Чупахина Галина Анатольевна,
учитель английского языка высшей категории
МБОУ «Пичаевская СОШ» Пичаевского района Тамбовской области
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Проектная деятельность - одна из прогрессивных форм обучения английскому языку на современном этапе развития образования. Она предоставляет возможности для выявления и развития способности детей, стимулирования мыслительной деятельности, направленной на поиск и решение задач различной трудности.
Современные образовательные стандарты определяют проектную деятельность как неотъемлемую часть образования школьников. Это определяет высокую значимость для каждого участника образовательного процесса в расстановке собственных акцентов при планировании и организации данного вида деятельности обучающихся.
Важно осознавать, что из носителя знаний и информации учитель превращается в координатора проектной деятельности, консультанта по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом позволяет совместно с учащимися переживать вдохновение творчества, превращая процесс получения знаний из скучной рутины в результативную целенаправленную творческую работу.
В настоящее время важным для российской общеобразовательной школы представляется внедрение в современную школьную систему образования инновационных технологий, призванных сменить приоритеты целей обучения. На первый план выдвигается становление личности учащегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной и творческой активности в процессе усвоения знаний. Огромную популярность в последнее время приобретает технология проектов.
Целью обучения иностранным языкам является не система языка, а иноязычная речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Проектная технология позволяет творчески применить языковой материал, превратить занятия иностранного языка в дискуссию, исследование.
Основными целями проектной технологии являются:
1) самовыражение и самосовершенствование учащихся, повышение мотивации обучения, формирование познавательного интереса;
2) реализация на практике приобретённых умений и навыков, развитие речи, умение грамотно и аргументированно преподнести исследуемый материал, вести дискуссионную полемику;
3) продемонстрировать уровень культуры, образованности, социальной зрелости [1, с. 131].
Виды проектов могут быть различны и разнообразны:
1) ролевые игры, драматизации, инсценировки (сказки, телешоу, праздники, музыкальные представления и т.д.);
2) исследовательские (страноведение, обобщение научных знаний, историче¬ские, экологические и т.д.);
3) творческие (сочинения, перевод, сценарии, стенгазеты и т.д.);
4) мультимедийные презентации [1, с. 132].
Проектная технология помогает развивать языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению языка, потребность в самообразовании. В конечном итоге предполагается достижение коммуникативной компетенции, т.е. определенного уровня языковых, страноведческих, социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение [2, с. 33].
Реализация проектной технологии на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого познавательного процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся [2, с. 35].
Использование технологии проектов в современной школе можно рассматривать в качестве одного из эффективных стимулов мотивации изучения иностранных языков. Широкий спектр проблем и разнообразие форм и видов проектной технологии определяет разнообразие мемжпредметных связей. Это дает возможность предоставить учащихся правильное представление об окружающем мире, о богатом художественном наследии, взаимопомощи. Основной акцент делается на развитие образного мышления, на понимание причинно-следственных связей и логики событий, на самореализацию и самовыражение не только учеников, но и учителя.
Организация проектной работы требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства, эрудиции. Взаимопонимание, сотрудничество, атмосфера творчества и активной познавательной работы учащихся – главные условия успешной образовательной деятельности.
Полномасштабный проект включает несколько шагов-этапов работы. Выделим эти этапы и рассмотрим значимость учителя на каждом этапе:
1 этап - подготовительный,
2 этап - планирование в классе,
3 этап - принятие решения,
4 этап - выполнение проекта,
5 этап - защита, презентация проекта,
6 этап - оценка результатов.
Учебный курс по английскому языку предполагает использование проектной технологии в рамках программы по любой теме. Учебный проект для обучающегося - это возможность максимального раскрытия собственного творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, приложить свои знания, попробовать свои силы, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.
При защите готового продукта ученик излагает методику работы, конкретные результаты, полученные на каждом этапе исследования, выводы и предложения по дальнейшим исследованиям. Важно, чтобы ученик усвоил не только технологию проектной деятельности, но и те перспективы, которые теперь перед ним открываются.
Важными механизмами развития проектной деятельности являются: создание творческой атмосферы, мотивации интереса к самостоятельной проектной, творческой деятельности; инициирование и всесторонняя поддержка поисковой, исследовательской, проектной деятельности; сопровождение проектной деятельности; создание условий для поддержки, внедрения и распространения результатов деятельности.
Таким образом, проект - метод обучения, который может быть эффективно использован в изучении английского языка как в условиях урочной, так и внеурочной деятельности. Проект ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Работа над проектом формирует невероятно большое количество умений и навыков, опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Список используемых источников
1. Карпенко, К. А. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности / К. А. Карпенко, Е. Л. Королева, Г. М. Недялкова, И. И. Соколова // Исследовательская работа школьников. - № 1. - 2002. - С. 130-134.
2. Леонтович, А. В. К проблеме исследований в науке и в образовании / А. В. Леонтович //Развитие исследовательской деятельности учащихся : методический сборник. -М.: Народное образование, 2001. - С. 33-37.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.