Ход урока
1.Орг. этап
2.Целеполагание.
– Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (слайд 1).
Из всех знаний и умений самым важным,
самым необходимым для жизни является,
конечно, умение ясно, понятно говорить
на своем языке.
Л.Н. Толстой.
– Как вы понимаете смысл этого высказывания? Почему умение понятно говорить на родном языке так важно?
3.Актуализация знаний.
- А что мы создаем с вами в процессе устного или письменного ответа? (ответы учащихся – высказывания, предложения, текст)
- Что такое текст?(ответы, это группа предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически, объединенных общей темой).
Обратите внимание на слайд. Прочитайте запись.
Мои папа и мама! Я живу хорошо, просто
замечательно. У меня все есть, есть свой дом, он теплый. В нём одна комната и
кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. Я без вас очень скучаю,
особенно по вечерам. А здоровье моё не очень. То лапы ломит, то хвост
отваливается.
А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыпется, хоть
в дом не заходи. Зато новая растет чистая, шелковистая, так что
лохматость у меня повысилась.
До свидания, ваш сын, дядя Шарик.
Ответить на вопросы
- Чем необычно это письмо? Кто его написал?
- Можно это письмо назвать текстом?
- Каким должен быть текст?
- Что нужно сделать нашим героям, чтобы текст письма стал понятен родителям дяди Фёдора?
- Сколько текстов можно выделить из этого письма?
Вернёмся к определению. Выясним происхождение.
Текст (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, паутина, сочетание»).
Обратите внимание, что кроме текстов у вас на столах лежат кусочки ткани.
Кто знает, как называется отрасль промышленности по изготовлению ткани?.(текстильная).
Обратимся к понятию «текстиль».
Текстиль — производное от лат. textere,
что означает «плести, переплетать».
– Какое же отношение имеет текстильная промышленность к нашему уроку? (Слова текстиль и текст очень похожи.)
Что же общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения связаны в единое целое, как нити ткани.)
– Если из ткани удалить основную нить, она рассыплется. Текст, подобно ткани, не может существовать без основной мысли. Текст – это не что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью
Формулировка темы и целей урока.
– Как вы думаете, какова тема нашего урока? («Текст. Средства связи предложений в тексте» (слайд 2)) – запись в тетрадь.
– Попробуйте сформулировать цели, которые мы ставим перед собой (слайд 3).
Прописать цели:
- вспомнить, что такое текст, его признаки;
- научиться определять средства связи предложений в тексте;
-
– Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам и на ОГЭ, и в жизни.
На столе у вас маршрутные листы, в которых вы будете отмечать результаты своей работы
Учитель:
Выполнение задания по понятиям.
В процессе работы нам необходимо оперировать лингвистическими терминами.
Какие понятия нам необходимо знать при работе с текстом?
(тема, основная мысль, способы связи предложений и другое.)
1 человек у доски выбирает нужные и вешает карточки вокруг понятия текст
Задание 1.
Среди перечисленных понятий выберите те, которые нам необходимы при работе с текстом. Нужное подчеркните.
Понятие |
Балл |
Морфема |
- |
Сказуемое |
- |
Параллельная связь |
+ |
Тема |
+ |
Ударение |
- |
Стиль речи |
+ |
Тема |
+ |
Абзац |
+ |
Основная мысль |
+ |
Микротема |
+ |
Склонение |
- |
Тип речи |
+ |
Последовательная связь |
+ |
Часть речи |
- |
Всего баллов |
9 |
Критерии: за каждый правильный ответ ставится 1 балл. Максимальный балл - 9
Спросить, кто как справился.
3. Первичное закрепление.
– Вновь обратимся к нашим лоскуткам ткани. Они состоят из десятков, сотен нитей, скрепленных между собой. Так и текст состоит из предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Если из куска ткани мы вынем хотя бы одну нитку, то мы можем испортить ткань. Так и любой текст, потеряв одно слово или предложение, может потерять смысл. Происходит это потому, что предложения в тексте связаны при помощи специальных средств.
А какие это средства мы узнаем из учебника. Откройте учебники на странице 110, параграф 26, прочитайте правило.
1.В тексте могут быть использованы различные средства связи:
повторяющиеся слова, заменяющие их местоимения, синонимы. Эти средства связи употребляются как при последовательном, так и при параллельном способе связи предложений.
Запишем в тетрадь.
Средства связи: повторяющиеся слова, местоимения, синонимы. Вспомним, что это за понятия.(устно)
Выполним упражнение 271. Для этого вам предстоит поработать по вариантам и в парах. Читаем задание, выполняем.
Проверка. Отмечают в маршрутном листе правильно или нет определили. По вариантам.
Вариант 1.
№ текста |
Способ связи (последовательный или параллельный) |
балл |
Средство связи (повтор, местоимение, синоним) |
балл |
1 |
Последовательный (собаке-собаке), |
1 |
повтор |
1 |
2 |
Последовательный (вороны- они), |
1 |
местоимение |
1 |
3 |
Последовательный (грачи, черные птицы) |
1 |
синоним |
1 |
Всего баллов |
6 |
Вариант 2
№ текста |
Способ связи (последовательный или параллельный) |
балл |
Средство связи (повтор, местоимение, синоним) |
балл |
1 |
Параллельный (собака, собака), |
1 |
повтор |
1 |
2 |
Параллельный (корова, она) |
1 |
местоимение |
1 |
3 |
Параллельный (лось, сохатый) |
1 |
синоним |
13 |
Всего баллов |
6 |
Вывод: выбор средства связи не зависит от способа связи предложений.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА?????
Закрепление.
Задание 3.
Продолжаем работу с текстом. (Фронтальная работа)
– У вас на столах распечатки.
Прочитайте. Докажите, что перед нами текст.
Амур – главная река Хабаровского края.
Амур в общемировом рейтинге рек занимает девятое место по протяженности – 4444 километра и десятое - по площади бассейна – 1,85 миллиона квадратных километров.
Наша гордость – река Амур протекает по территории шести районов Хабаровского края, служит важной транспортной артерией. На её берегах расположились многие населённые пункты, в том числе города Хабаровск, Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре.
В прошлом любители экзотических сравнений уподобляли Амур то Амазонке, то Миссисипи. Тысячи и тысячи проток, затопленные кусты и деревья, нависающие над водой крутые берега – разве всё это не роднит Амур с величайшими многоводными реками мира? Некоторые из аборигенных названий Амура означают «большая река» или «большая вода».
Выполните задания. Проанализируйте текст по следующему плану.
|
|
балл |
1.Тема текста |
Главная река Хабаровского края
|
1 |
2.Основная мысль |
Заключается в том, чтобы показать величие и значимость Амура
|
1 |
3.Сколько микротем в тексте |
3(по числу абзацев) |
1 |
4.Стиль речи |
Научный |
1 |
5.Тип речи |
Описание |
1 |
6.Способ связи предложений (последовательный или параллельный) |
Паралледьный |
1 |
7.Средства связи |
Повтор, синонимы |
1 |
|
Всего баллов |
7 |
Критерии: за каждый правильный ответ ставится 1 балл. Максимальный балл – 7.
Выполнение упражнения 278 в учебнике нас стр.113
Цель: определять ошибки в употреблении средств связи предложений, развивать навыки редактирования текста.
– И снова вернёмся к нашим лоскуткам. Посмотрите, у кого-то на парте кусок черной ткани, все нити в нем крепко сплетены, он прочен, но не радует глаз. А у других на столе – ткань цветная, яркая, на неё приятно смотреть. Почему такие разные эмоции вызывают у нас эти лоскутки?
– Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих.
6. Подведение итогов. Рефлексия (слайд 13)
Подведем итоги нашего урока.
· сегодня я узнал...
· было трудно…
· я понял, что…
· я научился…
· я смог…
· было интересно узнать, что…
· меня удивило…
Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? Проверяем.
- повторили, что такое текста
- узнали о средствах связи.
Домашнее задание на выбор
упр.274- определить способ и средство связи в предложенных текстах
Упр.275- подобрать самостоятельно текст со средством связи –повтор.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.