Становление деревянного церковного зодчества на Дону.
Оценка 4.9

Становление деревянного церковного зодчества на Дону.

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
история
8 кл
31.03.2017
Становление деревянного церковного зодчества на Дону.
История донского казачества привлекала и до сих пор привлекает внимание многих исследователей, и интерес к этой проблеме все возрастает. Но, к сожалению, не многие авторы рассматривали именно историю архитектуры Донского края, в том числе и культового зодчества, эволюция которого теснейшим образом связана не только с церковной историей, но и с другими важнейшими процессами, происходившими на Дону.
Становление деревянного церковного зодчества на Дону..docx
Становление деревянного церковного зодчества на Дону. История   донского   казачества   привлекала   и   до   сих   пор   привлекает внимание многих исследователей, и интерес к этой проблеме все возрастает. Но,   к   сожалению,   не   многие   авторы   рассматривали   именно   историю архитектуры Донского края, в том числе и культового зодчества, эволюция которого теснейшим образом связана не только с церковной историей, но и с другими важнейшими процессами, происходившими на Дону. Истории донской храмовой архитектуры в XIX веке касались историки И. Сулин, К. Суслов, М. Красовский, В. Кириллов, которые собрали и изучили сведения   о   датах   постройки   и   истории   многих   храмов   Донской   епархии. Долгие   годы   в   советский   период   описанием   храмов   занимался   донской краевед   А.П.   Зимин.   На   современном   этапе   этого   вопроса   касались   Е.В. Пьявченко, Л.Ф. Волошинова, А. Шадрина и некоторые другие исследователи. Известно, что первые каменные храмы появились на Дону в начале XVIII века.   А   под   1720   годом   в   документах   указывается   на   существовавшие   и строившиеся   деревянные   храмы   в   станицах   Кочетовской,   Черновской, Ведерниковской.   Потом   были   построены   церкви   в   Старо­Григорьевской, Малодельской,   Бурацкой,   Усть­Хоперской,   Тишанской,   Алексеевской   и Терновской   станицах.   К   концу   царствования   Петра  I  на   Дону,   кроме каменного храма в Черкасске, существовало  две монастырских церкви, 11 храмов и 3 часовни в станицах. Но уже к 1743 г. на 127 станиц на донской земле   приходилось   105   деревянных   церквей   и   только   один   каменный соборный храм в Черкасске.1 Были ли на Дону храмы до XVIII века? Культовых построек XVII века, а тем еще более раннего времени не сохранилось. Будучи деревянными, они либо   сгорели,   либо   перестроены,   либо   вместо   них   позже   были   возведены каменные   церкви   с   теми   же   названиями.   Поэтому   долгое   время   бытовало 1Попов Х. И. Краткий очерк прошлого донского казачества // СОВДСК. Вып.6. Новочеркасск, 1906. С.16. 1 мнение об отсутствии на Дону устойчивых традиций храмостроения. Между тем сохранившиеся источники, среди которых материалы Государственного архива   Ростовской   области;   утвержденные   к   строительству   проекты деревянных и каменных храмов XVIII­начала XIX века, хранящиеся в Музее истории донского казачества в Новочеркасске; альбом рисунков инспектора донских народных училищ академика Г.А. Ознобишина конца  XIX  века из музея­заповедника   Старочеркасска   и   другие,   имеющиеся   в   нашем распоряжении   источники,   а   также   исследовательские   материалы   наших предшественников  позволяют   выявить   не   только   наличие   устойчивой традиции   храмостроительства,   но   и   весьма   самобытное   развитие архитектуры донского станичного храма, выраженное в появлении в XVII веке его объемно­пространственной композиции, не имеющей аналогов ни в русском, ни даже в мировом храмовом зодчестве. Это ­ ярусная композиция из трех и более восьмигранников, с расположением алтаря, «мужичника» и «бабника» по одной прямой линии. Впервые аналитическим разбором особенностей архитектуры донского деревянного храма занялся в середине  XIX  века академик Е. Ознобишин. В черновых материалах статистического комитета за 1867 г. содержится его записка о результатах поездки по территории Земли войска Донского, где наряду с описанием донских станиц, он обращает «особое внимание комитета на необыкновенно интересные постройки древних войсковых церквей». При этом   Ознобишин   установил   некоторое   тождество   деревянных   донских церквей с новгородскими (северорусскими) деревянными храмами. Основным тождественным   признаком   он   считал   ярусность.   Однако   последующие исследования показали, что новгородские и донские храмы имеют различную пространственную   структуру.   Известная   донская   трехчастность   с   четким делением   на   бабник,   мужичник   и   алтарь   совершенно   не   характерна   для новгородских   храмов,   в   композиции   которых   основополагающей   является 2 центричная композиция, так называемая "византийская" схема. В   связи   с   этим   концепция   о   чисто   новгородском   происхождении донского   храмостроения,   изложенная   Е.   Ознобишиным,   представляется спорной.   Скорее   всего,   на   Дону   ко   времени   появления   там   выходцев   из северорусских   земель   (по   Ознобишину   –   это  XIV­XV  вв.)   уже   имелась устойчивая традиция храмостроения. И новгородцы могли привнести в нее только некоторые черты. Следует   отметить,  что   храмы   Верхнего   и   Нижнего   Дона  XVII­XVIII отличаются   друг   от   друга   некоторыми   деталями.   Несмотря   на   то,   что   в последствии все эти различия сошли на нет, как и различия в образе жизни казаков   и   в   их   мировоззрении,   но   в   указанный   период   они   были   весьма существенны. Это было связанно с целым рядом причин. Это и этнический состав   верхнего   и   нижнего   Дона,   который   существенно   различался. Определенной школы мастеров на тот момент не существовало, и каждый из строителей пытался привнести свое при сооружении храма, поэтому на Дону в тот момент прослеживается большое количество, как украинского, так и чисто русского зодчества. В этой связи обнаруживаются различия: в размерах, форме плана и общем образном решении. Кроме того образ жизни и природные условия не могли способствовать тому,   чтобы   казачьи   поселения,   так   называемые   «городки»,   были постоянными. Казакам приходилось быть мобильными, они часто переезжали с места на место, и это не могло не отразиться на их храмах. Верховые храмы являются более массивными, им присущ вертикализм в несколько ярусов, и по своим размерам верховые храмы больше низовых. Одним из самых распространённых типов храмов на Верхнем Дону была композиция из трех восьмигранников, поставленных по одной прямой линии с запада на восток. Впоследствии присоединяется еще один восьмигранник ­ колокольня.  3 Обязательным элементом являлись маленькие прирубы восьмигранной формы с северной и южной стороны основного объема ­ входы в мужичник. Вначале   колокольня   чаще   всего   не   выделяется   в   плане,   а   смотрится   как четырехгранный   притвор,   на   котором   размещается   восьмигранный   объем. Интересный   прием,   встречающийся   только   в   верхнедонских   храмах   –   это отделение   колокольни   с   небольшой   открытой   галерейкой,   как   в   церквях станицы Малодельской, Березовской. Анализ наиболее ранних церквей XVII века   по   рисункам   Е.   Ознобишина   показывает,   что   в   то   время   еще существовала   тенденция   ставить   колокольню   отдельно   от   храма.   Храм   же представлял   собой   трех   частную   композицию   из   многоярусных   башен   с небольшим выделением центральной по высоте. Характерна тесовая обшивка церквей ­ она выполнена либо из коротких вертикальных досок, с выделением границ   ряда   дополнительных   горизонтальных   поясков   (станица   Клецкая, Петровская), либо выглядит сотообразно.  В   более   поздних   храмах   конца   XVII   века   колокольня   уже   входит   в состав общей композиции храма. Колокольня верхнедонского храма всегда шатровая ­ восьмерик на четверике, пропорции шатра 1:0.6 (ширина к высоте). Ярким примером для этой группы является храм, существовавший в ст. Усть­Быстрянской. Он имел характерный для верхнедонских храмов план ­ три   восьмигранника   поставлены   по   одной   линии   с   запада   на   восток. Колокольня типа "восьмерик на четверике", крыта шатром, расположена над западным притвором и состоит из трех ярусов. Над бабником уже не устроена ярусная башенка, но над алтарем она еще сохраняется. Центральный объем храма пятиярусный, составлен из постепенно сужающихся восьмериков. Над прирубами­входами   в   мужичник   также   устроены   маленькие   двухъярусные башенки. Все маковки увенчаны остроконечными главками на тонкой шейке. Верховые   и   низовые   храмы   различаются   в   геометрических   формах планов.   Если   в   верховых   храмах   применялась   только   композиция   из 4 восьмериков   или   многогранников,   то   в   большинстве   низовых   храмов преобладает   композиция   из   четырехгранников   со   скошенными   углами, придающая плану некоторое сходство с украинскими, как считал В.В Суслов. Из­за   этого   меняется   и   план   храма   и   обретается   характерное   отличие низового храма, его более малые размеры. В верховых храмах преобладает композиция «восьмерик от земли», а в низовых наряду с этой применяется и другая ­ «восьмерик на четверике». Однако   при   этом   в   низовых   храмах   не   применяется   восточно­ украинский принцип расположения главок по сторонам света ­ композиция храма   остается   трех   частной.   Более   поздний   элемент   ­   колокольня   ­   в украинских храмах вырастает над бабником, в донских же храмах колокольня пристраивается четвертым объемом композиции. Описанное выше применение композиции   из   четырехгранников   может   быть   отнесено   к   влиянию украинского   зодчества   и   это   подтверждается   проведенным   на   основе статистических   данных   анализом   наиболее   старых   фамилий  верховых   и низовых   станиц.   В   верховых   станицах   украинские   фамилии   вообще отсутствуют,   есть   они   только   в   поселениях   на   Нижнем   Дону   ­   там   и встречаются «украинизмы». Характерно, что это явление встречается только в тех станицах, где проживали украинцы. Для   всех   донских   деревянных   храмов   как   Нижнего,   так   и   Верхнего Дона, характерны небольшие окошки и вместе с тем малое их количество. По каким­то   нам   неведомым   причинам   довольно   высокий,   шестнадцать   ­ восемнадцать   метров,   храм,   был   очень   слабо   освещен,   хотя   мы   знаем   из наблюдений Суслова, что в донских храмах, в отличие от русских северных, использовалась вся высота башни. По внешнему виду эти церкви разделяются на:  одноглавые, трехглавые, и  многоглавые. На  некоторых  церквах  купола составлены   из   ряда   уменьшающихся   к   верху   многогранников.   Московский церковный собор в XVII  веке запретил строить трехглавые церкви, а между 5 тем   на   Украине   и   на   Дону   эта   форма   церквей   продолжала   быть преобладающей.  Таким   образом,   особенности   донских   церквей   имеют   корни   в деревянном храмостроении. Вопрос о первичности каменных или деревянных форм храмостроения на Дону однозначно решается в пользу дерева, так как связан  с  особенностями  менталитета  донского  казачества.  До  конца  XVIII века ведущее полуоседлый образ жизни казачье население в силу ряда причин культурно­исторического характера не могло иметь каменных храмов. Только после   перехода   на   оседлый   образ   жизни   в   станицах   появились   каменные храмы. Анализ,   сохранившихся   источников   позволяет   сделать   вывод   о самобытности   форм   донских   деревянных   храмов.   Восточно­украинские архитектурные мотивы в донских храмах проявляются лишь фрагментарно и наблюдаются только на Нижнем Дону, в тех поселениях, где жили украинцы. Формы   храмов   Верхнего   Дона   имеют   некоторое   сходство   с   западно­ украинскими храмами, но и здесь есть принципиальные отличия, касающиеся формы плана и местоположения колокольни. Донское деревянное зодчество имеет   славянские   корни,   чем   и   объясняется   некоторое   его   сходство   с украинской архитектурой. Донское деревянное церковное зодчество до конца XVIII века являлось независимой от основной линии русского деревянного храмового зодчества ветвью   строительства.   Об   этом   свидетельствует,  прежде   всего,   различие   в композиционных схемах планов. В донском храмостроении – это трехчастная схема   с  размещением  «бабника»,  «мужичника»  и   алтаря   по   одной   прямой линии, а в русском зодчестве с  X  века большое распространение получает византийская центричная схема. При   переходе   к   каменному   храмостроению   традиции   донского деревянного   храмостроения   нашли   отражение   в   новом   строительном 6 материале. В 7

Становление деревянного церковного зодчества на Дону.

Становление деревянного церковного зодчества на Дону.

Становление деревянного церковного зодчества на Дону.

Становление деревянного церковного зодчества на Дону.

Становление деревянного церковного зодчества на Дону.

Становление деревянного церковного зодчества на Дону.

Становление деревянного церковного зодчества на Дону.

Становление деревянного церковного зодчества на Дону.

Становление деревянного церковного зодчества на Дону.

Становление деревянного церковного зодчества на Дону.

Становление деревянного церковного зодчества на Дону.

Становление деревянного церковного зодчества на Дону.

Становление деревянного церковного зодчества на Дону.

Становление деревянного церковного зодчества на Дону.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017