МБОУ
«Гелдаганская СШ №2»
«Использование
системно-деятельностного
подхода во внеклассных
мероприятиях»
Учитель географии: Куготова А.М.
Содержание:
1. Цели и задачи внеклассной работы по географии.
2. Педагогические требования к внеклассной работе по географии.
3. Методы внеклассной работы по географии.
4. Примеры форм внеклассной работы.
5. Основные показатели эффективности внеклассной работы по географии
Цель внеклассной работы:
Ø обогащение школьников интересными фактами, отражающими различные стороны жизни
Ø Обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников
Ø Развитие познавательного интереса
Ø Углубление знаний по предмету
Важнейшей задачей внеклассной работы по географии является: усиление интереса учащихся к географической науке, знакомство с важнейшими достижениями науки, формирование у учащихся умения работать в коллективе, а так же, такие качества, как взаимопомощь и дружба.
Педагогические требования:
ü общественно полезная направленность
ü профессиональная направленность
ü экологическая направленность
ü краеведческая направленность
ü современность содержания и форм внеклассной работы
ü учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся
ü сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся
ü системность, непрерывное развитие внеклассной работы
Характеристика форм внеклассной работы.
Систематические: географические кружки, географические факультативы, географические клубы, географические и экологические конференции, географические издания и школьные музеи, подготовка докладов, рефератов, выпуск газет и стендов.
Эпизодические: географические олимпиады, конкурсы, КВН-ы, неделя географии, геовикторины и игры, географические вечера, походы, экскурсии, наблюдения, экспедиции.
Основные показатели эффективности внеклассной работы:
ü Повышение качества географических знаний и умений учащихся
ü Интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся
ü Повышение качества знаний по другим предметам
ü Приобретение умений работы с различными источниками информации
ü Повышение общего уровня культуры школьников
Сегодня мы с вами рассмотрим формы организации внеурочной деятельности школьников по географии с помощью технологий системно-деятельностного подхода, активизирующего самостоятельную поисковую деятельность учащихся. Как мы с вами уже знаем, важнейшим нормативно-правовым документом, устанавливающим нормы и правила реализации основных образовательных программ в образовательных учреждениях является государственный образовательный стандарт, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. Начало этой методологии заложили ещё пол века назад Данила Эльконин и Василий Давыдов в советской системе образования, а точнее в «развивающем обучении».
Перед современными учителями стоит важная задача — создание условий, предполагающих процесс получения детьми знаний за счет собственных усилий. Именно формирование умения и желания учиться, работать в команде, саморазвитие личности обучающегося сегодня становятся приоритетными целями образования. Стоит признать, что решение этой задачи требует системных шагов и последовательности.
Одной из актуальных проблем современной системы образования является несоответствие между постоянно увеличивающимся объемом знаний и временем, отводимым образовательной программой на изучение школьного курса. Недостаток времени на уроке не позволяет раскрыть интересующие вопросы. Принимая во внимание важность географии как предмета, необходимого для формирования целого ряда компетенций, а также широкие возможности для организации внеурочной деятельности, следует отметить, что главной задачей учителя становится формирование интереса к предмету, мотивации к учебной и исследовательской деятельности. Внеурочная работа помогает обучающимся совершенствовать общеучебные и специальные умения, способствует расширению кругозора, позволяет сочетать игровую, творческую и исследовательскую деятельность. Внеурочная деятельность является логическим продолжением учебного курса. Формы внеклассной деятельности школьников разнообразны. Походы, экскурсии, организация наблюдений и практических работ на местности позволяют школьникам обогащать жизненный опыт, обобщать теоретическую информацию, выявлять закономерности научных процессов. Непосредственное участие в процессе получения знаний обеспечивает их эмоциональное восприятие, закладку собственного исследовательского опыта.
Организация научных исследовательских географических обществ и проведение географических конференций и вечеров являются наиболее важными формами внеклассной работы по географии, особенно в старших классах, обеспечивая компетентность школьника в формировании научно-исследовательских умений и развитие его коммуникативных способностей, способствует формированию познавательных интересов учащихся, обеспечивает условия для разработки научного подхода в решении сложных задач. Помимо исследовательской деятельности общество занимается и общественно-полезной работой — оформлением кабинета географии, организацией выставок, подбором тематических учебных и документальных фильмов.
Ещё одной формой организации внеурочной работы по географии является проведение географических конференций. Возможна организация читательской конференции, цели которой будут отличаться по возрасту: в среднем звене важно сформировать интерес к чтению географической литературы, а в старших классах — навыки поиска и обобщение информации в рамках научного принципа. Содержание рассматриваемых вопросов может быть различным, и подбирается по возрасту и уровню подготовленности обучающихся. В целом, географические конференции способствуют формированию критического мышления, решению учебной проблемы с помощью использования принципов научного исследования.
Наиболее массовой формой внеурочной работы являются географические вечера. Они сочетают в себе как познавательные, так и развлекательные аспекты (доклады, викторины, КВН-ы, показ географических фильмов). Объединяя формы индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, географические вечера позволяют осуществлять патриотическое и эстетическое воспитание. Способом достижения указанных целей является применение педагогических технологий во внеурочной деятельности.
Наиболее применимая в географии технология проектной деятельности школьников. Она концентрирует в себе фундаментальные основы системно-деятельностного подхода. Именно в проектной деятельности развиваются основные компоненты личности современного школьника, а именно — нестандартное мышление, рациональное целеполагание, отбор и систематизация информации и т. д. Безусловно, стоит отметить, что проекты повышают интерес учеников к предмету, что успешно используется в практической работе. Умение учащегося спрогнозировать дальнейшее событие, а также попытаться найти выход из сложной ситуации является стратегически важным качеством, формируемым в процессе реализации технологии проектов
Благодаря системообразующим принципам внеурочной деятельности происходит активное вовлечение школьников в творческую деятельность, их самовыражение и самоутверждение. Увлеченность процессом получения новых знаний, развитие инициативы и самостоятельности, обеспечивают формирование разносторонне развитой личности, чего в рамках обычного урока географии достичь невозможно. Учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать обучающихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого исследовательского процесса.
Активизация мыслительной деятельности школьников
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ +
Положительная мотивация к изучению предмета и познавательный интерес +РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ + РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ + МОТИВАЦИЯ=
Эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей =ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ
Всем спасибо за внимание!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.