Художественная речь
Художественная лексика:
Тропы (слова и выражения в переносном значении),
Группы слов по сфере употребления и происхождению
Синтаксические фигуры:
Повтор,
Параллелизм,
Антитеза,
Инверсия,
Риторические вопросы, обращения, восклицания
Особенности звучания:
Рифма,
Ритм,
Анафора,
Эпифора,
Аллитерация,
ассонанс,
звуковые повторы.
Тропы
Название | Описание/определение | примеры |
Сравнение | Сравнение двух предметов. Явлений при помощи союзов (как, будто, точно, словно подобно), с использ. творит. падежа, отрицательного типа, развернутое | Глаза как звёзды.. |
Эпитет | Художественное определение (сущ., прилаг., нареч., дееприч.) | Бродяга-ветер |
Тропы
Оксюморон | Сочетание противоположных по смыслу определений | Живой труп |
Метафора | Перенос значения на основе сходства. Скрытое сравнение. | «В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря», град пуль, сидеть за баранкой автомобиля. Сыплет черёмуха снегом. |
Аллегория | Иносказание (напр., перенесение значений с мира людей на мир животных) | Лиса-хитрость, |
Тропы
Олицетворение | наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками | "Ветер со стоном метался …, ветер дует. Синий колокольчик спит в тени берёз. |
| Перенос названия на основании смежности (между содержанием и формой, автором и произведением, действием и орудием, предметом и материалом, местом и людьми) | "Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый». |
| Перенос значения по признаку количественного отношения между предметами. | "К нему и птица не летит, |
Тропы
Ирония | Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. | Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов.) |
Гипербола | Непомерное преувеличение | "Он так кричал, что в соседних домах окна повылетали». В сто сорок солнц закат пылал. |
Литота | Непомерное преуменьшение | "Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить», мальчик-с-пальчик, дюймовочка. Тише воды, ниже травы. |
Тропы
Гротеск | художественное преувеличение до невероятного, фантастического. Гротеск — это фантастическая гипербола. Гипербола ближе к реальности, гротеск — к сну-мороку, кошмарному сну. | Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина. |
| Замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. | Солнце русской поэзии (о Пушкине), туманный Альбион (Лондон), заря жизни (молодость), царь зверей (лев). Добытчики чёрного золота. |
Синтаксические фигуры
Риторические вопросы, обращения, восклицания | Усиливают внимание читателя. Не требуют ответа | Что ищет он в стране далекой? |
Повтор. | Неоднократное повторение одних и тех же слов и выражений | Соловей мой, соловей, голосистый соловей! |
Анафора | Единоначатие | Клянусь я первым днем творенья,/Клянусь его последним днем… |
Эпифора | Единство концовок | Струится нетихнущий дождь, томительный дождь.. |
Синтаксические фигуры
парцелляция | это такое построение текста, в котором используется намеренное членение связной мысли на составляющие её части с целью усиления выражений эмоций, характеристики состояния субъекта идр. | -Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда! - не понимая, сказал Никитин . |
Парцелляция – художественное средство только тогда, когда несет смысловую нагрузку. В противном случае – это речевая ошибка. Напр.:
Газеты печатают все факты и ценные материалы. Чтобы люди читали и читали.
Синтаксические фигуры
Градация | Своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению значимости | Не жалею, не зову, не плачу… |
Стык | словесный повтор в конце стихотворной строки и в начале следующей. | О весна, без конца и без краю, //Без конца и без краю мечта! |
Кольцо | Повтор слов, выражений в начале и в конце фразы | Мутно небо, ночь мутна |
Антитеза | Противопоставление | Черный вечер, белый снег. |
Синтаксические фигуры
Инверсия | Нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы | Где глаз людей обрывается куцый… |
Параллелизм | Однородное синтаксическое построение предложений | Твой ум глубок, что море,// |
Пропуск | Пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма | Мы сёла – в пепел!//В мечи – серпы и плуги! |
Особенности звучания. Размеры
Двухсложные | Трехсложные |
Хорей(ударение приходится на нечетные слоги) | Дактиль (ударение приходится на первый из трех слогов) |
Ямб (ударение приходится на четные слоги) | Амфибрахий(ударение приходится на второй из трех слогов) |
ХЯДАмАн | Анапест (ударение приходится на третий из трех слогов) |
Особенности звучания. Рифма
Мужская (последний слог – ударный) | Парная (аа) |
Женская (Последний слог – безударный) | Перекрестная (абаб) |
Кольцевая (абба) |
Особенности звучания
Аллитерация | повторение одинаковых согласных звуков | Грохочет грохот грома... |
Ассонанс | созвучие гласных звуков в рифме или повторение одинаковых гласных | Забил заряд я в пушку туго |
Анафора | Единоначатие (звуки) | Вечер. Взморье. Вздохи ветра… |
Паронимия | Игра близкими по звучанию словами, когда сходство звука используется для создания новой смысловой связи | Леса – лысы.//Леса обезлосели. Леса обезлисили. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.