История донского казачества привлекала и до сих пор привлекает внимание многих исследователей, и интерес к этой проблеме все возрастает. Но, к сожалению, не многие авторы рассматривали именно историю архитектуры Донского края, в том числе и культового зодчества, эволюция которого теснейшим образом связана не только с церковной историей, но и с другими важнейшими процессами, происходившими на Дону.
Становление деревянного церковного зодчества на Дону.
История донского казачества привлекала и до сих пор привлекает
внимание многих исследователей, и интерес к этой проблеме все возрастает.
Но, к сожалению, не многие авторы рассматривали именно историю
архитектуры Донского края, в том числе и культового зодчества, эволюция
которого теснейшим образом связана не только с церковной историей, но и с
другими важнейшими процессами, происходившими на Дону.
Истории донской храмовой архитектуры в XIX веке касались историки
И. Сулин, К. Суслов, М. Красовский, В. Кириллов, которые собрали и изучили
сведения о датах постройки и истории многих храмов Донской епархии.
Долгие годы в советский период описанием храмов занимался донской
краевед А.П. Зимин. На современном этапе этого вопроса касались Е.В.
Пьявченко, Л.Ф. Волошинова, А. Шадрина и некоторые другие исследователи.
Известно, что первые каменные храмы появились на Дону в начале XVIII
века. А под 1720 годом в документах указывается на существовавшие и
строившиеся деревянные храмы в станицах Кочетовской, Черновской,
Ведерниковской. Потом были построены церкви в СтароГригорьевской,
Малодельской, Бурацкой, УстьХоперской, Тишанской, Алексеевской и
Терновской станицах. К концу царствования Петра I на Дону, кроме
каменного храма в Черкасске, существовало две монастырских церкви, 11
храмов и 3 часовни в станицах. Но уже к 1743 г. на 127 станиц на донской
земле приходилось 105 деревянных церквей и только один каменный
соборный храм в Черкасске.1
Были ли на Дону храмы до XVIII века? Культовых построек XVII века,
а тем еще более раннего времени не сохранилось. Будучи деревянными, они
либо сгорели, либо перестроены, либо вместо них позже были возведены
каменные церкви с теми же названиями. Поэтому долгое время бытовало
1Попов Х. И. Краткий очерк прошлого донского казачества // СОВДСК. Вып.6. Новочеркасск, 1906. С.16.
1мнение об отсутствии на Дону устойчивых традиций храмостроения. Между
тем сохранившиеся источники, среди которых материалы Государственного
архива Ростовской области; утвержденные к строительству проекты
деревянных и каменных храмов XVIIIначала XIX века, хранящиеся в Музее
истории донского казачества в Новочеркасске; альбом рисунков инспектора
донских народных училищ академика Г.А. Ознобишина конца XIX века из
музеязаповедника Старочеркасска и другие, имеющиеся в нашем
распоряжении источники, а также исследовательские материалы наших
предшественников позволяют выявить не только наличие устойчивой
традиции храмостроительства, но и весьма самобытное развитие
архитектуры донского станичного храма, выраженное в появлении в XVII
веке его объемнопространственной композиции, не имеющей аналогов ни в
русском, ни даже в мировом храмовом зодчестве. Это ярусная композиция
из трех и более восьмигранников, с расположением алтаря, «мужичника» и
«бабника» по одной прямой линии.
Впервые аналитическим разбором особенностей архитектуры донского
деревянного храма занялся в середине XIX века академик Е. Ознобишин. В
черновых материалах статистического комитета за 1867 г. содержится его
записка о результатах поездки по территории Земли войска Донского, где
наряду с описанием донских станиц, он обращает «особое внимание комитета
на необыкновенно интересные постройки древних войсковых церквей». При
этом Ознобишин установил некоторое тождество деревянных донских
церквей с новгородскими (северорусскими) деревянными храмами. Основным
тождественным признаком он считал ярусность. Однако последующие
исследования показали, что новгородские и донские храмы имеют различную
пространственную структуру. Известная донская трехчастность с четким
делением на бабник, мужичник и алтарь совершенно не характерна для
новгородских храмов, в композиции которых основополагающей является
2центричная композиция, так называемая "византийская" схема.
В связи с этим концепция о чисто новгородском происхождении
донского храмостроения, изложенная Е. Ознобишиным, представляется
спорной. Скорее всего, на Дону ко времени появления там выходцев из
северорусских земель (по Ознобишину – это XIVXV вв.) уже имелась
устойчивая традиция храмостроения. И новгородцы могли привнести в нее
только некоторые черты.
Следует отметить, что храмы Верхнего и Нижнего Дона XVIIXVIII
отличаются друг от друга некоторыми деталями. Несмотря на то, что в
последствии все эти различия сошли на нет, как и различия в образе жизни
казаков и в их мировоззрении, но в указанный период они были весьма
существенны. Это было связанно с целым рядом причин. Это и этнический
состав верхнего и нижнего Дона, который существенно различался.
Определенной школы мастеров на тот момент не существовало, и каждый из
строителей пытался привнести свое при сооружении храма, поэтому на Дону
в тот момент прослеживается большое количество, как украинского, так и
чисто русского зодчества. В этой связи обнаруживаются различия: в размерах,
форме плана и общем образном решении.
Кроме того образ жизни и природные условия не могли способствовать
тому, чтобы казачьи поселения, так называемые «городки», были
постоянными. Казакам приходилось быть мобильными, они часто переезжали
с места на место, и это не могло не отразиться на их храмах.
Верховые храмы являются более массивными, им присущ вертикализм в
несколько ярусов, и по своим размерам верховые храмы больше низовых.
Одним из самых распространённых типов храмов на Верхнем Дону была
композиция из трех восьмигранников, поставленных по одной прямой линии с
запада на восток. Впоследствии присоединяется еще один восьмигранник
колокольня.
3Обязательным элементом являлись маленькие прирубы восьмигранной
формы с северной и южной стороны основного объема входы в мужичник.
Вначале колокольня чаще всего не выделяется в плане, а смотрится как
четырехгранный притвор, на котором размещается восьмигранный объем.
Интересный прием, встречающийся только в верхнедонских храмах – это
отделение колокольни с небольшой открытой галерейкой, как в церквях
станицы Малодельской, Березовской. Анализ наиболее ранних церквей XVII
века по рисункам Е. Ознобишина показывает, что в то время еще
существовала тенденция ставить колокольню отдельно от храма. Храм же
представлял собой трех частную композицию из многоярусных башен с
небольшим выделением центральной по высоте. Характерна тесовая обшивка
церквей она выполнена либо из коротких вертикальных досок, с выделением
границ ряда дополнительных горизонтальных поясков (станица Клецкая,
Петровская), либо выглядит сотообразно.
В более поздних храмах конца XVII века колокольня уже входит в
состав общей композиции храма. Колокольня верхнедонского храма всегда
шатровая восьмерик на четверике, пропорции шатра 1:0.6 (ширина к высоте).
Ярким примером для этой группы является храм, существовавший в ст.
УстьБыстрянской. Он имел характерный для верхнедонских храмов план
три восьмигранника поставлены по одной линии с запада на восток.
Колокольня типа "восьмерик на четверике", крыта шатром, расположена над
западным притвором и состоит из трех ярусов. Над бабником уже не устроена
ярусная башенка, но над алтарем она еще сохраняется. Центральный объем
храма пятиярусный, составлен из постепенно сужающихся восьмериков. Над
прирубамивходами в мужичник также устроены маленькие двухъярусные
башенки. Все маковки увенчаны остроконечными главками на тонкой шейке.
Верховые и низовые храмы различаются в геометрических формах
планов. Если в верховых храмах применялась только композиция из
4восьмериков или многогранников, то в большинстве низовых храмов
преобладает композиция из четырехгранников со скошенными углами,
придающая плану некоторое сходство с украинскими, как считал В.В Суслов.
Изза этого меняется и план храма и обретается характерное отличие
низового храма, его более малые размеры. В верховых храмах преобладает
композиция «восьмерик от земли», а в низовых наряду с этой применяется и
другая «восьмерик на четверике».
Однако при этом в низовых храмах не применяется восточно
украинский принцип расположения главок по сторонам света композиция
храма остается трех частной. Более поздний элемент колокольня в
украинских храмах вырастает над бабником, в донских же храмах колокольня
пристраивается четвертым объемом композиции. Описанное выше применение
композиции из четырехгранников может быть отнесено к влиянию
украинского зодчества и это подтверждается проведенным на основе
статистических данных анализом наиболее старых фамилий верховых и
низовых станиц. В верховых станицах украинские фамилии вообще
отсутствуют, есть они только в поселениях на Нижнем Дону там и
встречаются «украинизмы». Характерно, что это явление встречается только
в тех станицах, где проживали украинцы.
Для всех донских деревянных храмов как Нижнего, так и Верхнего
Дона, характерны небольшие окошки и вместе с тем малое их количество. По
какимто нам неведомым причинам довольно высокий, шестнадцать
восемнадцать метров, храм, был очень слабо освещен, хотя мы знаем из
наблюдений Суслова, что в донских храмах, в отличие от русских северных,
использовалась вся высота башни. По внешнему виду эти церкви разделяются
на: одноглавые, трехглавые, и многоглавые. На некоторых церквах купола
составлены из ряда уменьшающихся к верху многогранников. Московский
церковный собор в XVII веке запретил строить трехглавые церкви, а между
5тем на Украине и на Дону эта форма церквей продолжала быть
преобладающей.
Таким образом, особенности донских церквей имеют корни в
деревянном храмостроении. Вопрос о первичности каменных или деревянных
форм храмостроения на Дону однозначно решается в пользу дерева, так как
связан с особенностями менталитета донского казачества. До конца XVIII
века ведущее полуоседлый образ жизни казачье население в силу ряда причин
культурноисторического характера не могло иметь каменных храмов. Только
после перехода на оседлый образ жизни в станицах появились каменные
храмы.
Анализ, сохранившихся источников позволяет сделать вывод о
самобытности форм донских деревянных храмов. Восточноукраинские
архитектурные мотивы в донских храмах проявляются лишь фрагментарно и
наблюдаются только на Нижнем Дону, в тех поселениях, где жили украинцы.
Формы храмов Верхнего Дона имеют некоторое сходство с западно
украинскими храмами, но и здесь есть принципиальные отличия, касающиеся
формы плана и местоположения колокольни. Донское деревянное зодчество
имеет славянские корни, чем и объясняется некоторое его сходство с
украинской архитектурой.
Донское деревянное церковное зодчество до конца XVIII века являлось
независимой от основной линии русского деревянного храмового зодчества
ветвью строительства. Об этом свидетельствует, прежде всего, различие в
композиционных схемах планов. В донском храмостроении – это трехчастная
схема с размещением «бабника», «мужичника» и алтаря по одной прямой
линии, а в русском зодчестве с X века большое распространение получает
византийская центричная схема.
При переходе к каменному храмостроению традиции донского
деревянного храмостроения нашли отражение в новом строительном
6материале.
В
7