Нулевой срез
по русскому языку в 11 классе
Цели:
10.2.4 - определять типы, признаки и языковые особенности текстов разных жанров публицистического стиля (заметка, пресс-релиз);
10.2.8 - сравнивать стилистические особенности текстов (композиционные, языковые и жанровые) учитывая тему, основную мысль, проблему, цель, целевую аудиторию, позицию автора;
10.3.2 - представлять информацию в виде графика, таблицы, диаграммы, инфогра-фики, в том числе с помощью ИКТ;
1.Прочитайте тексты
Текст 1
Япония занимает первое место в рейтинге стран по уровню цифровизации, Россия – 27-я, говорится в исследовании, впервые представленном Автономной некоммерческой организацией "Диалог" в ходе Восточного экономического форума.
Индекс оценки готовности граждан к цифровизации разработан АНО "Диалог" – российским центром компетенций в сфере интернет-коммуникаций - с целью создания единого инструмента оценки восприятия обществом процессов цифровой трансформации. Индекс представлен на сессии "Цифровые монополии и киберугрозы. Столкновение платформ и государств" в рамках ВЭФ. Согласно исследованию, первое место занимает Япония, второе – Эстония, третье – Исландия. В первую пятерку также вошли Финляндия и Дания. Высокий уровень цифрового развития характеризуется наличием интернета (широкополосного и мобильного), количеством пользователей и уровнем компьютеризации населения. Россия в рейтинге расположилась на 27-м месте, Китай – на 28-м месте. Швейцария и Австралия оказались в рейтинге ниже России, заняв 29-е и 30-е места, соответственно. США в рейтинге заняли 24-ю позицию. На 25-м месте Италия, на 26-м – Словения. Замыкает рейтинг стран Туркмения (51-е место), Таджикистан (50), Киргизия (49). В последнюю пятерку вошли также Индия (48) и Узбекистан (47).
Индекс рассчитывался для 51 страны, которые являются членами хотя бы одной из следующих организаций: ОЭСР, СНГ, БРИКС.
Восточный экономический форум (ВЭФ) проходит 2-4 сентября на площадке кампуса Дальневосточного федерального университета во Владивостоке. Его основная тема в этом году – новые возможности Дальнего Востока в меняющемся мире. РИА Новости выступает генеральным информационным партнером ВЭФ.
ВЛАДИВОСТОК, 3 сен – РИА Новости.
Текст 2
Япония – это страна, где природа и человек состязаются в неистовстве. Здесь постоянно даёт о себе знать необузданность стихийных сил. Но здесь же на каждом шагу видишь следы упорного труда – нечеловечески человеческого.
Природа здесь не только жестока, но и скупа. Пять шестых японской земли составляют крутые горные склоны. И лишь одна шестая остаётся человеку: тут и поля, возделанные, словно клумбы, и города, и заводы. Япония столь же гориста, как и Швейцария, но её равнинная часть заселена в пять раз плотнее. Порой кажется, что несметная рать гор захватила эту страну ля себя, оттеснив людей к побережью.
Потребовался поистине подвиг бесчисленных поколений земледельцев, чтобы превратить горные склоны в уступчатые террасы рисовых полей в чайные и тутовые плантации, чтобы, возделав каждый клочок земли, кормить сто с лишним миллионов человек, имея на всю страну лишь шесть миллионов гектаров пашни.
Даже воды внутренних заливов заштрихованы тёмными полосами, словно борозды вспаханных полей. Это плиты, к которым под водой привязаны корзины с жемчужными раковинами. Жемчуговодство олицетворяет собой способность японцев находчиво восполнять скупость недр своей страны.
Ведь жемчужина, выращенная человеком, как и крохотный телевизор, на который затрачено ничтожное количество сырья, олицетворяет собой ценности, созданные будто бы из ничего, – это овеществлённый труд и разум.
(Из «Японских репортажей» журналиста Ю. Овчинникова.)
2.Выполните задания
А) Сравните текст 1 и текст 2 по критериям
Критерии сравнения текстов:
1. Стилистические особенности текстов (композиционные, языковые и жанровые);
2. Тема, основная мысль, проблема, цель;
3. Целевая аудитория;
4. Позиция автора.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) На основе прочитанных текстов составьте рейтинг стран по уровню цифровизации. Представьте информацию сплошного текста в виде графика, таблицы, диаграммы, инфографики и др.
|
|
Критерии оценки: |
Баллы |
|
Определяет стиль текста 1 |
1 |
|
Определяет стиль текста 2 |
1 |
1 |
Определяет жанр текста 1 |
1 |
|
Определяет жанр текста 2 |
1 |
2 |
Сравнивает стилистические особенности текста 1 (композиционные - 2) |
2 |
|
Сравнивает стилистические особенности текста 2 (композиционные - 2) |
2 |
|
Сравнивает стилистические особенности текста 1 (языковые - 2) |
2 |
|
Сравнивает стилистические особенности текста 2 (языковые - 2 ) |
2 |
3 |
Определяет тему текста 1 |
1 |
|
Определяет тему текста 2 |
1 |
4 |
Определяет основную мысль текста 1 |
1 |
|
Определяет основную мысль текста 2 |
1 |
|
Определяет проблему текста 1 |
1 |
|
Определяет проблему текста 2 |
1 |
|
Определяет цель текста 1 |
1 |
|
Определяет цель текста 2 |
1 |
|
Определяет целевую аудиторию текста 1 |
1 |
|
Определяет целевую аудиторию текста 2 |
1 |
|
Определяет позицию автора текста 1 |
1 |
|
Определяет позицию автора текста 2 |
1 |
5 |
Представляет информацию в виде графика, таблицы, диаграммы, инфографики |
1 |
|
Итого |
25 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.