Средства и способы связи предложений в тексте. 8 класс
Оценка 5

Средства и способы связи предложений в тексте. 8 класс

Оценка 5
pptx
29.09.2023
Средства и способы связи предложений в тексте. 8 класс
Средства и способы связи предложений в тексте.pptx

СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

А. Да это белка! Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек

А. Да это белка! Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек

А. Да это белка!
Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.
В. Как она очутилась в городе?
Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.

РАССТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТАКОМ ПОРЯДКЕ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛСЯ ТЕКСТ.

ВСПОМНИМ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕКСТА Текст – это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой

ВСПОМНИМ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕКСТА Текст – это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой

ВСПОМНИМ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕКСТА

Текст – это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.

Что мы называем текстом? 

Текст может иметь заголовок, передающий тему и основную мысль высказывания.

Какие свойства присущи тексту?

Основными свойствами текста являются цельность, связность, членимость.

Что такое тема текста? Цельность обеспечивается наличием темы и основной мысли

Что такое тема текста? Цельность обеспечивается наличием темы и основной мысли

Что такое тема текста?

Цельность обеспечивается наличием темы и основной мысли. Тема — это то, о чём говорится в тексте.

Что называется основной мыслью текста?

Основная мысль — это то, ради чего написан текст.

Как выделить в тексте микротему?

В большом тексте ведущая тема распадается на ряд микротем. Микротеме обычно соответствует абзац.

СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Основными видами (способами) связи
предложений в тексте являются:

ЦЕПНАЯ
(последовательная)

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ

ЦЕПНАЯ СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

ЦЕПНАЯ СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

ЦЕПНАЯ СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы сцепляются между собой. «Новое» в каждом предшествующем предложении становится «данным» для следующего предложения При цепной связи предложение связывается с предыдущим при помощи лексического и грамматического повтора (повторяется какое-либо слово), замены слова синонимом, местоимением.

Москва очень похорошела. К ней не применим печальный закон времени — она делается старше по возрасту, но моложе и красивее по внешнему виду. Мне это особенно приятно: я провёл в Москве своё детство и юные годы (А. Куприн).

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ЦЕПНОЙ СВЯЗИ

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ЦЕПНОЙ СВЯЗИ

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ЦЕПНОЙ СВЯЗИ


Употребление местоимений.
Употребление синонимов и повторов.
Использование вводных слов.
Использование сочинительных союзов в начале отдельных предложений.

Цепная связь: Наконец мы увидели море

Цепная связь: Наконец мы увидели море

Цепная связь:

Наконец мы увидели море. Оно было огромным и очень спокойным. Но это спокойствие было обманчивым.

1

2

3

ЦЕПНАЯ СВЯЗЬ

Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места

Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места

(1) Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. (2) Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова. (3) Но, подумал я, старый смотритель, может быть, уже сменён; вероятно, Дуня уже замужем.
(4) Мысль о смерти того или другого также мелькнула в уме моём, и я приближался к станции *** с печальным предчувствием  (А. Пушкин).

ОПРЕДЕЛИМ СРЕДСТВА СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ:
второго предложения с первым — личные местоимения в родительном и именительном падежах (меня — я);
третьего предложения со вторым — лексический повтор (я — я; смотрителя — смотритель), контекстный синоним (дочь старого смотрителя — Дуня), глаголы мысли (вспомнил — подумал), сочинительный союз в начале 3-го предложения (но);
четвёртого предложения с третьим — местоимения (смотритель, Дуня — того или другого); однокоренные слова и слова одной тематической группы (подумал — мысль, в уме).
Вывод: связь между предложениями — ЦЕПНАЯ.

Параллельная связь — соподчинение всех предложений, начиная со второго, первому по смыслу

Параллельная связь — соподчинение всех предложений, начиная со второго, первому по смыслу

Параллельная связь — соподчинение всех предложений, начиная со второго, первому по смыслу. При параллельной связи предложения сопоставляются или противопоставляются с помощью одинакового порядка слов, антонимов, одинакового начала, одинаковой цели высказывания.

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

В полночь, когда я закончил все сборы и вышел во двор посмотреть на погоду, над кровлей ровно гудел ветер. Ярко и чисто сияло далёкое созвездие из пяти белых холодных звёзд. Прозрачные белёсые облачка быстро набегали, и казалось, что весь двор несётся куда-то в чёрную тьму в гудении ветра  (По Н. Никонову).

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ СВЯЗИ
Одинаковые временные формы и вид глаголов-сказуемых в разных предложениях.
Однотипность предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по составу и порядку слов и т. д.

Спускаются навстречу пароходы и баржи, но их ещё мало

Спускаются навстречу пароходы и баржи, но их ещё мало

Спускаются навстречу пароходы и баржи, но их ещё мало. Ползут плоты, но скупо. Довольно часто попадаются буксиры с огромными железными наливными баржами, низко стоящими в воде. Это госпароходство тянет нефтяные грузы «Азнефти». (М.Кольцов).

ПОЯСНЕНИЯ: В приведённом тексте все сказуемые стоят в настоящем времени. В первых трёх предложениях они находятся перед подлежащими. Таким образом, все три предложения имеют параллельную структуру.
Такой приём называется синтаксическим параллелизмом (когда несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения).

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ ЧАЩЕ ВСЕГО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ОПИСАНИИ И ПОВЕСТВОВАНИИ.

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ Леса оздоровляют землю

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ Леса оздоровляют землю

1

2

3

4

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ

Леса оздоровляют землю. Они не только исполинские лаборатории, дающие кислород. Они поглощают пыль и ядовитые газы. Их справедливо называют «легкими земли».

Параллельная связь:

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ:

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ:

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ:

Лексические
Морфологические
Синтаксические

Лексический повтор. (Жил на краю деревни старый

Лексический повтор. (Жил на краю деревни старый

Лексический повтор. 
(Жил на краю деревни старый Бобыль. Была у Бобыля своя хата и собака.)
Синонимическая замена
(Художники, выписанные из Антиохии, изобразили на стенах охоту Артемиды. Богиня метала стрелы, и короткая розовая туника небесной охотницы развевалась на ветру.)
Использование антонимов.
(Один был высокого роста, другой – роста низкого.)
Родовидовые слова.
В этом лесу много милых сердцу русских деревьев. Но прежде всего замечаешь стволы любимых берёз.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ:

Употребление глаголов одного вида и одного времени

Употребление глаголов одного вида и одного времени

Употребление глаголов одного вида и одного времени. 
(Самолёты налетали так внезапно, что никто не успел броситься в щели. И все попадали тут же на землю.)
Местоименная замена, т.е. замена существительного или другой части речи местоимением. 
(А годы шли да шли; быстро и неслышно, как неспешные воды, протекала молодость Елены, в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге. Подруг у неё не было: изо всех девиц, посещавших дом Страховых, она не сошлась ни с одной.)
Использование союзов, частиц, вводных слов, выступающих средствами связи внутри предложений, они могут быть и средствами связи всего текста. Например, вводные слова итак, следовательно и другие обычно связывают последнюю часть текста со всей предыдущий частью.
(Он сказал, что после признаний на суде он так поступить не может. Ведь обращение о помиловании требует признания вины. А он за собой вины не признаёт и покаянных слов писать не может.)

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ:

Синтаксический параллелизм – несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения

Синтаксический параллелизм – несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения

Синтаксический параллелизм – несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения.
(Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому.)
Парцелляция – выделение члена, чаще второстепенного, после точки в виде самостоятельного предложения.
(В самом конце 80-х годов в нём запретили ловить рыбу. Не для того, чтобы сберечь её стадо, дать нагуляться молоди… А потому, что выловленная рыба стала опасной для человека.)
Соположенность предложений – объединение нескольких предложений с одним типовым значением в синтаксическое целое параллельной связью.
(Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина. Молчаливые заросли. Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте.)
Предложения-скрепы типа
Перейдём к следующей части высказывания.
Об этом говорилось выше.
Как уже было отмечено... и т.п.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ:

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ (1) Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ (1) Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ

(1) Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые.
(2) В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам.
(3) Сосны всё время тихонько шумели. (Ю. Казаков)

КАКИЕ СЛОВА ПОМОГАЮТ СВЯЗЫВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?

Радостна, шумна и пахуча весна в лесу

Радостна, шумна и пахуча весна в лесу

(1) Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. (2) Звонко поют птицы. (3) Звенят под деревьями весенние ручейки.
(4) Смолой пахнут
набухшие почки.

ВЕСНА В ЛЕСУ.

ОТРЕДАКТИРУЙТЕ ТЕКСТ Передо мной иллюстрация художника

ОТРЕДАКТИРУЙТЕ ТЕКСТ Передо мной иллюстрация художника

ОТРЕДАКТИРУЙТЕ ТЕКСТ

Передо мной иллюстрация художника Л. Владимирского к повести-сказке А. Н. Толстого “Золотой ключик”. На иллюстрации изображен Буратино. На иллюстрации Буратино получает в подарок от Черепахи Тортиллы золотой ключик. Буратино очень рад
подарку. Подарок поможет ему
открыть тайну заветной дверцы.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ Какую связь предложений в тексте отражают схемы: 1 2 3 1 2 3 4

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ Какую связь предложений в тексте отражают схемы: 1 2 3 1 2 3 4

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Какую связь предложений в тексте отражают схемы:

1

2

3

1

2

3

4

Конечно, названные явления не исчерпывают всего многообразия средств связи предложений в тексте

Конечно, названные явления не исчерпывают всего многообразия средств связи предложений в тексте

Конечно, названные явления не исчерпывают всего многообразия средств связи предложений в тексте. Более того, зачастую в текстах одновременно используются средства разных уровней.

Отдел истории русской культуры обладает небольшой, но хорошей коллекцией окон. Созданная в основном усилиями псковских экспедиций сотрудников Эрмитажа, эта коллекция позволяет проследить закономерности иконописи новгородской, псковской, московской школ и особенно редких икон «северных писем». 

(В данном случае используется лексический повтор и
указательное местоимение)

Выучить конспект, подобрать из художественной литературы предложения с разными типами связи

Выучить конспект, подобрать из художественной литературы предложения с разными типами связи

Выучить конспект,
подобрать из художественной
литературы предложения с
разными типами связи.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2023