СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОНТОГЕНЕЗЕ
Оценка 4.8

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОНТОГЕНЕЗЕ

Оценка 4.8
Лекции
docx
20.12.2021
СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОНТОГЕНЕЗЕ
СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОНТОГЕНЕЗЕ
СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОНТОГЕНЕЗЕ.docx

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОНТОГЕНЕЗЕ

Особенности развития социального интеллекта в онтогенезе

Проблема онтогенеза социального интеллекта, по сравнению с проблемой структуры, соотношения с другими видами интеллекта, а также с иными видами социального познания в меньшей степени являлась предметом исследования ученых. Основной акцент делается на рассмотрение процессов развития феномена социального интеллекта.

В работах зарубежных ученых развитие социального интеллекта было связано с попытками разработать периодизацию развития социального интеллекта. Образцом для такой категоризации выступает операциональная модель интеллектуального развития Ж. Пиаже, в рамках которой интеллект рассматривается как возможность гибкого приспособления к социальной или же физической действительности, где основное назначение социального интеллекта – это организация взаимодействия человека со средой. В соответствии с теорией Ж. Пиаже, в развитии интеллекта можно выделить ряд этапов, первым из которой выступает стадия сенсомоторного интеллекта (от 8-10 месяцев до 1,5 лет). Вторая стадия – это стадия допонятийного (символического) интеллекта (от 1,5 – 2 лет до 4 лет). Третьей стадией является стадия наглядно (интуитивного) интеллекта (от 4 до 7-8 лет). Четвертая стадия – стадия конкретных операций (от 7-8 до 11-12 лет). Пятая стадия – это стадия формальных операций, именуемая как стадия рефлексивного интеллекта (от 11-12 лет до 14-15 лет). В развитии интеллекта можно выделить, по мнению Ж. Пиаже, две основные линии. Первая линия предполагает интеграцию операциональных когнитивных структур, тогда как вторая – с ростом объективности индивидуальных представлений относительно действительности.

Модель развития представлений детей о межличностных отношениях (П. Эрвин)

П. Эрвин соотносил особенности развития личности ребенка с качественными сдвигами в развитии социального интеллекта и на основе этого разработал модель развития представлений детей о межличностных отношениях, прежде всего о дружбе во взаимоотношениях со сверстниками.

- Эгоцентрический уровень (до 5 лет): ребенку еще недоступно различение внутренних и внешних состояний, он не всегда может отделить свои внутренние переживания от переживаний других людей. Дружба для него означает кратковременные контакты с другими детьми в ходе стихийно возникшей непродолжительной совместной игры.

- Субъективный уровень (5-9 лет): ребенку уже доступно разграничение собственных и чужих переживаний, однако он не понимает влияния своих действий и состояний на действия и состояния других людей. Дружба для него означает положительные или нейтральные отношения с теми детьми, с которыми он регулярно предпочитает иметь общие виды деятельности, с которыми он постоянно лично контактирует.

- Реципрокный уровень (9-12 лет): ребенок способен понимать чувства и переживания других людей, устанавливать причинно-следственные связи между собственными и чужими действиями и поступками. Дружба для него означает отношения, основывающиеся на взаимных предпочтениях.

- Взаимный уровень (12-15 лет): ребенок может понять, что думает о нем и об их отношениях другой человек, и может почувствовать степень его удовлетворенности этими отношениями. Дружба – взаимный учет долговременных состояний и потребностей, возможность доверительно ими делиться, взаимную зависимость в действиях, целях и планах.

- Общественно-символический уровень (старше 15 лет): ребенку доступно понимание теоретических идей, ценностей и представлений, носителем которых является другой человек. Дружба для него – это отношения, в которых существуют взаимопонимание, взаимопомощь, базирующиеся на взаимной независимости, признании права на личностные изменения и не требующие частого временного и пространственного единства.

Рассмотрение социального интеллекта в онтогенетическом аспекте в отечественной психологии

 Однако некоторые авторы стремятся отказаться от возрастных ограничений выделенных стадий развития личности, рассматривая социальное познание как одну из интегративных характеристик развития эгоцентричности. Каждая стадия отражает уровень социальной и личностной зрелости человека, неизбежно проявляемый в ситуации межличностного взаимодействия. Любая из таких стадий может быть конечной и явиться характеристикой личностного типа человека.

Рассмотрение социального интеллекта в онтогенетическом аспекте в отечественной психологии базируется на совершенно иных основаниях, связанных с пониманием закономерностей психического развития. В рамках культурно-исторической теории высших психических функций Л. С. Выготского проблема познания рассматривается как проблема умственного (в целом – психического) развития ребенка. Л.С. Выготский писал: «все высшие психические функции суть интериоризированные отношения социального порядка…

Специально не изучая проблемы социального интеллекта, Л.С. Выготский фактически связывал его с развитием знаково-символической функции, использованием речи как средства общения и мышления. Рассматривая мышление как сложную форму поведения, Л.С. Выготский говорил о возможностях познания чужой психики, а также самопознания. При этом он признавал, что механизмы познания чужой психики и самопознания тождественны, однако он не соглашался с теми, кто считал, что познать других можно только познав себя. Л.С. Выготский писал: «Ребенок прежде научается понимать других, и только потом по этому образцу научается понимать себя».

Становление социального интеллекта с позиции возрастного подхода

Становление социального интеллекта с позиции возрастного подхода происходит на протяжении всей жизни человека, а особенно он эффективно развивается в дошкольном возрасте. Социальное развитие детей дошкольного возраста - процесс и результат качественных и количественных изменений, происходящих в человеке в процессе его приобщения к культурным ценностям под влиянием социальной культуры и становления его универсальных социальных способностей. В процессе социального развития происходит усвоение ребенком общественно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта.

В 3-4 года появляются первые формы социального интеллекта. В 3 года дети приобретают способность планировать события реальной жизни. В 4 года дети понимают, что их могут обманывать, и что они могут обманывать тоже. В 4 года дети начинают понимать поведение других людей. В 5 лет дети понимают, что люди могут обманываться сами. В дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный опыт.

В 6 лет и старше социальный интеллект носит более высокий характер развития - влияние на партнера, умение вводить в заблуждение для того что бы использовать скрытые возможности коммуникации. К пониманию социальной причинности дети приходят в 5-7 лет. В старшем дошкольном возрасте дети вполне овладевают социальной функцией речи. Они узнают, что речь отражает социальный статус людей, их роли, хорошо понимают, что слова, тон, которым они произносятся, форма общения зависят от отношений, которые сложились между беседующими людьми. Дети достаточно быстро улавливают нюансы речи и приспосабливаются к ролям.

В этот период восприятие становиться осмысленным, анализирующим. Обучение социальному интеллекту происходит в повседневной жизни. Недостаточное развитие социального интеллекта в детском возрасте, приводит к появлению у детей агрессивности, замкнутости, и как следствие, отвержению сверстниками.

В исследовании И.Ю. Исаевой, посвященном развитию интеллекта в дошкольном возрасте, социальный интеллект рассматривается как интеллектуальная способность, подчиняется законам общего интеллектуального развития в единстве с эмоционально-аффективным компонентом. Автором правомерно сделан вывод о том, что сензитивным периодом развития социального интеллекта в дошкольном возрасте является период с 4-5 до 6-7 лет (т.е. на этапе перехода от среднего к старшему дошкольному возрасту), в тот период, когда происходит становление и развитие логического мышления.

Особое значение для становления социального интеллекта имеет возраст старшего подростка, который принято определять как период критических ситуаций. Накопленный в ходе интеллектуального развития опыт не позволяет найти выход из создаваемых социальной средой трудностей. Подростки готовы преобразовывать окружающую их социальную среду, готовы для сотрудничества с окружающими. Это отличает образ жизни подростка от образа жизни младшего школьного возраста и способствуют дальнейшему развитию социального интеллекта. Подросток обращается к анализу самого себя, у него постепенно формируются ценностные ориентации, складываются образцы поведения. В повышении интеллектуальных способностей играет роль и мотивация достижений, механизм влияния которой опосредован внешним подкреплением и упражнением, и зависит от культурного уровня среды. У старших подростков появляется способность не только к прогнозированию результатов своей деятельности, принятию самостоятельных решений, познанию себя как личности, но и понимание своего места в человеческом обществе.

Если социализация детей формирует ценностные ориентации, то социализация взрослых, скорее, изменяет внешнее поведение, поэтому период ранней взрослости является существенным для формирования социального интеллекта. Личность выступает в качестве субъекта жизнедеятельности, для неё характерно знание о том, что она хочет, о своих возможностях в преодолении социальных обстоятельств, то есть, важную роль играет внутренняя позиции личности, ее направленность. Развитие социального интеллекта взрослого определяется не только индивидуально-личностными свойствами человека, которые проявляются в способности формировать отношение человека к самому себе, прогнозировать результаты своей деятельности, понимать свое поведение и поведение окружающих, но зависят и от мотивационных установок личности, её направленности.

Основными источниками развития социального интеллекта человека является жизненный опыт, творческая деятельность, общая эрудиция и специальные научные знания. Жизненный опыт представляет собой синтез разнообразных умений и навыков, эмпирических знаний и оценок, интуитивных находок и нравственных принципов – практическую основу существования человека. Общая эрудиция – это запас достоверных и систематизированных гуманитарных знаний, относящихся к истории и культуре человеческого общения, которыми располагает данный индивид

Социальный интеллект, рассматриваемый в рамках возрастного подхода, является самодостаточным феноменом, представляющим собой целостную систему по накоплению, систематизации, анализу человеком собственного опыта, опыта других людей, служащую качественной основой развития успешной личности. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речи человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и в последствии выступает профессионально важным качеством в профессиях типа «человек - человек», а также некоторых профессиях «человек – художественный образ».

Специфические особенности развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте

В онтогенезе социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей - эмпатия.

Недостаточный уровень социального интеллекта может в некоторой степени компенсироваться развитой эмпатией. Его формирование стимулируется началом школьного обучения. В этот период увеличивается круг общения ребенка, развивается его сензитивность, социально-перцептивные способности, способность переживать за другого без непосредственного восприятия его чувств, способность к децентрации (умение вставать на точку зрения другого человека, отличать свою точку зрения от других возможных), что и составляет основу социального интеллекта.

Ведущее место в развитии социального интеллекта младших школьников занимает исследовательская деятельность. Данный вид деятельности для младшего школьника является источником получения представлений об окружающей среде. Основной путь поддержания и развития поискового поведения младшего школьника – максимальное снижение ограничений на исследования.

Социальный интеллект младших школьников формируется так же в процессе общения. Потребность общения удовлетворяется главным образом в ведущей учебной деятельности, что и определяет его взаимоотношения. Главная роль здесь принадлежит учителю, который показывает образцы нравственного поведения через оценивание учеников, их успехов и неудач.

В начале обучения у младших школьников отсутствует нравственная оценка своих товарищей, нет подлинных межличностных отношений. Связи и отношения начинают складываться в процессе учебной деятельности и совершенствуются в учебной жизни. Процесс этот сложный и противоречивый. Очень часто активные дети захватывают инициативу в общественной жизни, но мотив их деятельности – желание показать себя, выделиться. На втором-третьем году обучения поведение школьника становится социально адаптированным. Устанавливаются более тесные контакты с одноклассниками, с которыми вместе усваивают знания, участвуют в общественной жизни, связанной с играми, соревнованиями, походами. Социальное взаимодействие постепенно начинает подкрепляться нравственной оценкой поведения каждого из ребят. Они начинают всё глубже осознавать те или иные стороны личности сверстников. Социальный интеллект уже в младшем школьном возрасте оказывает влияние на личные взаимоотношения. Оценка чувств, определение настроения своих одноклассников, понимание мотивов и их поступков способствует созданию дружеских, так называемых «малых» групп. В этих группах складываются свои нормы поведения, свои интересы. Осознанность своих взаимоотношений с окружающими предполагает анализ, внутреннее обсуждение на основании своих действий, поступков, то есть определённый уровень развития рефлексии, которая является одним из важнейших психических новообразований, формирующихся у младшего школьника в процессе учебной деятельности.

Таким образом, рефлексия в младшем школьном возрасте формирует отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям и, что самое главное, – это отношение реализуется в основном через учебную деятельность как отношение к созданию и методам обучения, учителю, классу, школе. Учебная деятельность изменяет содержание эмоциональной составляющей социального интеллекта и соответственно определяет общую тенденцию личностного развития учащегося. На этот процесс существенное влияние оказывают родители, сверстники, более широкое социальное окружение, телевидение.

Телевидение оказывает важное воздействие на различные стороны развития младших школьников, в том числе на формирование социального интеллекта. Сопереживание, преодоление морального и коммуникативного эгоцентризма взаимосвязаны и составляют основу нравственного поведения ребёнка.

В младшем школьном возрасте, как указывают исследователи, дети способны к сопереживанию, которое проявляется во взаимопомощи, желании быть рядом с товарищем в сложной ситуации. Подобные реакции обычно следуют за оказанием реальной помощи. Дети, как правило, сочувствуют тем, кто похож на них самих, то есть представителям того же пола, возраста, социальной группы. В разных формах совместной деятельности дети ближе и глубже узнают друг друга. Каждый ученик оценивается во втором, а тем более в третьем классе уже не по какому-то отдельному действию, не по случайному его поступку. Предметом оценки ребят становятся успехи в учении, основные черты его характера (весёлый, умный, много знает, всё умеет). На грани перехода в средние классы на первый план выступают нравственные черты личности. По ним, прежде всего, ребята и судят друг о друге. Главной особенностью развития социального интеллекта детей младшего школьного возраста является усложнение содержательных характеристик структурных компонентов социального интеллекта и переход его на более высокий уровень.

К концу младшего школьного возраста возрастает умение ребёнка владеть своими чувствами. В этот возрастной период у детей активно развиваются социальные эмоции, такие, как чувство ответственности, чувство доверия к другим людям и способность ребёнка к сопереживанию. К концу младшего школьного возраста всё большее значение для развития ребёнка приобретает его общение со сверстниками, которое способствует эффективному развитию социального интеллекта.

Формирование и развитие социального интеллекта в младшем школьном возрасте происходит через научение, расширение знаний и опыта, а также при проведении специальной психологической коррекционно-развивающей работы, включающей тренировку компонентов, наполняющих структуру социального интеллекта. Социальный интеллект развивается благодаря формированию социально-желательных личностных и коммуникативных свойствсовершенствованию механизмов психического регулирования, самоконтроля и самореализации, повышающих стрессоустойчивость.

Развитие способностей младших школьников понимать чувства и выражать своё отношение к ним, непосредственно связано с личным успехом детей в различных видах деятельности: учебной, игровой, общением. Выражение чувств сопровождается интонацией голоса, мимикой, позой. Эти показатели позволяют лучше распознать чувства собеседника, более чётко сформулировать свои ощущения, помогает избежать ситуации, в которой партнёр по общению вынужден интерпретировать и вкладывать свой смысл в происходящее. Важнейший показатель высокого уровня развития социального интеллекта – регулирование собственной эмоциональной жизни школьника, что выражается в способности чётко определять свои эмоциональные состояния и желания.


 

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Субъективный уровень (5-9 лет): ребенку уже доступно разграничение собственных и чужих переживаний, однако он не понимает влияния своих действий и состояний на действия и состояния…

Субъективный уровень (5-9 лет): ребенку уже доступно разграничение собственных и чужих переживаний, однако он не понимает влияния своих действий и состояний на действия и состояния…

Специально не изучая проблемы социального интеллекта,

Специально не изучая проблемы социального интеллекта,

В исследовании И.Ю. Исаевой, посвященном развитию интеллекта в дошкольном возрасте, социальный интеллект рассматривается как интеллектуальная способность, подчиняется законам общего интеллектуального развития в единстве с эмоционально-аффективным…

В исследовании И.Ю. Исаевой, посвященном развитию интеллекта в дошкольном возрасте, социальный интеллект рассматривается как интеллектуальная способность, подчиняется законам общего интеллектуального развития в единстве с эмоционально-аффективным…

Основными источниками развития социального интеллекта человека является жизненный опыт, творческая деятельность, общая эрудиция и специальные научные знания

Основными источниками развития социального интеллекта человека является жизненный опыт, творческая деятельность, общая эрудиция и специальные научные знания

В начале обучения у младших школьников отсутствует нравственная оценка своих товарищей, нет подлинных межличностных отношений

В начале обучения у младших школьников отсутствует нравственная оценка своих товарищей, нет подлинных межличностных отношений

Подобные реакции обычно следуют за оказанием реальной помощи

Подобные реакции обычно следуют за оказанием реальной помощи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2021