Средства создания комического в рассказах М. Зощенко. "История болезни". 8-й класс
Данные сатирика у вас – налицо, чувство
иронии очень острое и лирика сопровождает
его крайне оригинально. Такого соотношения
иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого...
М. Горький
Цель урока: посредством анализа художественного текста выявить те средства, с помощью которых писатель М.М. Зощенко реализует категорию комического в рассказе; определить вид комического в данном произведении.
Задачи урока. Обучающие: помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа путем анализа средств создания комического; подвести учащихся к основной идее автора: через категорию комического видеть реальный мир, наполненный разными пороками, требующими исправлений; увидеть авторское отношение к событиям, происходящим в рассказе; учить школьников анализу литературного произведения; выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства, в частности с театральным искусством;
Развивающие: развивать навыки аналитического чтения произведения; развивать умение выделять средства комического в художественном произведении; развивать творческие способности учащихся и устную речь; развивать навыки поисково – исследовательской деятельности учащихся; расширять кругозор посредством обогащения речи школьников новыми словами и понятиями.
Воспитывающие: воспитывать чувство прекрасного у учеников через чтение и анализ художественного текста; воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека.
ХОД УРОКА
I. Организационный
Класс предварительно разбивается на 3 группы, в каждой группе выбирается координатор; каждому ученику выдается рабочая карта, которую он заполняет по ходу урока.
Учитель.
Добрый день, займите свои места и позвольте зачитать мне своё официальное обращение к Вам. (Слайд 1).
Я, … Анна Александровна, … учитель русского языка и литературы … лицея № 6 … города Волгограда, пришла в ваш … класс, чтобы провести … урок литературы. Я рада приветствовать … гостей и счастлива видеть … лица учеников. |
Учитель.
Что
же это? Моё обращение суховато. Почему? (Нет прилагательных).
– А для чего нужны прилагательные? (Чтобы речь была яркой и
выразительной).
– Помогите мне, пожалуйста, «разукрасить» обращение, используя следующие слова
для справок: наипрекраснейший, продвинутый,
шикарный, досточтимый, хитренький, всемирно известный, элитный,
длиннюсенький-предлиннюсенький. (Слайд 2).
(Каждой группе выдается лист с текстом обращения, куда необходимо вставить приведенные слова).
– Давайте прочитаем, что получилось. (Каждая группа представляет свой вариант приветствия). (Слайд 3)
Я, наипрекраснейшая Анна Александровна, продвинутый учитель русского языка и литературы всемирно известного лицея № 6 длиннюсенького-предлиннюсенькогогорода Волгограда пришла в ваш элитный класс, чтобы провести шикарный урок литературы. Я рада приветствовать досточтимых гостей и счастлива видеть хитренькие лица учеников. |
II. Актуализация знаний
Учитель.
Почему
вы смеялись? Что вызвало смех?
Конечно же, в данном контексте присоединение таких прилагательных кажется
смешным, т.к., во-первых, они не соответствуют ситуации в тексте; во-вторых, не
соответствуют стилю текста.
Именно такое НЕСООТВЕТСТВИЕ (несогласованность, расхождение, противоречие,
различие; противоестественность, неестественность, неправильность) и создает
ситуациюкомического. (Слайды 4-5)
Давайте вспомним, что такое комическое. Обратимся к вашим
рабочим картам, задание № 1.
Комическое – это средство раскрытия жизненных противоречий через осмеяние. В основе комического – несоответствие норме.
Посмотрите на определения в вашей рабочей карте и соотнесите эти понятия с ними.
(Выполняется задание 2).
Добрый
смех, незлобная насмешка – это…
Скрытая насмешка, создание комического эффекта от намеренного употребления слов
со значением, противоположным тому, что желает сказать автор – это….
Изобличение и гневное осмеяние того, что противоречит нравственным законам –
это…
Язвительная насмешка, едкая издевка – это… (Слайд 6)
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель.
Давайте
вернемся к тексту, который мы вместе с вами создали, и посмотрим, какой вид
комического мы использовали (Конечно же, юмор)
– Ну что же, мы с вами попытались создать юмористическое произведение,
используя для этого незамысловатые средства. Конечно же, нам трудно состязаться
в этом умении с истинными мастерами комического, такими, например, как Михаил
Михаилович Зощенко. Обратимся к его творчеству и выясним…
– А что же мы попытаемся выяснить? Попробуйте сформулировать тему нашего урока, опираясь на ключевые слова: комическое, виды комического, средства создания смешного, рассказ, текст, М.Зощенко. (Учащиеся формулируют тему урока) (Слайд 7).
–
Итак, тема нашего урока: «Средства создания комического в рассказе М.М.Зощенко
"История болезни"» (Записывают ее в рабочую карту).
– Что же мы должны выяснить? Какова наша сегодняшняя цель? (Учащиеся
формулируют цель урока).
– Итак, рассказ носит интересное название – «История болезни». (Слайд 8)
– Какие ассоциации возникают у человека при слове «болезнь»?
– А что вызвало ваш смех после прочтения рассказа, что показалось смешным?
– Как же можно в одном рассказе сочетать комическое и трагическое? С помощью
каких средств удается писателю заставить читателей улыбаться, смеяться? Вы
можете ответить на этот вопрос?
Чтобы ответить на поставленные вопросы, проведем небольшое исследование, поработаем в группах, где у каждого из вас будет своя определенная роль.
IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
Работа
в группах. Формулировка цели работы каждой группы, ход работы. Чтение
правил работы в группах.
Каждый из членов группы получает текст рассказа и свой вопрос, на который он
должен ответить. В процессе работы каждый выписывает на цветные стикеры
необходимые ответы и приклеивает на заранее заготовленную таблицу.
Вопросы для каждого из членов группы (распределяются по желанию):
1.
Выпишите фразы, предложения, словосочетания, характеризующие деятельность
медицинского персонала, больницы.
Например: плакат: «Выдача трупов от 3-х до 4-х»
Выпишите данные слова и фразы на желтые стикеры.
Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным
колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с
остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты
совместной работы.
2.
Проанализируйте речь героев в данном отрывке. Выпишите просторечные,
разговорные слова, слова-паразиты, пословицы, фразеологизмы.
Например: хворать, дома и солома едома.
Выпишите данные слова и фразы на зеленые стикеры.
Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным
колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с
остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты
совместной работы.
3.
Выпишите слова высокого стиля, канцеляризмы. Используйте для этого
стикеры зеленого цвета.
Например: предпочитаю, воззвание, тогда и критикуйте.
Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным
колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с
остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты
совместной работы.
4.
Обратите внимание на синтаксис, используемый автором в данном отрывке.
Определите, какие предложения преобладают: простые или сложные, короткие или
длинные? Выпишите эти короткие фразы. Посмотрите, есть ли вводные слова и
словосочетания. Выпишите такие слова. Используйте стикеры розового цвета.
Например: и тут сестричка подскочила. Как говорится,
Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным
колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с
остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты
совместной работы.
5.
Обратите внимание на описание мимики, жестов героев. Выпишите слова,
характеризующие их. Используйте стикеры оранжевого цвета.
Например: закачался на ногах.
Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным
колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с
остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты
совместной работы.
6.*Найдите
в вашем отрывке анафору (одинаковое начало фраз), эпифору (одинаковое окончание
фраз), инверсию (неправильный порядок слов). Выпишите данные средства наголубые стикеры.
Например: Я,— говорит, Я говорю
Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным
колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с
остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты
совместной работы.
V. Обсуждение результатов работы каждой группы. Защита своих работ. Анализ
Каждая группа вывешивает свои сводные таблицы, комментирует выбор средств и делает вывод: к какому типу комического можно отнести рассказ М.М.Зощенко.
–
Подтверждение правильности сделанных выводов (просмотр видеозаписи, где сам
Зощенко говорит о своем языке). (Слайд 9)
"Я почти ничего не искажаю. Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит
и думает улица". В этом проявилось новаторство Зощенко-сатирика.
– Подведение к составлению общей схемы: какие средства в рассказе помогают создать комическую ситуацию? Составляем схему-ромашку, которая должна получится неполной
(задание 3)
– У нас в схеме остались незаполненные ячейки. Попробуйте их заполнить, после просмотра следующего фрагмента (Фрагмент видеочтения рассказа). (Слайд 10)
Итак, получаем следующую схему:
VI. Подведение итогов. Рефлексия
–
Проанализировав средства создания комического в рассказе, давайте ответим на
вопросы:
– Что или кого высмеивает Зощенко в этом рассказе?
– О какой болезни идет речь?
– Можем мы теперь определить: что использовал Зощенко в своем рассказе:
юмор, иронию или сатиру? (Слайд 11).
– В своей рабочей карте заштрихуйте тот итоговый квадрат (ЮМОР, ИРОНИЯ, САТИРА), который считаете нужным.
– Подведем итог: проголосуйте с помощью цветных стикеров об успешности вашей работы на уроке:
· Зеленый стикер – «Я все понял, во всем разобрался, усвоил основные понятия».
· Желтый стикер – «Я частично понял, попытался разобраться, в основном усвоил основные теоретические понятия».
· Красный стикер – «Я ничего не понял, не разобрался, не справился с заданием».
– А теперь предлагаю вам посмеяться. Обратите внимание на вывески и объявления, которые мы нашли в наше время. Думаю, М.М.Зощенко обязательно бы нашел повод ПОСМЕЯТЬСЯ! (Слайды 12-16).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.