Средства создания образа литературного героя (по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма")
Оценка 4.9

Средства создания образа литературного героя (по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма")

Оценка 4.9
docx
29.03.2024
Средства создания образа литературного героя (по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма")
сценарий урока.docx

СЦЕНАРИЙ УРОКА

- Добрый день! Ребята, сегодня у нас на уроке гости, учителя русского языка и литературы. А гости – это праздник. А праздникам мы всегда рады!

Продолжаем работу над проектом «Классная газета», 2 ой номер которой будет посвящен самому сокровенному человеку на свете – маме, вашим мамам.

На уроках литературы мы читали и обсуждали много произведений, посвященных семье, взаимоотношениям детей и родителей, да и недавно проведенное совместно с родителями классное собрание выявило много и проблем в ваших отношениях с родителями.

Приближается День матери, и мне бы очень хотелось, чтобы наши уроки помогли вам остановиться, задуматься и понять очень простую истину- самый богатый человек на свете тот, у кого жива мама. И пусть признанием в любви станет ваш рассказ о маме, который мы поместим в газете и подготовку к которому  продолжим сегодня на уроке.

Тема урока «Средства создания образа литературного героя» (по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

Ребята, сегодняшний урок можно назвать исследовательским, так как попытаемся проникнуть в творческую мастерскую писателя и узнать, с помощью каких средств и как как создается литературный образ.

Мудрец сказал: «Кто знает, тот понимает, а кто понимает, тот создает»

- Итак, что мы должны

А) узнать

Б) понять

В) создать?

(Узнать приемы создания образа героя, понять произведение и героя, создать свой рассказ)

- Освежим в памяти прочитанное. Что заставило Катерину Петровну написать письмо дочери?

- А как бы вы поступили, если бы получили такое письмо?

-Как поступила с письмом Настя?

-Можно ли назвать Настю совсем бездушной?

-Оказывается, одно дело всю себя отдать работе ради личной выгоды, чтобы тебя заметили, выделили, похвалили, и совсем другое – помнить о близких, о маме. Вот такого испытания на человечность Настя и не выдерживает.

-Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Тихона,  которыми он обращается к Манюшке

«За добро плати добром, не будь пустельгой»

-ЛЗ слова «пустельга»

1. Хищная птица из семейства соколиных.
2. Легкомысленный, пустой человек (неодобрительное).Давайте, запомним, что эти слова в рассказе обращены к Манюшке.

-Так почему же до боли в сердце жалко Катерину Петровну, как же удалось автору достучаться до наших сердец? Обратимся к тексту.

-Описанием какой картины природы начинается рассказ и какое он создает настроение?

Природа увядает                       время остановилось                       «маленький подсолнечник»

 

-Случайно ли автор начинает свой рассказ описанием увядающей, нагоняющей тоску природы? (Это опоэтизированный рассказ о душевном состоянии Катерины Петровны)

- Сформулируйте ВЫВОД по теме урока

-А теперь речевая разминка. Восстановите текст «Октябрь…дождь»

-Исправьте речевые ошибки

- Давайте внимательно вглядимся , в какой обстановке живет героиня, каков интерьер и как он поможет понять горе Катерины Петровны

-Какие цвета преобладают?

 

Холодный                                         тоскливый

Желтый                                             больной

Серый                                                дряхлый

Черный                                             забытый, заброшенный

-Давайте подберем к этим прилагательным синонимы, только чтобы они отражали уже состояние героини

-Какова роль интерьера? Сделайте вывод (интерьер подчеркивает одиночество КП, ей не с кем поговорить, да уже и не жила она, а доживала свой век, как пишет автор.

-Обращаемся снова к тексту. Какие художественные детали также подчеркивают одиночество героини?

Керосиновый ночник                                                                   свет                                         

Истлевшие черные листья между рамами                            смерть

Мышь, нюхавшая застоявший воздух                                     одиночество

Деньги в руках                                                                               запах духов дочери

-Что символизируют эти детали? (Усиливают трагичность существования героини)

-И снова речевая минутка. Создайте свой мини текст по данной конструкции «Свет- запах духов дочери»

 

-И однажды осенней ночью чуть не случилось чудо. Кто-то долго стучал в калитку, КП решилась выйти из дому. Почему? (Калитка была заколочена несколько лет, КП подумала, что дочь могла не знать об этом и стучать)

-Прочитайте выразительно данный отрывок из текста.

-Какой метафорой автор подчеркивает в очередной раз одиночество героя?

«Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю»

-Определите, какие слова являются ключевыми и что они означают? (Автор подчеркивает одиночество звезд и смотрят они сочувствующе)

-Зачем введен образ клена? (Он тоже одинок, ему некуда уйти от этой бесприютной ночи)

-Почему именно после встречи с кленом КП пишет письмо дочери, которую она так оберегала от всех своих проблем? (Пожалела клен и пожалела свою дочь, потому что как старый человек, проживший жизнь, знала, как будет одиноко дочери после ее смерти и как тяжело ей будет жить. Не о себе печется душа КП, а об Настеньке, которой всю жизнь  предстоит нести тяжелый крест)

-Прочитайте выразительно письмо КП в Ленинград дочери. О чем и о ком пишет в письме женщина, обреченная на смерть? (Об осени, о саде). Как сдержана старая женщина в своем монологе.

-Ребята, почему монолог, а не диалог? (Не будет услышана дочерью)

-«А Манюшка,  шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь. Но внутри ничего не было – одна жестяная пустота»

-Ключевое слово? (Жестяная пустота)

-Что оно значит? (КП не дождется своей дочери)

-Ребята, почему в рассказе отсутствует портрет КП? (Он не нужен, потому что и пейзаж, и интерьер, и художественные детали помогают увидеть состарившуюся женщину , которой так трудно передвигаться, которая брошена дочерью. Той дочерью, которая была смыслом существования старой матери.

-Неизвестно, как бы доживала КП свои последние дни, если б рядом не было Тихона и Манюшки.

- Какое естественное самое обычное человеческое качество этих героев оказывается самым главным в них? (Жалость)

- Как и в чем помогает Тихон КП? (Часто хлопотал без толку, от жалости, именно он дает телеграмму «Катя помирает», и он же, а не дождавшись ответа, приносит КП мнимую телеграмму от дочери.

- Роль Манюшки (Приносила воду из колодца, ставила самовар, подметала пол)

-Таким образом, ребята, мы с вами исследовали роль различных средств, которые помогла Паустовскому воссоздать образ матери.

-Какие же эти средства? Еще раз назовите их. (Пейзажи, интерьер, художественные детали, внутренний монолог (письмо), второстепенные персонажи.

ПЕЙЗАЖ                                                                        УВЯДАНИЕ

 

ИНТЕРЬЕР                                                                     ОДИНОЧЕСТВО


ПИСЬМО                                                                       ЛЮБОВЬ К ДОЧЕРИ


ТИХОН
МАНЯШКА                                                                     ГУМАННОСТЬ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

- - Подберите ключевые слова к этим приемам, исходя из опыта нашего прочтения рассказа

-Какие картины у вас ассоциируются с данными словами? (Увядание – осень, одиночество – бесконечный дождь за окном, любовь к дочери – праздник души, счастье, гуманность – это качество проявит  тот, кто придет к тебе на помощь)

- Что бы вы выбрали для себя из тех понятий, что отражены в 3-ем столбце? Почему?

-Обращение к эпиграфу «За добро плати добром, не будь пустельгой». Так к кому же обращены эти слова уже не Тихона, а самого писателя   К.Г.Паустовского ( И к Насте, и к нам, особенно, ребята, к вам)

-Скоро, очень скоро вы станете взрослыми, получите образование, уедете от родителей, может быть, даже далеко, не сможете их навещать – у вас будут свои интересы, неотложные дела. И пусть ваше раскаяние будет вовремя, в отличие от слез Насти. Паустовский своим рассказом посылает телеграмму и нам – помнить и не забывать о самом родном человеке.  (Раздать высказывания великих о доброте на память об уроке)

 

У Валентины Кушмар есть стихотворение, пусть оно прозвучит и моим личным предупреждением к вам, растущим детям

 

Заболела мать, и той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

«Дети, срочно, только очень срочно,

Приезжайте, заболела мать!»

Из Одессы, Таллина, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только жалко

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую серебряную прядь,

Для чего же дали вы разлуке

Так надолго перед нею стать?

Мать ждала вас в дождь и в снегопады.

Тягостны бессонницы ночей:

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте! У кого есть мама.

Приезжайте к ним без телеграмм

-Что же вы услышали в телеграмме Паустовского?(Нельзя совершать ошибки, которые нельзя исправить)

-А какую бы телеграмму вы бы написали Насте? (Настя,  желаю, чтоб душа твоя оттаяла)

-О чем заставил вас задуматься наш урок? (Почему Настя так и не поняла, что ее маме нужны не ее деньги)

-Вернуться к схеме. Что мы

А) узнали

Б) поняли

В)должны создать

Д/З к уроку ОПД

1.     Написать рассказ.

2.     В основу рассказа положить случай, за который стыдно перед мамой.

3.     Использовать в рассказе приемы создания образа литературного героя.

4.     Озаглавить рассказ.

5.     Набрать текст  в программе Word.

6.     Создать папку «Фотографии мамы».

 

 

 

 

 

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам.

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам.

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга –

То это прекрасно!

 

 

 


 

СЦЕНАРИЙ УРОКА - Добрый день!

СЦЕНАРИЙ УРОКА - Добрый день!

Хищная птица из семейства соколиных

Хищная птица из семейства соколиных

И однажды осенней ночью чуть не случилось чудо

И однажды осенней ночью чуть не случилось чудо

Какие же эти средства? Еще раз назовите их

Какие же эти средства? Еще раз назовите их

У постели, а не у стола. Гладили морщинистые руки,

У постели, а не у стола. Гладили морщинистые руки,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2024