СтатСтатья на тему « Элементы смыслового чтения в работе с младшими школьниками»

  • docx
  • 26.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала смысловое чтение.docx

Любите книгу, она облегчает вам жизнь,

 дружески поможет разобраться в пестрой

 и   бурной    путанице    мыслей,    чувств,

 событий,   она    научит      вас     уважать

человека  и   самих   себя,   она окрыляет

 ум   и   сердце   чувством  любви к   миру,

к человечеству.

М. Горький

               Эти слова являются девизом всей моей жизни.

              Любовь к чтению была привита мне родителями с детства. Книги стали моими друзьями, советчиками, мудрецами и учителями жизни. Каждая книга занимает своё почетное место  в формировании моих вкусов, взглядов, моего мышления – они великие учителя в моей жизни.

Не случайно и тему своей методической работы я выбрала , ориентируясь на смысловое чтение:

 « Элементы смыслового чтения в работе с младшими школьниками»

 

Мир стремительно меняется, за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в обществе сильно изменилось, все чаще чтение звучит , как наказание.

 

-Современные школьники относительно мало читают, особенно художественную классическую литературу.

- Младших школьник с большим желанием проводит время у монитора компьютера, телефона, телевизора, нежели за чтением книги.

- Детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать услышанное и читать отдельные слова и предложения, что приводит к непониманию текста в целом.

 

Умение вдумчиво читать является основополагающим при написании контрольных, итоговых работ и т.д.

 ( только на слайд)

1.     Система независимой оценки качества образования:

      ВПР

      НИКО

      Комплексные контрольные работы

      Допуск к ГИА : итоговое сочинение (11 класс) и итоговое собеседование (9 класс)

      ГИА: ОГЭ и ЕГЭ

      Международная система оценки качества образования: PISA

 

Мы –учителя на практике сталкиваемся с тем, что в процессе учебной деятельности ученики допускают ошибки все чаще из-за неумения вдумчиво прочитать задание. Получается как в русской пословице: «Читает –летает, да ничего не понимает» эти слова, на мой взгляд, как нельзя точно отражают актуальность данной  темы.

 

 

Цель методической работы: включение учащихся в учебную деятельность на основе использования приемов смыслового чтения.

Задачи:

1.Изучение приемов, способствующих формированию смыслового чтения

2. Применение приемов   смыслового чтения на практике.

3. Включение элементов смыслового чтение в процесс обучения.

Проблема чтения нашла отражение и в нормативном документе «ФГОС НОО».  Работе с книгой – основным источником приобретения знаний, отводится особое значение, а овладение навыками смыслового чтения является обязательным метапредметным результатом освоения образовательной программы .

Инструментом обучения смысловому чтению является СЛОВО. Слово обладает богатыми возможностями творческого обогащения.

Понятие «смысловое чтение» состоит из двух слов.

Смысловое образовано от слова смысл - т.е. с мыслью, что означает, какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины и .т.д.

 Чтение- вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. ( Педагогическое речеведение. Словарь- справочник.)

Таким образом, смысловое чтение- чтение с мыслью о прочитанном.

В Примерной ООП НОО даётся определение смыслового чтения

Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Цель смыслового чтения: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию

 

В своей работе я активно применяю приемы направленные на формирование смыслового чтения

 1. «Портрет слова»

2.     «Диалог с текстом»

3.     Чтение с вопросами.

4.     Чтение с остановками

5. Развитие читательского воображения.

6. Работа со скрытой информацией и др.

   

 Рассмотрим некоторые элементы смыслового чтения на конкретных примерах, которые я использую во время уроков.

В тексте стихотворения автор спрятал важную информацию. Отыскать ее помогут «слова-ключики».

ФУТБОЛ

Сказала тетя:

- Фи, футбол!

Сказала мама:

- Фу, футбол!

Сестра сказала:

- Ну, футбол…

А я ответил:

- Во, футбол!

(Г.Сапгир)

   «Слова-ключики» здесь такие: фи, фу, ну, во. С их помощью автор показал разное отношение людей к футболу. У женщин эта игра вызывает презрение – фи, пренебрежение – фу, разочарование – ну, а у мальчика – восторг – во.

 

Работа с многозначными словами. Найти хорошо знакомые слова в другом, непривычном, употреблении.

 

Острые вещи

- Гриша, не бери нож. Обрежешься! («выражение автора»)

- Гриша, не бери вилку. Уколешься.

- Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…

Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.

- Я горчицы хочу, - сказал Гриша.

- Нельзя тебе горчицы, она острая, - сказала мама.

Засмеялся Гриша.

- Эх ты! Разве горчица острая? Она горькая, я ещё вчера лизал.

(Б. Рябинин)

- Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая?

- Что из этих предметов можно назвать острым: саблю, перец, ножницы, лампу?

 

4. Развитие читательского воображения .

Расшифруй предложение и составь по нему рассказ. Принцип составления рассказа – разворачивание текстовой информации.

И хотя он был ранен, но знамени из рук не выпустил.

     (рассказ по предложению)

   

Это было во время войны. Бойцы пошли в атаку. Впереди всех был боец со знаменем в руках. Вдруг его ранили. Знаменосец понимал, что бойцы равняются на знамя. Если упадёт знамя, то его товарищи могут дрогнуть. Поэтому он собрал все свои силы и крепко сжал знамя в руках, продолжая идти вперёд.

Лучше подбирать предложения из текстов, с которыми предстоит работать на уроке. Этот приём поможет научиться хорошо понимать фактуальную и подтекстовую информацию.

 

На уроках окружающего мира я использую Задачи на поиск, получение, фиксацию информации, исходя из темы урока.

Какие птицы спрятались на дереве?

 

крякря

карудодкар

тетеревжужужу

туктукдятелтуктук

капсиницакап

кукуласточкакуку

жстриж

и

в

орёл

л

г

а

 

На дереве спрятались названия птиц. Найди их.

Найденные на дереве названия птиц выдели цветом.

Сколько птиц спряталось на дереве? Напиши.__________________

Нарисуй своё дерево. Спрячь на нём названия животных.

Попроси соседа по парте найти названия загаданных тобой животных.

 

Условные знаки в быту, на улице.

 

Рассмотри знаки.

Расскажи. Видел ли ты эти знаки на ярлычке* одежды?

Подумай. Для чего нужны символы на ярлычках одежды?

Подумай. Какие из этих знаков запрещают что-то делать? Отметь их красным карандашом. Как ты догадался?

Расскажи. Что обозначает каждый из этих значков?

hello_html_m609ef1a1.jpghello_html_m627c4054.jpg

hello_html_44541f54.jpg

 

 

hello_html_6689175e.jpghello_html_4c6a1239.jpg

 

Рассмотри ярлычки своей одежды. Какие условные обозначения есть на ярлычках твоей одежды?

Определи. Как рекомендуется ухаживать за каждой вещью? Расскажи об этом маме.

 

Данную работу можно выстраивать и при изучении дорожных знаков, при рассматривание марок связанных с темой урока.

 

Творческое использование приема «диалога» с автором учебника ,через анализ содержания курса, например урок математики

Раздел «Сложение и вычитание чисел».

 Тема «Периметр»

 Находим соответствия темы с названием раздела, выделяем незнакомый термин,  выдвигаем гипотезы, практически доказываем соответствие, обращаясь к словарю или учебнику.

Таким образом,  продуманная и целенаправленная  работа с текстом позволяет  вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

  Применение элементов смыслового чтения на протяжении уже трёх лет позволило сделать процесс чтения для детей увлекательным.  Всё большее количество детей приобщается к дополнительному чтению, обсуждают прочитанные книги , задают вопросы на интересующие темы , а это позволяет сделать вывод о развитии любознательности и творческой активности. Так же 14 февраля дети с большим удовольствие приняли участие в акции приуроченной к международному дню книги, к моему приятному удивлению каждый подарил и получил в подарок книгу от одноклассника. Для меня все это значит, что любовь к книгам возрождается.

Борис Слуцкий

 

Сколько книг прочтено - не имеет значения,

 Но имеет значение очень давно

 Ежедневное, ежевечернее чтение,

 Еженощное - с лампой зажженной - в окно.

 

 И пока круг от лампы на крепком столе

 Выключается только на позднем рассвете,

 Всё в порядке на круглой и светлой Земле,

 Населенной читателями планете.

 

Борис Слуцкий

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru