"Средства связи предложений в тексте. 6 класс"
Оценка 4.7

"Средства связи предложений в тексте. 6 класс"

Оценка 4.7
docx
30.11.2023
"Средства связи предложений в тексте. 6 класс"
урок исправ.docx

Ход урока

1.Орг. этап

2.Целеполагание.

– Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (слайд 1).

Из всех знаний и умений самым важным,

самым необходимым для жизни является,  

конечно, умение ясно, понятно говорить

на своем языке.

Л.Н. Толстой.

– Как вы понимаете смысл этого высказывания? Почему умение понятно говорить на родном языке так важно?

3.Актуализация знаний.

- А что мы создаем с вами в процессе устного или письменного ответа? (ответы учащихся – высказывания, предложения, текст)

- Что такое  текст?(ответы, это группа предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически, объединенных общей темой).

Обратите внимание на слайд.      Прочитайте запись.

Мои папа и мама! Я живу хорошо, просто замечательно. У меня все есть, есть свой дом, он теплый. В нём одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. Я без вас очень скучаю, особенно по вечерам. А здоровье моё не очень. То лапы ломит, то хвост отваливается.
            А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыпется, хоть в дом не заходи. Зато новая растет чистая, шелковистая, так что лохматость у меня повысилась.
         До свидания, ваш сын, дядя Шарик.

Ответить на вопросы

- Чем необычно это письмо? Кто его написал?

- Можно это письмо назвать текстом?

- Каким должен быть текст?

- Что нужно сделать нашим героям, чтобы текст письма стал понятен родителям дяди Фёдора?

- Сколько текстов можно выделить из этого письма?

Вернёмся к определению. Выясним происхождение.
Текст (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, паутина, сочетание»).

Обратите внимание, что кроме текстов у вас на столах лежат кусочки ткани.

Кто знает, как называется отрасль промышленности по изготовлению ткани?.(текстильная).

Обратимся к понятию «текстиль».
Текстиль — производное от 
лат. textere, что означает «плести, переплетать». 

 

– Какое же отношение имеет текстильная промышленность к нашему уроку? (Слова текстиль и текст очень похожи.)

Что же общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения связаны в единое целое, как нити ткани.)

– Если из ткани удалить основную нить, она рассыплется. Текст, подобно ткани, не может существовать без основной мысли. Текст – это не что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью

Формулировка темы и целей урока.

– Как вы думаете, какова тема нашего урока? («Текст. Средства связи предложений в тексте» (слайд 2)) – запись в тетрадь.

–  Попробуйте сформулировать цели, которые мы ставим перед собой (слайд 3).

Прописать цели:

- вспомнить, что такое текст, его признаки;

-  научиться определять средства связи  предложений  в тексте;

-

– Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам и на ОГЭ, и в жизни.

На столе у вас маршрутные листы, в которых вы будете отмечать результаты своей работы

Учитель:

Выполнение задания по понятиям.

В процессе работы нам необходимо оперировать лингвистическими терминами.

Какие понятия нам необходимо знать при работе с текстом?

(тема, основная мысль, способы связи предложений и другое.)

1 человек у доски выбирает нужные и вешает карточки вокруг понятия текст

Задание 1.

Среди перечисленных понятий выберите те, которые нам необходимы при работе с текстом. Нужное подчеркните.

Понятие

Балл

Морфема

-

Сказуемое

-

Параллельная связь

+

Тема

+

Ударение

-

Стиль речи

+

Тема

+

Абзац

+

Основная мысль

+

Микротема

+

Склонение

-

Тип речи

+

Последовательная связь

+

Часть речи

-

Всего баллов

9

 

Критерии: за каждый правильный ответ ставится 1 балл. Максимальный балл - 9

Спросить, кто как справился.

3. Первичное закрепление.

– Вновь обратимся к нашим лоскуткам ткани. Они состоят из десятков, сотен нитей, скрепленных между собой. Так и текст состоит из предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Если из куска ткани мы вынем хотя бы одну нитку, то мы можем испортить ткань. Так и любой текст, потеряв одно слово или предложение, может потерять смысл. Происходит это потому, что предложения в тексте связаны при помощи специальных средств.

А какие это средства мы узнаем из учебника. Откройте учебники на странице 110, параграф 26, прочитайте правило.

1.В тексте могут быть использованы различные средства связи:

повторяющиеся слова, заменяющие их местоимения, синонимы. Эти средства связи употребляются как при последовательном, так и при параллельном способе связи предложений.

 

Запишем в тетрадь.

Средства связи: повторяющиеся слова, местоимения, синонимы. Вспомним, что это за понятия.(устно)

 

Выполним упражнение 271. Для этого вам предстоит поработать по вариантам и в парах. Читаем задание, выполняем.

Изображение УЧИМСЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТЕКСТСначала определите, какой способ связи предложений (последовательное или параллельное соединение) представлен в текстах каждого столбика....

Проверка. Отмечают в маршрутном листе правильно или нет определили. По вариантам.

Вариант 1.

№ текста

Способ связи (последовательный или параллельный)

балл

Средство связи (повтор, местоимение, синоним)

балл

1

Последовательный (собаке-собаке),

1

повтор

1

2

Последовательный (вороны- они),

1

местоимение

1

3

Последовательный (грачи,  черные птицы)

1

синоним

1

Всего баллов

6

 

Вариант 2

№ текста

Способ связи (последовательный или параллельный)

балл

Средство связи (повтор, местоимение, синоним)

балл

1

Параллельный (собака, собака),

1

повтор

1

2

Параллельный (корова, она)

1

местоимение

1

3

Параллельный (лось, сохатый)

1

синоним

13

Всего баллов

6

 

Вывод: выбор средства связи не зависит от способа связи предложений.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА?????

 

Закрепление.

Задание 3.

Продолжаем работу с текстом. (Фронтальная работа)

– У вас на столах распечатки. 

Прочитайте. Докажите, что перед нами текст.

Амур – главная река Хабаровского края.

Амур в общемировом рейтинге рек занимает девятое место по протяженности – 4444 километра и десятое - по площади бассейна – 1,85 миллиона квадратных километров.

 Наша гордость – река Амур протекает по территории шести районов Хабаровского края, служит важной транспортной артерией. На её берегах расположились многие населённые пункты, в том числе города Хабаровск, Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре.

В прошлом любители экзотических сравнений уподобляли Амур то Амазонке, то Миссисипи.  Тысячи и тысячи проток, затопленные кусты и деревья, нависающие над водой крутые берега – разве всё это не роднит Амур с величайшими многоводными реками мира? Некоторые из аборигенных названий Амура означают «большая река» или «большая вода».

Выполните задания. Проанализируйте текст по следующему плану.

 

 

балл

1.Тема текста

Главная река Хабаровского края

 

1

2.Основная мысль

Заключается в том, чтобы показать величие и значимость Амура

 

1

3.Сколько микротем в тексте

3(по числу абзацев)

1

4.Стиль речи

Научный

1

5.Тип речи

Описание

1

6.Способ связи предложений

(последовательный или параллельный)

Паралледьный

1

7.Средства связи

Повтор, синонимы

1

 

Всего баллов

7

Критерии: за каждый правильный ответ ставится 1 балл. Максимальный балл – 7.

 

Выполнение упражнения 278 в учебнике  нас стр.113

Цель: определять ошибки в употреблении средств связи предложений, развивать навыки редактирования текста.

Изображение Удачно ли употреблено местоимение? Если нет, то почему? Как устранить имеющуюся неточность 1) Перед нами сирень. Она стоит в корзине. Она сплетена из прутьев. 2) Мы с...

 

– И снова вернёмся к нашим лоскуткам. Посмотрите, у кого-то на парте кусок черной ткани, все нити в нем крепко сплетены, он прочен, но не радует глаз. А у других на столе – ткань цветная, яркая, на неё приятно смотреть. Почему такие разные эмоции вызывают у нас эти лоскутки?

– Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих.

 

6. Подведение итогов. Рефлексия (слайд 13)

Подведем итоги нашего урока.

·         сегодня я узнал...

·         было трудно…

·         я понял, что…

·         я научился…

·         я смог…

·         было интересно узнать, что…

·         меня удивило…

Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? Проверяем.

- повторили, что такое текста

- узнали о средствах связи.

Домашнее задание на выбор

упр.274- определить способ и средство связи в предложенных текстах

Упр.275- подобрать самостоятельно текст со средством связи –повтор.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Ход урока 1.Орг. этап 2.Целеполагание

Ход урока 1.Орг. этап 2.Целеполагание

Обратимся к понятию «текстиль»

Обратимся к понятию «текстиль»

Стиль речи + Тема +

Стиль речи + Тема +

Проверка. Отмечают в маршрутном листе правильно или нет определили

Проверка. Отмечают в маршрутном листе правильно или нет определили

Параллельный (собака, собака), 1 повтор 1 2

Параллельный (собака, собака), 1 повтор 1 2

Сколько микротем в тексте 3(по числу абзацев) 1 4

Сколько микротем в тексте 3(по числу абзацев) 1 4

Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2023