Статья « Кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к традиционной культуре.»
Оценка 4.7

Статья « Кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к традиционной культуре.»

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
другое +1
10 кл—11 кл +1
28.06.2023
Статья « Кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к традиционной культуре.»
статья.docx

Кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к традиционной культуре.

Традиции каждого народа необъятны и уникальны. Многими веками складываются нормы поведения, мировоззрение, ремесла народа и искусство. Пластическая, интонационная, танцевальная, музыкальная, трудовая и педагогическая культура каждого народа – это творческое явление, которое должно развиваться и поступательно включатся в современное общество подрастающего поколения. Культура народа и в наши дни хранит древние традиции, определяющие самобытность. Уникальный исторический опыт народа не должен быть утерян и стерт современной массовой культурой. Необходимость обращения к истокам народного искусства, обычаям и традициям не случайна. В современном мире очень сложно управлять подрастающим поколением и поэтому возникают сложности в их воспитании. Нарушились традиции и порвались нити, связывавшие младшее поколение со старшим. Поэтому важно воссоздать ту связь между поколениями, подарить детям патриотический настрой и дать нравственные устои, которые еще живы в людях старшего поколения. Поэтому самая главная задача педагогической деятельности – это обогатить школьников знаниями о народной культуре, а в частности о народной игрушки. Народная игрушка должна стать неотделимой частью души ребенка.

Игрушка является важнейшей составляющей любой культуры. С помощью игрушек ребенку передается суть человеческих отношений. Игрушка носит в себе семейные ценности и родовую информацию. Великий русский педагог К. Д. Ушинский считал, что игрушка помогает отражать в игре чувство действительной жизни, способствует развитию воображения и дает повод к активной творческой деятельности. От того, какие будут использоваться игрушки в игре ребенка, и какие впечатления он будет получать играя, такое и будет формирование характера и развитие человека в дальнейшем: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки. Не думайте же, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанщиками: весьма вероятно, что из этого со временем завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем, если какое-нибудь сильное, страстное направление чувства и мысли не разорвет и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определит характер и направление человека.»

Одной из самых любимых игрушек детей конечно же была именно кукла. Она является самой древней игрушкой в мире и неотъемлемой частью русской культуры. До середины 20 века кукла считалась традиционной народной игрушкой. В словаре русского языка С. И. Ожегова говорится: «Кукла — это детская игрушка в виде фигурки человека». Матерчатая кукла, характерная в большей степени для крестьянской среды, сопровождала ребенка от самого рождения и до самой смерти. Она являлась и утешницей, и помощницей, и заступницей. Являясь особым видом искусства и уникальным явлением материальной и исторической бытовой культуры, кукла впитала в себя многие древние традиции, веками накапливающиеся в русском народе. В тряпичной кукле тесно связаны между собой игровое и особое начало, что придает ей главное место и значение среди всех игрушек.

Первые куклы изготавливались из глины, соломы, камыша, из початков кукурузы, из сучьев веток деревьев и из корней травы. Народные куклы – это часть традиционной культуры, которые несут в себе различные образы, а именно о материнстве, семейном укладе, мужских и женских образов. Поэтому, целесообразно вводить традиционные куклы для воспитания современных детей. В процессе игры с куклами дети учатся не только общаться, но и творить, фантазировать, тренировать память и проявлять милосердие. Так как традиционная кукла предназначена не только для игры, но также она выполняет образовательную и познавательную роль.

Народная кукла являлась многофункциональной: в одном обличие она выполняла самые различные роли. Предмет магии, детская забава, средство воспитания, свадебный атрибут, украшение или подарок. Но самая главная функция – это духовная функция общения. Кукла зарождалась в деревенской семье, в разговоре между мамой и дочкой или бабушкой и внучкой, на глазах сестер и братьев. Любые отношения в деревне носили публичный характер: Праздники, свадьба, похороны и другие обряды. Искусство тоже было коллективным. В деревне потребность к общению всегда была жизненно необходима, поэтому люди всегда стремились к этому. Проявлялось это буквально во всем: в поведении, в поступках, в творчестве и в труде. Эта потребность очень четко выражалась в кукле, она была средством, с помощью которой старшее поколение передавало дальнейшую важную часть жизнь и накопленный опыт младшему. Пропитанная житейским духом, кукла протягивала связь с народным культурным наследием.

В русских семьях к игрушкам относились очень бережно, передавали их по наследству, никогда не оставляли на улице и не разбрасывали по избе, а берегли в коробках, ларчиках и корзинах. Часто брали с собой на посиделки. Кукол разрешали брать в гости и даже клали в приданное. Считалось, если девочка не играла в куклы, то в последствии она была менее женственна. Считается, что мальчики должны играть в машинки, а девочки в куклы, но это большое заблуждение. Замечено, если мальчик играет в куклы, то это развивает его эмпатию и расширяет кругозор и способствует легкому восприятию точки зрения другого человека. Поэтому современным мальчикам полезно играть в куклы. В народной кукле предпочитали женский образ, если нужна была кукла- жених, то просто брали щепочку. Но ведь в наше время можно создавать не только куклу в традиционном обличии, но и придавать ей образ мужчины.

Крестьянские дети не только играли в куклы, но и стремились создавать их самостоятельно. Это побуждало их к творческой деятельности и к труду - к самому важному достоинству самодельной игрушки. В куклы играли мальчики и девочки до 7-8 лет, пока ходили в рубахах. Но как только девочки начинали носить юбки, а мальчики порты, их игры и роли разделились.

Народная кукла подает ребенку знания о нравственности, символике и мифологии. Эти игрушки, по-своему уникальны, содержат знания предыдущих поколений. Следовательно, если ребенок через игру научится проявлять милосердие, заботится и вести себя гуманно, то у него сформируется образец того, как нужно вести себя в реальной жизни. Но и бывает все наоборот, если ребенок в игре проявляет агрессию, жестокость и грубость, то это само-собой проявится в дельнейшем в какой-нибудь ситуации.  Таким образом, игрушка способна «программировать» поведение ребенка. Человек рождается не добрым и не злым, не без нравственным и не нравственным. Поэтому, развитие определенных качество зависит от отношения к нему окружающих и конечно же от воспитания.

 

 

 

 


 

Кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к традиционной культуре

Кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к традиционной культуре

Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки

Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки

Так как традиционная кукла предназначена не только для игры, но также она выполняет образовательную и познавательную роль

Так как традиционная кукла предназначена не только для игры, но также она выполняет образовательную и познавательную роль

Крестьянские дети не только играли в куклы, но и стремились создавать их самостоятельно

Крестьянские дети не только играли в куклы, но и стремились создавать их самостоятельно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2023