СЦЕНАРИЙ УРОКА
- Добрый день! Ребята, сегодня у нас на уроке гости, учителя русского языка и литературы. А гости – это праздник. А праздникам мы всегда рады!
Продолжаем работу над проектом «Классная газета», 2 ой номер которой будет посвящен самому сокровенному человеку на свете – маме, вашим мамам.
На уроках литературы мы читали и обсуждали много произведений, посвященных семье, взаимоотношениям детей и родителей, да и недавно проведенное совместно с родителями классное собрание выявило много и проблем в ваших отношениях с родителями.
Приближается День матери, и мне бы очень хотелось, чтобы наши уроки помогли вам остановиться, задуматься и понять очень простую истину- самый богатый человек на свете тот, у кого жива мама. И пусть признанием в любви станет ваш рассказ о маме, который мы поместим в газете и подготовку к которому продолжим сегодня на уроке.
Тема урока «Средства создания образа литературного героя» (по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»)
Ребята, сегодняшний урок можно назвать исследовательским, так как попытаемся проникнуть в творческую мастерскую писателя и узнать, с помощью каких средств и как как создается литературный образ.
Мудрец сказал: «Кто знает, тот понимает, а кто понимает, тот создает»
- Итак, что мы должны
А) узнать
Б) понять
В) создать?
(Узнать приемы создания образа героя, понять произведение и героя, создать свой рассказ)
- Освежим в памяти прочитанное. Что заставило Катерину Петровну написать письмо дочери?
- А как бы вы поступили, если бы получили такое письмо?
-Как поступила с письмом Настя?
-Можно ли назвать Настю совсем бездушной?
-Оказывается, одно дело всю себя отдать работе ради личной выгоды, чтобы тебя заметили, выделили, похвалили, и совсем другое – помнить о близких, о маме. Вот такого испытания на человечность Настя и не выдерживает.
-Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Тихона, которыми он обращается к Манюшке
«За добро плати добром, не будь пустельгой»
-ЛЗ слова «пустельга»
1. Хищная птица из
семейства соколиных.
2. Легкомысленный, пустой человек (неодобрительное).Давайте, запомним, что эти
слова в рассказе обращены к Манюшке.
-Так почему же до боли в сердце жалко Катерину Петровну, как же удалось автору достучаться до наших сердец? Обратимся к тексту.
-Описанием какой картины природы начинается рассказ и какое он создает настроение?
Природа увядает время остановилось «маленький подсолнечник»
-Случайно ли автор начинает свой рассказ описанием увядающей, нагоняющей тоску природы? (Это опоэтизированный рассказ о душевном состоянии Катерины Петровны)
- Сформулируйте ВЫВОД по теме урока
-А теперь речевая разминка. Восстановите текст «Октябрь…дождь»
-Исправьте речевые ошибки
- Давайте внимательно вглядимся , в какой обстановке живет героиня, каков интерьер и как он поможет понять горе Катерины Петровны
-Какие цвета преобладают?
Холодный тоскливый
Желтый больной
Серый дряхлый
Черный забытый, заброшенный
-Давайте подберем к этим прилагательным синонимы, только чтобы они отражали уже состояние героини
-Какова роль интерьера? Сделайте вывод (интерьер подчеркивает одиночество КП, ей не с кем поговорить, да уже и не жила она, а доживала свой век, как пишет автор.
-Обращаемся снова к тексту. Какие художественные детали также подчеркивают одиночество героини?
Керосиновый ночник свет
Истлевшие черные листья между рамами смерть
Мышь, нюхавшая застоявший воздух одиночество
Деньги в руках запах духов дочери
-Что символизируют эти детали? (Усиливают трагичность существования героини)
-И снова речевая минутка. Создайте свой мини текст по данной конструкции «Свет- запах духов дочери»
-И однажды осенней ночью чуть не случилось чудо. Кто-то долго стучал в калитку, КП решилась выйти из дому. Почему? (Калитка была заколочена несколько лет, КП подумала, что дочь могла не знать об этом и стучать)
-Прочитайте выразительно данный отрывок из текста.
-Какой метафорой автор подчеркивает в очередной раз одиночество героя?
«Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю»
-Определите, какие слова являются ключевыми и что они означают? (Автор подчеркивает одиночество звезд и смотрят они сочувствующе)
-Зачем введен образ клена? (Он тоже одинок, ему некуда уйти от этой бесприютной ночи)
-Почему именно после встречи с кленом КП пишет письмо дочери, которую она так оберегала от всех своих проблем? (Пожалела клен и пожалела свою дочь, потому что как старый человек, проживший жизнь, знала, как будет одиноко дочери после ее смерти и как тяжело ей будет жить. Не о себе печется душа КП, а об Настеньке, которой всю жизнь предстоит нести тяжелый крест)
-Прочитайте выразительно письмо КП в Ленинград дочери. О чем и о ком пишет в письме женщина, обреченная на смерть? (Об осени, о саде). Как сдержана старая женщина в своем монологе.
-Ребята, почему монолог, а не диалог? (Не будет услышана дочерью)
-«А Манюшка, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь. Но внутри ничего не было – одна жестяная пустота»
-Ключевое слово? (Жестяная пустота)
-Что оно значит? (КП не дождется своей дочери)
-Ребята, почему в рассказе отсутствует портрет КП? (Он не нужен, потому что и пейзаж, и интерьер, и художественные детали помогают увидеть состарившуюся женщину , которой так трудно передвигаться, которая брошена дочерью. Той дочерью, которая была смыслом существования старой матери.
-Неизвестно, как бы доживала КП свои последние дни, если б рядом не было Тихона и Манюшки.
- Какое естественное самое обычное человеческое качество этих героев оказывается самым главным в них? (Жалость)
- Как и в чем помогает Тихон КП? (Часто хлопотал без толку, от жалости, именно он дает телеграмму «Катя помирает», и он же, а не дождавшись ответа, приносит КП мнимую телеграмму от дочери.
- Роль Манюшки (Приносила воду из колодца, ставила самовар, подметала пол)
-Таким образом, ребята, мы с вами исследовали роль различных средств, которые помогла Паустовскому воссоздать образ матери.
-Какие же эти средства? Еще раз назовите их. (Пейзажи, интерьер, художественные детали, внутренний монолог (письмо), второстепенные персонажи.
ПЕЙЗАЖ УВЯДАНИЕ
ИНТЕРЬЕР ОДИНОЧЕСТВО
ПИСЬМО
ЛЮБОВЬ К ДОЧЕРИ
ТИХОН
МАНЯШКА
ГУМАННОСТЬ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ
- - Подберите ключевые слова к этим приемам, исходя из опыта нашего прочтения рассказа
-Какие картины у вас ассоциируются с данными словами? (Увядание – осень, одиночество – бесконечный дождь за окном, любовь к дочери – праздник души, счастье, гуманность – это качество проявит тот, кто придет к тебе на помощь)
- Что бы вы выбрали для себя из тех понятий, что отражены в 3-ем столбце? Почему?
-Обращение к эпиграфу «За добро плати добром, не будь пустельгой». Так к кому же обращены эти слова уже не Тихона, а самого писателя К.Г.Паустовского ( И к Насте, и к нам, особенно, ребята, к вам)
-Скоро, очень скоро вы станете взрослыми, получите образование, уедете от родителей, может быть, даже далеко, не сможете их навещать – у вас будут свои интересы, неотложные дела. И пусть ваше раскаяние будет вовремя, в отличие от слез Насти. Паустовский своим рассказом посылает телеграмму и нам – помнить и не забывать о самом родном человеке. (Раздать высказывания великих о доброте на память об уроке)
У Валентины Кушмар есть стихотворение, пусть оно прозвучит и моим личным предупреждением к вам, растущим детям
Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети, срочно, только очень срочно,
Приезжайте, заболела мать!»
Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь,
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?
Мать ждала вас в дождь и в снегопады.
Тягостны бессонницы ночей:
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! У кого есть мама.
Приезжайте к ним без телеграмм
-Что же вы услышали в телеграмме Паустовского?(Нельзя совершать ошибки, которые нельзя исправить)
-А какую бы телеграмму вы бы написали Насте? (Настя, желаю, чтоб душа твоя оттаяла)
-О чем заставил вас задуматься наш урок? (Почему Настя так и не поняла, что ее маме нужны не ее деньги)
-Вернуться к схеме. Что мы
А) узнали
Б) поняли
В)должны создать
Д/З к уроку ОПД
1. Написать рассказ.
2. В основу рассказа положить случай, за который стыдно перед мамой.
3. Использовать в рассказе приемы создания образа литературного героя.
4. Озаглавить рассказ.
5. Набрать текст в программе Word.
6. Создать папку «Фотографии мамы».
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам.
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам.
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга –
То это прекрасно!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.