Любите книгу, она облегчает вам жизнь,
дружески поможет разобраться в пестрой
и бурной путанице мыслей, чувств,
событий, она научит вас уважать
человека и самих себя, она окрыляет
ум и сердце чувством любви к миру,
к человечеству.
М. Горький
Эти слова являются девизом всей моей жизни.
Любовь к чтению была привита мне родителями с детства. Книги стали моими друзьями, советчиками, мудрецами и учителями жизни. Каждая книга занимает своё почетное место в формировании моих вкусов, взглядов, моего мышления – они великие учителя в моей жизни.
Не случайно и тему своей методической работы я выбрала , ориентируясь на смысловое чтение:
« Элементы смыслового чтения в работе с младшими школьниками»
Мир стремительно меняется, за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в обществе сильно изменилось, все чаще чтение звучит , как наказание.
-Современные школьники относительно мало читают, особенно художественную классическую литературу.
- Младших школьник с большим желанием проводит время у монитора компьютера, телефона, телевизора, нежели за чтением книги.
- Детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать услышанное и читать отдельные слова и предложения, что приводит к непониманию текста в целом.
Умение вдумчиво читать является основополагающим при написании контрольных, итоговых работ и т.д.
( только на слайд)
1. Система независимой оценки качества образования:
• ВПР
• НИКО
• Комплексные контрольные работы
• Допуск к ГИА : итоговое сочинение (11 класс) и итоговое собеседование (9 класс)
• ГИА: ОГЭ и ЕГЭ
• Международная система оценки качества образования: PISA
Мы –учителя на практике сталкиваемся с тем, что в процессе учебной деятельности ученики допускают ошибки все чаще из-за неумения вдумчиво прочитать задание. Получается как в русской пословице: «Читает –летает, да ничего не понимает» эти слова, на мой взгляд, как нельзя точно отражают актуальность данной темы.
Цель методической работы: включение учащихся в учебную деятельность на основе использования приемов смыслового чтения.
Задачи:
1.Изучение приемов, способствующих формированию смыслового чтения
2. Применение приемов смыслового чтения на практике.
3. Включение элементов смыслового чтение в процесс обучения.
Проблема чтения нашла отражение и в нормативном документе «ФГОС НОО». Работе с книгой – основным источником приобретения знаний, отводится особое значение, а овладение навыками смыслового чтения является обязательным метапредметным результатом освоения образовательной программы .
Инструментом обучения смысловому чтению является СЛОВО. Слово обладает богатыми возможностями творческого обогащения.
Понятие «смысловое чтение» состоит из двух слов.
Смысловое образовано от слова смысл - т.е. с мыслью, что означает, какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины и .т.д.
Чтение- вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. ( Педагогическое речеведение. Словарь- справочник.)
Таким образом, смысловое чтение- чтение с мыслью о прочитанном.
В Примерной ООП НОО даётся определение смыслового чтения
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Цель смыслового чтения: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию
В своей работе я активно применяю приемы направленные на формирование смыслового чтения
1. «Портрет слова»
2. «Диалог с текстом»
3. Чтение с вопросами.
4. Чтение с остановками
5. Развитие читательского воображения.
6. Работа со скрытой информацией и др.
Рассмотрим некоторые элементы смыслового чтения на конкретных примерах, которые я использую во время уроков.
В тексте стихотворения автор спрятал важную информацию. Отыскать ее помогут «слова-ключики».
ФУТБОЛ
Сказала тетя:
- Фи, футбол!
Сказала мама:
- Фу, футбол!
Сестра сказала:
- Ну, футбол…
А я ответил:
- Во, футбол!
(Г.Сапгир)
«Слова-ключики» здесь такие: фи, фу, ну, во. С их помощью автор показал разное отношение людей к футболу. У женщин эта игра вызывает презрение – фи, пренебрежение – фу, разочарование – ну, а у мальчика – восторг – во.
Работа с многозначными словами. Найти хорошо знакомые слова в другом, непривычном, употреблении.
Острые вещи
- Гриша, не бери нож. Обрежешься! («выражение автора»)
- Гриша, не бери вилку. Уколешься.
- Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…
Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.
- Я горчицы хочу, - сказал Гриша.
- Нельзя тебе горчицы, она острая, - сказала мама.
Засмеялся Гриша.
- Эх ты! Разве горчица острая? Она горькая, я ещё вчера лизал.
(Б. Рябинин)
- Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая?
- Что из этих предметов можно назвать острым: саблю, перец, ножницы, лампу?
4. Развитие читательского воображения .
Расшифруй предложение и составь по нему рассказ. Принцип составления рассказа – разворачивание текстовой информации.
И хотя он был ранен, но знамени из рук не выпустил.
(рассказ по предложению)
Это было во время войны. Бойцы пошли в атаку. Впереди всех был боец со знаменем в руках. Вдруг его ранили. Знаменосец понимал, что бойцы равняются на знамя. Если упадёт знамя, то его товарищи могут дрогнуть. Поэтому он собрал все свои силы и крепко сжал знамя в руках, продолжая идти вперёд.
Лучше подбирать предложения из текстов, с которыми предстоит работать на уроке. Этот приём поможет научиться хорошо понимать фактуальную и подтекстовую информацию.
На уроках окружающего мира я использую Задачи на поиск, получение, фиксацию информации, исходя из темы урока.
Какие птицы спрятались на дереве?
крякря
карудодкар
тетеревжужужу
туктукдятелтуктук
капсиницакап
кукуласточкакуку
жстриж
и
в
орёл
л
г
а
На дереве спрятались названия птиц. Найди их.
Найденные на дереве названия птиц выдели цветом.
Сколько птиц спряталось на дереве? Напиши.__________________
Нарисуй своё дерево. Спрячь на нём названия животных.
Попроси соседа по парте найти названия загаданных тобой животных.
Условные знаки в быту, на улице.
Рассмотри знаки.
Расскажи. Видел ли ты эти знаки на ярлычке* одежды?
Подумай. Для чего нужны символы на ярлычках одежды?
Подумай. Какие из этих знаков запрещают что-то делать? Отметь их красным карандашом. Как ты догадался?
Расскажи. Что обозначает каждый из этих значков?
Рассмотри ярлычки своей одежды. Какие условные обозначения есть на ярлычках твоей одежды?
Определи. Как рекомендуется ухаживать за каждой вещью? Расскажи об этом маме.
Данную работу можно выстраивать и при изучении дорожных знаков, при рассматривание марок связанных с темой урока.
Творческое использование приема «диалога» с автором учебника ,через анализ содержания курса, например урок математики
Раздел «Сложение и вычитание чисел».
Тема «Периметр»
Находим соответствия темы с названием раздела, выделяем незнакомый термин, выдвигаем гипотезы, практически доказываем соответствие, обращаясь к словарю или учебнику.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Применение элементов смыслового чтения на протяжении уже трёх лет позволило сделать процесс чтения для детей увлекательным. Всё большее количество детей приобщается к дополнительному чтению, обсуждают прочитанные книги , задают вопросы на интересующие темы , а это позволяет сделать вывод о развитии любознательности и творческой активности. Так же 14 февраля дети с большим удовольствие приняли участие в акции приуроченной к международному дню книги, к моему приятному удивлению каждый подарил и получил в подарок книгу от одноклассника. Для меня все это значит, что любовь к книгам возрождается.
Борис Слуцкий
Сколько книг прочтено - не имеет значения,
Но имеет значение очень давно
Ежедневное, ежевечернее чтение,
Еженощное - с лампой зажженной - в окно.
И пока круг от лампы на крепком столе
Выключается только на позднем рассвете,
Всё в порядке на круглой и светлой Земле,
Населенной читателями планете.
Борис Слуцкий
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.