю им   задания,   которые   они   не   могут   решить   известными   способами   и вынуждены   изобрести,   «открыть»   новый   способ   действия.   Я   предлагаю систему специальных вопросов и заданий для того,  чтобы подвести учащихся к этому открытию. Отвечая на вопросы, учащиеся выполняют предметные и вычислительные действия, направленные на разрешение учебной задачи. Слайд   №7  Главным   для   себя   в   работе   на   уроке   считаю   научить каждого ставить цели деятельности и поэтому выделяю четыре вида уроков: урок   «открытия»,   урок   рефлексии,     урок   общеметодологической направленности и  урок развивающего контроля. На всех этапах урока я создаю   условия для формирования у детей основных  универсальных   учебных   действий.  Так,  обучение  детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного   диалога.   Для   этого   создаю  проблемную   ситуацию,   а   ученик принимает эту ситуацию, вместе выявляем проблему. Я управляю   поисковой деятельностью,   а   ученик   осуществляет   самостоятельный   поиск,   вместе обсуждают результаты. Слайд   №8Вопрос,   почему   вода   в   бессточном   озере   Чад   пресная, позволяет учащимся выявить противоречия и, используя имеющиеся знаний, пытаются дать ответ.  Однако в ходе работы возникают противоречия, затем выдвигается гипотеза и ищется ее подтверждение.  Слайд №9  При открытии новых знаний использую способы и методы такие,   как   диалог,   выведение   алгоритма,   групповая   и   парная   работа, позволяющие приобрести учащимися знания путем самостоятельной работы и совместных   действий.   Составляя   сравнительную   характеристику рек Амазонка   и  Конго,  учащиеся   заполняют   таблицу,  тем  самым  анализируют, систематизируют и обобщают материал. Слайд   №10  А   вот   при   первичном   закреплении   эффективнее   всего проговаривание новых знаний. Провожу фронтальную работу, работу в парах. Средства, используемые на данном этапе ­ это комментирование, обозначение знаковыми   символами,   выполнение   продуктивных   заданий.   Учащимся предлагается   заменить   топографические   знаки  на  их   название   и  прочитать прочитать получившийся текст.    Слайд   №11  При   включении   нового   в   систему   имеющихся     знаний предлагаю учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.  Затем выполнить упражнения, в которых новое   знание   используется   вместе   с   изученными   ранее.   При   выполнении интегрированного задания учащиеся определяют местоположения различных видов внутренних вод и наносят их на контурные карты.   Слайд   №12      Учащиеся   работают   с   различными   источниками, критически   осмысляют   актуальную   социальную   информацию,     решают познавательные и практические задачи, осваивают типичные социальные роли, аргументируют   защиту   своей   позиции,     выполняют   творческие   работы   и исследовательские проекты. Так на уроке географии в 6 классе по теме «Вода на Земле» предлагаю прослушать   истории,   в   которой   говорится   о   том,   что   одной   африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по   воде!   И   самое   интересное,   что   это   был   правдивый   рассказ!..   Ребятам предлагаю  посмотрите в окно и сделать вывод: ходим ли мы по воде?  Дети делают вывод, что мы не всегда задумываемся, что вода окружает нас везде: в атмосфере, на суше и в земле.          Слайд   №13    Немаловажным   в   формировании   познавательных универсальных   учебные   действия  является   умение   оценивать, диагностировать,   находить   ошибки,   аргументированно   отстаивать   свое мнение. В этом мне помогает технология критического мышления.  оценка (где ошибка?)  диагноз (в чём причина?)  самоконтроль (каковы недостатки?)  критика (согласны ли вы? опровергните, приведите аргументы)  прогноз (примите своё решение).      Данная   технология   позволяет   ребенку   самостоятельно конструировать   процесс   обучения,   анализируя,   определять   конечный результат, а мне, как учителю ­   отслеживать направление развития ребенка. Слайд   №14  На   этапе   рефлексии   добиваюсь   осознания   учащимися   своей учебной деятельности, самооценки результатов деятельности своей, группы и всего класса. Для этого ребята ищут ответы на вопросы:       • Какую задачу ставили? • Удалось решить поставленную задачу? •Каким способом? • Какие получили результаты? • Что нужно сделать ещё? • знания?  Где   можно   применить   новые  Слайд  №15  На   всех   этапах   деятельность   учащихся   сопровождают технологические     карты,   маршрутные   листы   или   карточки­путеводители, обеспечивающие     эффективное   и   качественное   проведения   урока, возможность   достижения   планируемых   результатов   освоения   основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Слайд №16     Использование системно­деятельностном   подхода на уроках   географии,   способствует   лучшему   усвоению   изученных   тем,   что   в конечном счете влияет  на повышение уровня качества знаний. На протяжении трех лет качество знаний учащиеся   возросло от 60 до 65% .  Слайд   №17  Увеличилось   количество   призеров   в   конкурсах   и олимпиадах муниципального и регионального уровней. Системно­деятельностный   подход   нацелен   на   развитие   личности,  на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. Слайд №18 Используемая литература Литература 1.   Кондаков,   А.М.   О   Федеральном   государственном   образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / Под   ред.   А.М.Кондакова,   А.А.Кузнецова   //   Педагогика.   –   2008.­   №10. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва 2007 г.  2.Асмолов   А.Г.,   Володарская   И.А.,   Салмина   Н.Г.,   Бурменская   Г.В., Карабанова   О.А.   Культурно­историческая   системно­деятельностная парадигма   проектирования   стандартов   школьного   образования   //   Вопросы психологии. – 2007.­ №4. 3.Деятельность: теории, методология, проблемы, М., 1990. 4.Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва 2006 г.  5.Петерсон Л.Г. Программа “Учусь учиться” Москва 2007 г.  6.Непрерывность   образования:   дидактическая   система   деятельностного метода. Москва 2005 г.  7.Мельникова Е.Л. Проблемный урок. Ростов­на­Дону. Витраж 2006 г.

Методический семинар по теме: «Использование системно-деятельностного подхода в обучении географии»

Методический семинар по теме: «Использование системно-деятельностного  подхода в обучении географии»

Методический семинар по теме: «Использование системно-деятельностного подхода в обучении географии»

Методический семинар по теме: «Использование системно-деятельностного  подхода в обучении географии»

Методический семинар по теме: «Использование системно-деятельностного подхода в обучении географии»

Методический семинар по теме: «Использование системно-деятельностного  подхода в обучении географии»

Методический семинар по теме: «Использование системно-деятельностного подхода в обучении географии»

Методический семинар по теме: «Использование системно-деятельностного  подхода в обучении географии»

Методический семинар по теме: «Использование системно-деятельностного подхода в обучении географии»

Методический семинар по теме: «Использование системно-деятельностного  подхода в обучении географии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2019