Стартовая контрольная работа по русскому языку за курс начальной школы
5 класс
Задание 1: Спиши текст, вставляя пропущенные буквы, расставь знаки препинания.
В лес за грибами
Вет_р н__сёт лист_я по кочкам оврагам лугам полям. Поз__л__тили они все д__ро__ки и тр__пинки в л__су. (На)ступила гр__бная п__ра.
После д__ждя взрослые и дети устремились (в)лес за гр__бами. Дед С(с)тепан нёс б__льшую к__рзину. Он мастер собирать гр__бы. Я заглядывал под каждый кустик и п__нёк. (У)меня была мален__кая к__рзинка. В моей к__рзинке л__жали лисички под__синовики подб__рёзовики белые грибы. Мы вышли на старую выру__ку. Вся она была усыпана опятами.
С полными к__рзинами гр__бов мы вернулись д__мой.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Разбери предложение по членам предложения, подпиши части речи: (3 балла)
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада.
3. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие. (2 балла)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Выполни разбор слов по составу: (2 балла)
Подарки, вечерний, узкая, ленивый.
Система оценивания контрольной работы по русскому языку
Задание 1. Списывание текста
|
К1 |
Соблюдение орфографических норм |
|
|
|
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка). Возможно наличие одного-двух исправлений неверного написания на верное в словах с орфограммами |
4 |
|
Допущено не более двух орфографических ошибок (в их числе возможна одна однотипная ошибка). Возможно наличие трёх исправлений неверного написания на верное в словах с орфограммами |
3 |
|
|
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора написания заключены в грамматических (в роще, в поле; колют, борются) и фонетических (шило, жизнь; чаща, чайник) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое слово или его форму (вода – воды; рот – ротик; головка – голова; устный – уста). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная |
||
|
Допущено три-четыре ошибки |
2 |
|
|
Допущено пять ошибок |
1 |
|
|
Допущено более пяти ошибок |
0 |
|
|
К2 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
|
Пунктуационных ошибок нет |
3 |
|
|
Допущена одна ошибка |
2 |
|
|
Допущено две ошибки |
1 |
|
|
Допущено более двух ошибок |
0 |
|
|
К3 |
Списывание текста |
|
|
Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов и слов с изменённым графическим обликом). ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово |
2 |
|
|
Допущено четыре–семь описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово |
1 |
|
|
Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово |
0 |
|
|
|
Максимальный балл |
7 |
Задание 2. Разбери предложение по членам предложения, подпиши части речи:
|
Определение частей речи |
балл |
|
Верно определены все части речи в предложении |
3 |
|
Допущена одна ошибка |
2 |
|
Допущено две ошибки |
1 |
|
Допущено более двух ошибок |
0 |
|
Определение членов предложения |
|
|
Верно определены все члены предложения |
2 |
|
Допущена одна ошибка |
1 |
|
Допущено две ошибки |
0 |
|
Максимальный балл |
5 |
Задание 3. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
|
Критерий |
балл |
|
Верно найдено предложение, при переписывании ошибок не допущено, правильно обозначены однородные подлежащие |
2 |
|
Предложение найдено неверно. ИЛИ Верно найдено предложение, при переписывании ошибок не допущено, неправильно обозначены однородные подлежащие. ИЛИ Верно найдено предложение, при переписывании допущено более двух орфографических и одной пунктуационной ошибок, правильно обозначены однородные подлежащие |
1 |
|
Верно найдено предложение, при переписывании допущена одна орфографическая или одна пунктуационная ошибка, правильно обозначены однородные подлежащие |
0 |
|
Максимальный балл |
2 |
Задание 4. Выполни разбор слов по составу
|
Критерий |
балл |
|
Верно выполнен разбор слов по составу всех слов |
2 |
|
Допущено до 2 ошибок в разборе слов по составу |
1 |
|
Задание выполнено неверно |
0 |
|
Максимальный балл |
2 |
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный первичный балл за выполнение работы − 18.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
|
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
|
Первичные баллы |
0-8 |
9-11 |
12-15 |
16-18 |
Спецификация
диагностической работы
для проведения предварительного (входного) контроля
образовательных достижений
обучающихся в 5-х классах по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(1) Назначение
тестовой работы
Назначение
тестовой работы – выявить и оценить уровень языковой грамотности и
грамотности чтения обучающихся 5х классов.
(2) Нормативно-правовая база
Документы, определяющие нормативно-правовую базу диагностической работы:
• Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования» от 05.03.2004 г. № Ю89).
(3) Характеристика структуры и содержания работы
Общее количество заданий в работе 3
Характеристика структуры работы Используемые типы заданий
Проверяемые элементы содержания
В работе представлены основные содержательные разделы курса русского языка
– «Фонетика. Графика», «Лексика», «Состав слова», «Морфология»,
«Синтаксис», «Орфография», «Пунктуация».
Задание 1 проверяет традиционное базовое правописное умение
обучающихся правильно списывать текст, соблюдая при письме изученные
орфографические и пунктуационные нормы.
Задания 2 и 3 предполагают знание основных языковых единиц. Эти задания нацелены на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми опознавательными умениями. Задание 2 проверяет умение распознавать и подчеркивать однородные члены в предложении (учебно- языковое синтаксическое опознавательное умение); задание 3 (п. 1) – умение распознавать и графически обозначать главные и второстепенные члены предложения, задание 3 (п. 2) – умение распознавать изученные части речи в предложении (учебно- языковое морфологическое опознавательное умение).
Задание 4 позволяет выявить уровень учебно-языкового умения классифицировать по со(5) Время
выполнения и условия проведения работы
Время
выполнения работы – 40 минут. Дополнительное оборудование не требуется.
(6) Рекомендации по подготовке к тестированию
К тестированию можно готовиться по учебникам, рекомендованным и допущенным
Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2025/2026 и
20024/2025 учебный год (используемым в школах в последние три-четыре года).
Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки
Российской Федерации (ШМЛШ.) в разделе «Документы министерства».
Кодификатор проверяемых элементов содержания
|
Код |
Проверяемые элементы содержания |
|
|
1 |
|
Фонетика и орфоэпия. |
|
1.1 |
Различение гласных и согласных звуков. |
|
|
1.2 |
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. |
|
|
1.3 |
Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. |
|
|
1.4 |
Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. |
|
|
1.5 |
Деление слов на слоги. |
|
|
1.6 |
Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. |
|
|
1.7 |
Фонетический разбор слова. |
|
|
2 |
|
Графика |
|
2.1 |
Различение звуков и букв. |
|
|
2.2 |
Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь. |
|
|
2.3 |
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми со- гласными. |
|
|
2.4 |
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. |
|
|
2.5 |
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Ис- пользование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. |
|
|
3 |
|
Лексика |
|
3.1 |
Понимание слова как единства звучания и значения. |
|
|
3.2 |
Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. |
|
|
3.3 |
Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. |
|
|
3.4 |
Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. |
|
|
4 |
|
Состав слова (морфемика) |
|
4.1 |
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. |
|
|
4.2 |
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. |
|
|
4.3 |
Различение изменяемых и неизменяемых слов. |
|
|
4.4 |
Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. |
|
|
4.5 |
Разбор слова по составу. |
|
|
5 |
|
Морфология |
|
5.1 |
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. |
|
|
5.2 |
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных. |
|
|
5.3 |
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфоло- гический разбор имен прилагательных. |
|
|
5.4 |
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значе- ние и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. |
|
|
5.5 |
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. |
|
|
5.6 |
Наречие. Значение и употребление в речи. |
|
|
5.7 |
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предло- гов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отли- чие предлогов от приставок. |
|
|
5.8 |
Союзы и, а, но, их роль в речи. |
|
|
5.9 |
Частица не, ее значение. |
|
|
6 |
|
Синтаксис |
|
6.1 |
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и разли- чий). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. |
|
|
6.2 |
Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопроситель- ные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. |
|
|
6.3 |
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. |
|
|
6.4 |
Различение главных и второстепенных членов предложения. |
|
|
6.5 |
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в пред- ложениях с однородными членами. |
|
|
6.6 |
Различение простых и сложных предложений. |
|
|
7 |
|
Орфография и пунктуация |
|
7.1 |
Применение правил правописания сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положе- нии под ударением |
|
|
7.2 |
Применение правил правописания сочетания чк – чн, чт, щн |
|
|
7.3 |
Применение правил правописания: перенос слов |
|
|
7.4 |
Применение правил правописания: прописная буква в начале предложения, в име- нах собственных |
|
|
7.5 |
Применение правил правописания: проверяемые безударные гласные в корне слова |
|
|
7.6 |
Применение правил правописания: парные звонкие и глухие согласные в корне слова |
|
|
7.7 |
Применение правил правописания: непроизносимые согласные |
|
7.8 |
Применение правил правописания: непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов) |
|
|
7.9 |
Применение правил правописания: гласные и согласные в неизменяемых на пись- ме приставках |
|
|
7.10 |
Применение правил правописания: разделительные ъ и ь |
|
|
7.11 |
Применение правил правописания: мягкий знак после шипящих на конце имен су- ществительных (ночь, нож, рожь, мышь) |
|
|
7.12 |
Применение правил правописания: безударные падежные окончания имен сущест- вительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин) |
|
|
7.13 |
Применение правил правописания: безударные окончания имен прилагательных |
|
|
7.14 |
Применение правил правописания: раздельное написание предлогов с личными местоимениями |
|
|
7.15 |
Применение правил правописания: не с глаголами |
|
|
7.16 |
Применение правил правописания: мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь) |
|
|
7.17 |
Применение правил правописания: мягкий знак в глаголах в сочетании -ться |
|
|
7.18 |
Применение правил правописания: безударные личные окончания глаголов |
|
|
7.19 |
Применение правил правописания: раздельное написание предлогов с другими словами |
|
|
7.20 |
Применение правил правописания: знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки |
|
|
7.21 |
Применение правил правописания: знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.