Средства создания образа литературного героя (по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма")

  • docx
  • 29.03.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала сценарий урока.docx

СЦЕНАРИЙ УРОКА

- Добрый день! Ребята, сегодня у нас на уроке гости, учителя русского языка и литературы. А гости – это праздник. А праздникам мы всегда рады!

Продолжаем работу над проектом «Классная газета», 2 ой номер которой будет посвящен самому сокровенному человеку на свете – маме, вашим мамам.

На уроках литературы мы читали и обсуждали много произведений, посвященных семье, взаимоотношениям детей и родителей, да и недавно проведенное совместно с родителями классное собрание выявило много и проблем в ваших отношениях с родителями.

Приближается День матери, и мне бы очень хотелось, чтобы наши уроки помогли вам остановиться, задуматься и понять очень простую истину- самый богатый человек на свете тот, у кого жива мама. И пусть признанием в любви станет ваш рассказ о маме, который мы поместим в газете и подготовку к которому  продолжим сегодня на уроке.

Тема урока «Средства создания образа литературного героя» (по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

Ребята, сегодняшний урок можно назвать исследовательским, так как попытаемся проникнуть в творческую мастерскую писателя и узнать, с помощью каких средств и как как создается литературный образ.

Мудрец сказал: «Кто знает, тот понимает, а кто понимает, тот создает»

- Итак, что мы должны

А) узнать

Б) понять

В) создать?

(Узнать приемы создания образа героя, понять произведение и героя, создать свой рассказ)

- Освежим в памяти прочитанное. Что заставило Катерину Петровну написать письмо дочери?

- А как бы вы поступили, если бы получили такое письмо?

-Как поступила с письмом Настя?

-Можно ли назвать Настю совсем бездушной?

-Оказывается, одно дело всю себя отдать работе ради личной выгоды, чтобы тебя заметили, выделили, похвалили, и совсем другое – помнить о близких, о маме. Вот такого испытания на человечность Настя и не выдерживает.

-Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Тихона,  которыми он обращается к Манюшке

«За добро плати добром, не будь пустельгой»

-ЛЗ слова «пустельга»

1. Хищная птица из семейства соколиных.
2. Легкомысленный, пустой человек (неодобрительное).Давайте, запомним, что эти слова в рассказе обращены к Манюшке.

-Так почему же до боли в сердце жалко Катерину Петровну, как же удалось автору достучаться до наших сердец? Обратимся к тексту.

-Описанием какой картины природы начинается рассказ и какое он создает настроение?

Природа увядает                       время остановилось                       «маленький подсолнечник»

 

-Случайно ли автор начинает свой рассказ описанием увядающей, нагоняющей тоску природы? (Это опоэтизированный рассказ о душевном состоянии Катерины Петровны)

- Сформулируйте ВЫВОД по теме урока

-А теперь речевая разминка. Восстановите текст «Октябрь…дождь»

-Исправьте речевые ошибки

- Давайте внимательно вглядимся , в какой обстановке живет героиня, каков интерьер и как он поможет понять горе Катерины Петровны

-Какие цвета преобладают?

 

Холодный                                         тоскливый

Желтый                                             больной

Серый                                                дряхлый

Черный                                             забытый, заброшенный

-Давайте подберем к этим прилагательным синонимы, только чтобы они отражали уже состояние героини

-Какова роль интерьера? Сделайте вывод (интерьер подчеркивает одиночество КП, ей не с кем поговорить, да уже и не жила она, а доживала свой век, как пишет автор.

-Обращаемся снова к тексту. Какие художественные детали также подчеркивают одиночество героини?

Керосиновый ночник                                                                   свет                                         

Истлевшие черные листья между рамами                            смерть

Мышь, нюхавшая застоявший воздух                                     одиночество

Деньги в руках                                                                               запах духов дочери

-Что символизируют эти детали? (Усиливают трагичность существования героини)

-И снова речевая минутка. Создайте свой мини текст по данной конструкции «Свет- запах духов дочери»

 

-И однажды осенней ночью чуть не случилось чудо. Кто-то долго стучал в калитку, КП решилась выйти из дому. Почему? (Калитка была заколочена несколько лет, КП подумала, что дочь могла не знать об этом и стучать)

-Прочитайте выразительно данный отрывок из текста.

-Какой метафорой автор подчеркивает в очередной раз одиночество героя?

«Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю»

-Определите, какие слова являются ключевыми и что они означают? (Автор подчеркивает одиночество звезд и смотрят они сочувствующе)

-Зачем введен образ клена? (Он тоже одинок, ему некуда уйти от этой бесприютной ночи)

-Почему именно после встречи с кленом КП пишет письмо дочери, которую она так оберегала от всех своих проблем? (Пожалела клен и пожалела свою дочь, потому что как старый человек, проживший жизнь, знала, как будет одиноко дочери после ее смерти и как тяжело ей будет жить. Не о себе печется душа КП, а об Настеньке, которой всю жизнь  предстоит нести тяжелый крест)

-Прочитайте выразительно письмо КП в Ленинград дочери. О чем и о ком пишет в письме женщина, обреченная на смерть? (Об осени, о саде). Как сдержана старая женщина в своем монологе.

-Ребята, почему монолог, а не диалог? (Не будет услышана дочерью)

-«А Манюшка,  шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь. Но внутри ничего не было – одна жестяная пустота»

-Ключевое слово? (Жестяная пустота)

-Что оно значит? (КП не дождется своей дочери)

-Ребята, почему в рассказе отсутствует портрет КП? (Он не нужен, потому что и пейзаж, и интерьер, и художественные детали помогают увидеть состарившуюся женщину , которой так трудно передвигаться, которая брошена дочерью. Той дочерью, которая была смыслом существования старой матери.

-Неизвестно, как бы доживала КП свои последние дни, если б рядом не было Тихона и Манюшки.

- Какое естественное самое обычное человеческое качество этих героев оказывается самым главным в них? (Жалость)

- Как и в чем помогает Тихон КП? (Часто хлопотал без толку, от жалости, именно он дает телеграмму «Катя помирает», и он же, а не дождавшись ответа, приносит КП мнимую телеграмму от дочери.

- Роль Манюшки (Приносила воду из колодца, ставила самовар, подметала пол)

-Таким образом, ребята, мы с вами исследовали роль различных средств, которые помогла Паустовскому воссоздать образ матери.

-Какие же эти средства? Еще раз назовите их. (Пейзажи, интерьер, художественные детали, внутренний монолог (письмо), второстепенные персонажи.

ПЕЙЗАЖ                                                                        УВЯДАНИЕ

 

ИНТЕРЬЕР                                                                     ОДИНОЧЕСТВО


ПИСЬМО                                                                       ЛЮБОВЬ К ДОЧЕРИ


ТИХОН
МАНЯШКА                                                                     ГУМАННОСТЬ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

- - Подберите ключевые слова к этим приемам, исходя из опыта нашего прочтения рассказа

-Какие картины у вас ассоциируются с данными словами? (Увядание – осень, одиночество – бесконечный дождь за окном, любовь к дочери – праздник души, счастье, гуманность – это качество проявит  тот, кто придет к тебе на помощь)

- Что бы вы выбрали для себя из тех понятий, что отражены в 3-ем столбце? Почему?

-Обращение к эпиграфу «За добро плати добром, не будь пустельгой». Так к кому же обращены эти слова уже не Тихона, а самого писателя   К.Г.Паустовского ( И к Насте, и к нам, особенно, ребята, к вам)

-Скоро, очень скоро вы станете взрослыми, получите образование, уедете от родителей, может быть, даже далеко, не сможете их навещать – у вас будут свои интересы, неотложные дела. И пусть ваше раскаяние будет вовремя, в отличие от слез Насти. Паустовский своим рассказом посылает телеграмму и нам – помнить и не забывать о самом родном человеке.  (Раздать высказывания великих о доброте на память об уроке)

 

У Валентины Кушмар есть стихотворение, пусть оно прозвучит и моим личным предупреждением к вам, растущим детям

 

Заболела мать, и той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

«Дети, срочно, только очень срочно,

Приезжайте, заболела мать!»

Из Одессы, Таллина, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только жалко

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую серебряную прядь,

Для чего же дали вы разлуке

Так надолго перед нею стать?

Мать ждала вас в дождь и в снегопады.

Тягостны бессонницы ночей:

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте! У кого есть мама.

Приезжайте к ним без телеграмм

-Что же вы услышали в телеграмме Паустовского?(Нельзя совершать ошибки, которые нельзя исправить)

-А какую бы телеграмму вы бы написали Насте? (Настя,  желаю, чтоб душа твоя оттаяла)

-О чем заставил вас задуматься наш урок? (Почему Настя так и не поняла, что ее маме нужны не ее деньги)

-Вернуться к схеме. Что мы

А) узнали

Б) поняли

В)должны создать

Д/З к уроку ОПД

1.     Написать рассказ.

2.     В основу рассказа положить случай, за который стыдно перед мамой.

3.     Использовать в рассказе приемы создания образа литературного героя.

4.     Озаглавить рассказ.

5.     Набрать текст  в программе Word.

6.     Создать папку «Фотографии мамы».

 

 

 

 

 

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам.

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам.

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга –

То это прекрасно!