2
ЗАРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ВАЖНОЕ СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ – ИЗУЧЕНИЕ БОГАТЕЙШЕГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ, ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ВОЕННЫХ КАДРОВ В РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ.
3
ЗАРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Зарождение и развитие военной педагогики в России неразрывно связано со всей историей страны и ее армии и флота. Как ее составная часть история военной педагогики подразделяется на:
с древнейших времен до XVII в.
XVIII – первая половина XIX в.;
советский период развития военной педагогики (1917–1991 гг.)
вторая половина XIX – начало XX в.
современный этап развития военной педагогики (1991 г. – настоящее время).
1
ЗАРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Обобщение практики военного обучения и воспитания первоначально было стихийным. Приобретенный опыт вооруженной борьбы, правила военного обучения и воспитания передавались от поколения к поколению устно, на практике, закреплялись в пословицах, былинах, песнях, военно-исторических преданиях.
1
ЗАРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
С появлением письменности военно-педагогическая практика и мысль стали отражаться в летописях, государственных актах, поучениях, завещаниях, затем в воинских уставах, приказах, наставлениях, инструкциях, трудах по военным вопросам, а также в военно-исторических и художественных произведениях
Наибольший интерес с педагогической точки зрения представляют «Уложения о службе» (1556 г.), «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе» (1571 г.), «Военная книга» (1607 г.), «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной службы» (1621 г.), «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» (1674 г.) и др.
В древнерусской литературе XI–XIII вв. все произведения посвящены историческим событиям. Их действующие лица – Борис и Глеб, Феодосий Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, князья, военачальники, священники – имели глубокое нравственное влияние на людей.
«Выйдя на войну, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряжайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано…»
Владимир Мономох «Поучение» (1114)
«Слово о полку Игореве» (XII в.) свидетельствует о высоких идеалах воспитания воинов в Древней Руси.
1
ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В XVIII–ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
В XVIII в. появились благоприятные условия для развития военно-педагогической мысли. Начало этому процессу было положено «потешными» полками, которые и стали прообразом русской армии с регулярной системой обучения и воспитания воинов.
1
ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В XVIII–ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
В интересах укрепления государства и самостоятельности России, возвращения ее исконных земель и обеспечения выхода к морям Петром I создаются регулярные армия и флот. Для их комплектования была введена новая, прогрессивная для того времени рекрутская система.
С началом Северной войны результаты боевых действий подсказывали порядок и способы обучения воинов, воспитания у них духа патриотизма
После Нарвского сражения вновь созданным русским полкам разрешалось вступать в бой лишь в случае многочисленного превосходства над противником.
В ходе сражений войска обучались ведению боевых действий на практике, а одерживаемые ими победы укрепляли моральный дух воинов.
Вся система военного обучения была направлена на подготовку войск к победоносной войне. В инструкции «Учреждение к бою» отмечалось, что солдат «надле-жит непрестанно тому обучать, как в бою поступать».
1
ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В XVIII–ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
За годы Северной войны военно-педагогическая практика значительно продвинулась в своем развитии:
разработано содержание полевого тактического обучения;
конкретизированы обязанности командиров по обучению и воспитанию подчиненных;
показана необходимость дифференцированного обучения молодых рекрутов и старых солдат;
обоснована непрерывность боевой подготовки;
сформулирована ее главная цель – учить тому, «как в бою поступать»
1
ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В XVIII–ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Для того чтобы обеспечить в армии и на флоте четкий порядок, организацию, дисциплину, единую систему обучения и воспитания, отрабатывались и вводились в жизнь воинские уставы и инструкции. Все это завершилось созданием Устава воинского 1716 г. и Устава морского 1720 г.
1
ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В XVIII–ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Уставы обязывали офицеров быть требовательными, строго наказывать нарушите-лей порядков, воинской дисциплины. Часто прибегали к жестоким мерам: практиковались смертная казнь и телесные наказания. Например, для матросов применялись так называемые кошки – четыре узловые плети с узелками на концах, линьки – куски каната с узлами. Солдаты подвергались наказанию шпицрутенами, батогами. За проступки молодым солдатам и матросам полагалось меньшее взыскание, чем старослужащим, поскольку они еще плохо знают службу.
1
ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В XVIII–ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
В петровскую эпоху зарождались следующие позитивные тенденции военно-педагогической мысли России:
• разработка содержания, организации и методики обучения на основе исторических традиций, национальных и психологических особенностей русского народа и их правовое закрепление в соответствующих документах;
• активное использование зарубежной военной мысли, преломленной через призму национальных особенностей и исторических традиций русского воинства;
• учет результатов боевых действий в практике обучения войск;
• преобладание индивидуального подхода к подготовке офицерского состава с учетом специфики войск;
• формирование категориального аппарата военно-педагогической направленности и его активное использование военачальниками в обучении воинов и др.
1
ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В XVIII–ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Армия потеряла личностный, национальный характер.
После смерти Петра I, в 30-40-е г/ы XVIII в., негативные тенденции в подготовке русской армии стали преобладать над прогрессивными. Новые уставы и инструкции, подготовленные временщиками (Остерманом, Минихом, Бироном и др.), ухудшили содержание подготовки солдат по сравнению с петровскими требованиями.
Начали преобладать тенденции подготовки воинов к деятельности в линейном строю, что исключало проявление у них инициативы.
Из системы воспитания и обучения изгонялись элементы сознательности, инициативы, доверия к солдату, одиночная подготовка.
Среди средств насаждения дисциплины господствовали рукоприкладство, палки.
Насаждались прусская система муштры и плац-парада, слепое повиновение, механическая исполнительность, бездушное отношение к солдату.
1
ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В XVIII–ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
В 40–60-Х Г. XVIII В. ПРЕДПРИНИМАЮТСЯ ПОПЫТКИ ВОЗРОДИТЬ В ВОЙСКАХ ПЕТРОВСКИЕ ТРАДИЦИИ. ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ТРЕБУЮТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ БОЕВУЮ ПОДГОТОВКУ ТАК, КАК БЫЛО ПРИ ПЕТРЕ I.
ВЫДАЮЩИЕСЯ ПОЛКОВОДЦЫ И ФЛОТОВОДЦЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в. ПРОДОЛЖАЛИ НАСТОЙЧИВО СОВЕРШАТЬ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА
В целях повышения эффективности подготовки Румянцев П.А. использо-вал опыт старых солдат, закрепляя их за молодыми, непрерывно проводил обучение армии, а в мирное время с особым «попечением». Основой воспитания фельдмаршал считал моральные начала – «нравственный элемент»
Суворов А.В. впервые создал целостную военно-педагогическую систему, основными чертами которой были осознание прямой зависимости результатов боевой деятельности от обученности и морального духа войск; решение задач воинского воспитания в процессе деятельного обучения
Потемкин Г.А. «Солдат есть название честное, которым и первые чины именуются» – гласила его инструк-ция 1788 г. Предоставляя офицерам широкую самостоятельность, фельд-маршал ограничивал ее «Правилами начальства», которые запрещали наказывать побоями нерадивых солдат.
Нахимов П.С.:
«Матрос есть главный двигатель на военном корабле, а мы только пружины, которые на него действуют. Матрос управляет парусами, он же наводит орудия на неприятеля; все сделает матрос…»
1
ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В XVIII–ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Во второй половине XVIII в. на обучение войск позитивное воздействие оказали следующие тенденции:
• преемственность в военно-педагогических взглядах полководцев;
• понимание «самобытности» русского солдата, учитывающее психологические, национальные особенности и исторические традиции русского народа, приоритет идей патриотизма и воинской чести в системе моральных ценностей воина и развитие их в новых условиях;
• определяющее влияние педагогической практики на развитие теоретических идей в сфере обучения воинов;
• учет результатов боевых действий в практике обучения войск и расширение содержания военно-педагогического категориального аппарата;
• влияние военно-педагогической мысли на становление российской военно-педагогической науки и др.
1
ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В XVIII–ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Наряду с позитивными имели место и негативные тенденции, оказывавшие отрицательное воздействие на развитие военно-педагогической мысли в России:
• слабый уровень методической подготовки офицерских кадров низшего и среднего звеньев при обучении подчиненных;
• преобладание административных форм в управлении практикой обучения войск;
• перманентное противоборство идей общекультурного развития и военно-профессиональной подготовки и др.
1
ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В XVIII–ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Начало XIX в. в России знаменовали реформы в области народного образования: с 1803 г. для простолюдинов оно могло быть бесплатным, что положительно повлияло на армейский контингент. Наряду с традиционными кадетскими корпусами (которых насчитывалось пять) были учреждены специальные военные школы (гимназии), а позднее, в 1832 г., для подготовки офицеров высшего звена открыта военная академия.
происходящие в России демократические процессы способствовали появлению в офицерской среде прогрессивных военно-педагогических взглядов и соответствующей им практики обучения и воспитания солдат
правительством насаждался в офицерской среде дух покор-ности и раболепия. Были отвергнуты проекты создания Военно-учительского инсти-тута, сама наука о воспитании министром просвещения С. С. Уваровым не признавалась.
Политика властей вызвала волну возмущений в офицерских кругах, которая превратилась в 1825 г. в открытый протест со стороны декабристов.
1
ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В XVIII–ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
После неудавшегося восстания декабристов в военно-педагогической мысли России наступило время застоя и постепенного забвения прогрессивных отечественных взглядов на обучение и воспитание воинов. Внешний лоск, плац-парадная муштра не замедлили сказаться на состоянии войск, и поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. явилось его логическим следствием.
1
ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX В.
Вторая половина XIX в. – важный этап в развитии теории и практики обучения войск, особенно офицерского состава. Именно в этот период в России появляются первые учебные пособия по военной педагогике, формируется военная школа.
1
ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX В.
Развитие военной педагогики во второй половине XIX – начале XX в. неразрывно связано с реформами во всех областях общественной жизни Российского государства.
в 1862 г. Создается сеть военных гим-назий и прогимна-зий, военных, юн-керских и спе-циальных училищ, было расширено число военных академий
Дмитрий Алексеевич
Милютин
Военный министр
1861 — 1881
Выработана стройная теория обучения офицерских кадров, реализуемая на практике с учетом триединой цели: вооружения личного состава знаниями и навыками, развития мышления и умственных способностей обучаемых.
в 1863 г. Учреждено Главное управление военно-учебных заведений. Издает-ся первый журнал по проблемам военной педагогики – «Педагогический сборник».
В военных училищах вводится курс методики обучения солдат чтению, письму и счету, в войсках появляются полковые школы (только за 1875 г. количество грамотных солдат выросло с 10 до 36%).
Важнейшей тенден-цией развития воен-но-педагогических знаний в было стрем-ление обеспечить единство обучения и воспитания офицер-ских кадров и войск.
Драгомиров
Михаил Иванович
В военной педагогике дореволюционной России был разработан морально-нравственный кодекс поведения, нацеленный на воспитание необходимых русскому офицеру общечеловеческих и профессионально-этических качеств личности.
1
ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX В.
Важный элемент, составная часть воен-ного воспитания в дореволюционной России – умственное воспитание, под которым понимались забота о развитии:
во-первых, сознательной привычки отдавать себе ясный отчет в предъяв-ляемых службою требованиях и задачах;
во-вторых, глазомера (чутья) – способ-ности быстро оценивать и даже угады-вать обстановку данного действия;
в-третьих, находчивости и быстрой сметки, обеспечивающей целесообраз-ность решений (поступков), которые приводят кратчайшим путем к наиболь-шему успеху.
1
ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX В.
Цели, задачи, содержание и общие педагогические требования к процессу воспитания определяли и круг средств как воспитательных методов. Их можно представить несколькими группами:
• внешние воспитательные средства (личное воздействие и личный пример командира, воздействие внешней среды);
• воспитательные средства, предусмотренные законами и воинскими уставами (награды и наказания, суды офицерской чести, дуэли, офицерские собрания);
• внутренние воспитательные средства (самовоспитание и самообразование).
1
ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX В.
РЕФОРМА ВОЕННОЙ ШКОЛЫ ОКАЗАЛА БЛАГОТВОРНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ОФИЦЕРСКИЙ КОРПУС РОССИЙСКОЙ АРМИИ, СИСТЕМУ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В НЕЙ
В 1900 г. в Санкт-Петербурге были открыты Педагогические курсы ведомства военно-учебных заведений под руководством генерала А. Н. Макарова.
24 октября 1901 г. была открыта первая в России лаборатория экспериментальной педагогической психологии под руководством А. П. Нечаева.
Руководство Педагогических курсов и Педагогического музея (при активном участии А. П. Нечаева) выступило инициатором:
экспериментальных психолого-педагогических исследований в интересах военно-учебных заведений,
обучения и воспитания учащихся,
проведения съездов по педагогической психологии (1906, 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1915, 1917),
Первого съезда офицеров-воспитателей кадетских корпусов (1908),
создания Педагогической Академии (1907),
издания «Ежегодника экспериментальной педагогики».
1
ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX В.
С 1911 г. в российской армии начинаются военно-педагогические реформы, о необходимости которых писали М. С. Галкин, М. Д. Бонч-Бруевич, Н. П. Бирюков, Д. Н. Трескин и др. Однако Первая мировая война показала существенные недостатки в военно-профессиональной подготовке солдат и офицеров.
М. С. Галкин
М. Д. Бонч-Бруевич
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.