Средства художественной выразительности
Оценка 5

Средства художественной выразительности

Оценка 5
Презентации учебные
pptx
русский язык
10 кл—11 кл
08.01.2021
Средства художественной выразительности
Презентация включает теоретический материал на тему "Средства художественной выразительности", необходимый при изучении литературы и подготовки к ЕГЭ по русскому языку
тропы.pptx

Агапова И.А., учитель русского языка и литературы

Агапова И.А., учитель русского языка и литературы

Агапова И.А.,
учитель русского языка и литературы МАОУ «Вадская СОШ»

Средства художественной выразительности

Художественная речь Художественная лексика:

Художественная речь Художественная лексика:

Художественная речь

Художественная лексика:
Тропы (слова и выражения в переносном значении),
Группы слов по сфере употребления и происхождению

Синтаксические фигуры:
Повтор,
Параллелизм,
Антитеза,
Инверсия,
Риторические вопросы, обращения, восклицания

Особенности звучания:
Рифма,
Ритм,
Анафора,
Эпифора,
Аллитерация,
ассонанс,
звуковые повторы.

Тропы Название Описание/определение примеры

Тропы Название Описание/определение примеры

Тропы

Название

Описание/определение

примеры

Сравнение

Сравнение двух предметов. Явлений при помощи союзов (как, будто, точно, словно подобно), с использ. творит. падежа, отрицательного типа, развернутое

Глаза как звёзды..

Крошкой в руках улеглось…

Белей, чем горы снеговые…
Не ветер бушует над бором…
Так летом глыба снеговая/цветами радуги блистая,/ висит, прохладу обещая…

Эпитет

Художественное определение (сущ., прилаг., нареч., дееприч.)

Бродяга-ветер
Серебряная береза
Жадно глядит,
Несется, сверкая,…

Тропы Оксюморон Сочетание противоположных по смыслу определений

Тропы Оксюморон Сочетание противоположных по смыслу определений

Тропы

Оксюморон

Сочетание противоположных по смыслу определений

Живой труп

Метафора

Перенос значения на основе сходства. Скрытое сравнение.

«В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря», град пуль, сидеть за баранкой автомобиля. Сыплет черёмуха снегом.

Аллегория

Иносказание (напр., перенесение значений с мира людей на мир животных)

Лиса-хитрость,
Осел-глупость

Тропы Олицетворение наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками "Ветер со стоном метался …, ветер дует

Тропы Олицетворение наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками "Ветер со стоном метался …, ветер дует

Тропы

Олицетворение

наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками

"Ветер со стоном метался …, ветер дует. Синий колокольчик спит в тени берёз.

 
 
 
Метони-мия

Перенос названия на основании смежности (между содержанием и формой, автором и произведением, действием и орудием, предметом и материалом, местом и людьми)

"Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый».
Кремль принял решение.
Весь пароход сбежался.
Не то на серебре – на золоте едал.

 
Синек-доха

Перенос значения по признаку количественного отношения между предметами.
 

"К нему и птица не летит,
И зверь нейдет». "И слышно было до рассвета, как ликовал француз".

Тропы Ирония Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается

Тропы Ирония Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается

Тропы

Ирония

Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.

Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов.)

Гипербола

Непомерное преувеличение

"Он так кричал, что в соседних домах окна повылетали». В сто сорок солнц закат пылал.

Литота

Непомерное преуменьшение

"Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить», мальчик-с-пальчик, дюймовочка. Тише воды, ниже травы.

Тропы Гротеск художественное преувеличение до невероятного, фантастического

Тропы Гротеск художественное преувеличение до невероятного, фантастического

Тропы

Гротеск

художественное преувеличение до невероятного, фантастического. Гротеск — это фантастическая гипербола. Гипербола ближе к реальности, гротеск — к сну-мороку, кошмарному сну.

Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.

 
Перифраз

Замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

Солнце русской поэзии (о Пушкине), туманный Альбион (Лондон), заря жизни (молодость), царь зверей (лев). Добытчики чёрного золота.

Группы слов по сфере употребления и происхождению

Группы слов по сфере употребления и происхождению

Группы слов по сфере употребления и происхождению

Смотри презентации:
Синонимия и антонимия. Стилистическая окраска слов. Общеупотребительная и необщеупотребительная лексика
Слово как единица языка. Многозначность и омонимия. Переносное значение слова.

Синтаксические фигуры Риторические вопросы, обращения, восклицания

Синтаксические фигуры Риторические вопросы, обращения, восклицания

Синтаксические фигуры

Риторические вопросы, обращения, восклицания

Усиливают внимание читателя. Не требуют ответа

Что ищет он в стране далекой?
Мой друг, Отчизне посвятим/ души прекрасные порывы!
Ах, уймись ты, буря!

Повтор.
Разновидности повторов: анафора, эпифора, градация, кольцо, стык

Неоднократное повторение одних и тех же слов и выражений

Соловей мой, соловей, голосистый соловей!

Анафора

Единоначатие

Клянусь я первым днем творенья,/Клянусь его последним днем…

Эпифора

Единство концовок

Струится нетихнущий дождь, томительный дождь..

Синтаксические фигуры парцелляция это такое построение текста, в котором используется намеренное членение связной мысли на составляющие её части с целью усиления выражений эмоций, характеристики состояния…

Синтаксические фигуры парцелляция это такое построение текста, в котором используется намеренное членение связной мысли на составляющие её части с целью усиления выражений эмоций, характеристики состояния…

Синтаксические фигуры

парцелляция

это такое построение текста, в котором используется намеренное членение связной мысли на составляющие её части с целью усиления выражений эмоций, характеристики состояния субъекта идр.

-Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда! - не понимая, сказал Никитин .
Во всем мне хочется дойти/ До самой сути. //В работе, в поисках пути,/ В сердечной смуте. 

Парцелляция – художественное средство только тогда, когда несет смысловую нагрузку. В противном случае – это речевая ошибка. Напр.:
Газеты печатают все факты и ценные материалы. Чтобы люди читали и читали.

Синтаксические фигуры Градация

Синтаксические фигуры Градация

Синтаксические фигуры

Градация

Своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению значимости

Не жалею, не зову, не плачу…

Стык

словесный повтор в конце стихотворной строки и в начале следующей.

О весна, без конца и без краю, // Без конца и без краю мечта!

Кольцо

Повтор слов, выражений в начале и в конце фразы

Мутно небо, ночь мутна

Антитеза

Противопоставление

Черный вечер, белый снег.

Синтаксические фигуры Инверсия

Синтаксические фигуры Инверсия

Синтаксические фигуры

Инверсия

Нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы

Где глаз людей обрывается куцый…

Параллелизм

Однородное синтаксическое построение предложений

Твой ум глубок, что море,//
Твой дух высок, что горы.

Пропуск

Пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма

Мы сёла – в пепел!//В мечи – серпы и плуги!

Особенности звучания. Размеры Двухсложные

Особенности звучания. Размеры Двухсложные

Особенности звучания. Размеры

Двухсложные

Трехсложные

Хорей(ударение приходится на нечетные слоги)
ВЕтер, вЕтер, ты могУч ТЫ гонЯешь стАи тУч

Дактиль (ударение приходится на первый из трех слогов)
ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!

Ямб (ударение приходится на четные слоги)
МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный! ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный…

Амфибрахий(ударение приходится на второй из трех слогов)
На сЕвере дИком стоИт одинОко На гОлой вершИне соснА

ХЯ ДАмАн

Анапест (ударение приходится на третий из трех слогов)
Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных РоковАя о гИбели вЕсть.

Особенности звучания. Рифма Мужская (последний слог – ударный)

Особенности звучания. Рифма Мужская (последний слог – ударный)

Особенности звучания. Рифма

Мужская (последний слог – ударный)
Зима весёлая пришла
И много снега принесла.

Парная (аа)
Я тебя сегодня полюбила,
Я про горе прошлое забыла,
Я поверила сегодня в яркий свет,
Я нашла потерянный ответ.

Женская (Последний слог – безударный)
Пусть счастье будет ярче света,
А радость станет жарче лета.

Перекрестная (абаб)
Мне недалеко уйти пришлось:
Я забыла собственное сердце.
Жаль, что прошлое когда-то не сбылось,
Жаль, что сломаны заветные все дверцы.

Кольцевая (абба)
Я обошла давно весь свет.
Тебя ли я в нём потеряла?
Себя ли я тогда искала?
Я не могу найти ответ.

Особенности звучания Аллитерация повторение одинаковых согласных звуков

Особенности звучания Аллитерация повторение одинаковых согласных звуков

Особенности звучания

Аллитерация

повторение одинаковых согласных звуков

Грохочет грохот грома...
А комар все злится, злится...
Он над ней жужжит, кружится...

Ассонанс

созвучие гласных звуков в рифме или повторение одинаковых гласных

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга.

Анафора

Единоначатие (звуки)

Вечер. Взморье. Вздохи ветра…

Паронимия

Игра близкими по звучанию словами, когда сходство звука используется для создания новой смысловой связи

Леса – лысы.//Леса обезлосели. Леса обезлисили.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2021