Организация учебной деятельности в условиях школы пенитенциарной системы
Развитие и образование ни одному
человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться,
должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами,
собственным напряжением.
Дистервег А.
Образование в современном обществе рассматривается как приоритетное направление деятельности государства. В отношении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, оно выступает, согласно уголовно-исполнительному законодательству, одним из основных средств исправления осужденных.
В последние годы идёт процесс омоложения лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Учитывая то, что за годы перестройки, особенно в девяностые годы, в России образованию уделялось недостаточно внимания, количество лиц, не имеющих среднего общего образования, резко возросло, кроме того, появилось неграмотная категория граждан, не умеющая читать и писать, никогда не посещавших школу. Естественно, что эта категория лиц в большей степени подвержена риску совершения правонарушений и преступлений.
Главная задача и цель обучения:
– при преподавании сделать из оступившегося, зачастую озлобленного на весь мир человека, полноценного члена общества;
– исключить рецидив, новое, повторное совершение преступления данным лицом. Практика показывает, что среди учащихся школы рецидив ниже обычных осужденных во много раз;
– помочь молодым людям, оказавшимся в местах лишения свободы, осознать свою значимость и полезность, дать им уверенность в возможности поступления в вузы; для жизни на свободе, необходимо, прежде всего, дать им образование и профессию
Всех этих целей можно добиться только при тесном, взаимном сотрудничестве в учебном и воспитательном процессе школы и администрации исправительного учреждения. В целях обеспечения и защиты конституционного права осужденных на образование, обеспечения правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования, в уголовно-исправительной системе созданы и создаются новые общеобразовательные учебные заведения, входящие в структуру Министерства образования.
Общее образование осужденных по уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации отнесено к мерам воспитательного воздействия. В статье 112 УИК РФ закрепляется обязательное получение основного общего образования осужденными к лишению свободы, не достигшими 30-ти лет. Осужденным, желающим продолжить обучения в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения, соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия. Осужденные старше 30-ти лет и осужденные являющиеся инвалидами I или II группы получают основное общее или полное (среднее) образование по их желанию.
В связи со спецификой обучения осужденных УИК РФ устанавливает обязанность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений уголовно-исправительной системы оказывать помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными. А на практике учителя школ практически везде включены в активную воспитательную работу не только во время проведения занятий, но и после занятий в отрядах, и по колонии в целом, при этом, как правило достигаются положительные воспитательные результаты. Остается только сожалеть, что в связи со сложным экономическим положением страны и уголовно-исправительной системы количество школ и численность преподавательского состава недостаточна, хотя тенденция к улучшению положения уже просматривается, многое делается для этого на местах в конкретных исправительных учреждениях и школах.
Особенностью преподавания в местах лишения свободы является и то, что за партами сидят не просто ученики, а люди, совершившие тяжкие преступления, имеющие своё мировоззрение, свои понятия (масти), со сломанной (порой) психикой, способные на правонарушения. В последнее время появилось очень много осужденных больных СПИДом. Поэтому методику преподавания необходимо строить с учетом этих специфик.
Учитель, работающий в пенитенциарной системе, должен не только хорошо знать свой предмет, но и быть исследователем, тонким психологом, гуманным наставником тех, кто решил себя реабилитировать и встать на путь исправления
Рассматривая организацию учебного процесса в местах лишения свободы, нельзя не остановиться на общих специфических моментах, которые в той или иной мере влияют на обучение. Одной из основных особенностей является специальный контингент учащихся. Это осужденные за различные составы преступлений. Как показывают статистические данные, многие осужденные не имеют образования, либо учились в коррекционных школах. Согласно уголовно-исполнительному законодательству они обязаны учиться, а администрация учреждения обязана направить их в школу и принимать меры принудительного воздействия. Здесь большую роль играет воспитательная работа, как сотрудников учреждения, так и учителей. Необходимо убедить осужденного в получении им образования. Чтобы заинтересовать ученика, привить ему желание познать больше, школа пенитенциарной системы имеет особенности деятельности, учитывать которые необходимо как при организации образовательного процесса в целом, так и в работе с каждым обучающимся индивидуально. Контингент обучающихся составляют взрослые люди, осужденные на длительные сроки лишения свободы, имеющие отрицательный опыт в обучении, слабо развитые общие учебные умения и навыки, пробелы в базовых знаниях, значительные разрывы в получении образования, что снижает мотивацию обучения. Исходя из реальных условий, целью педагогической деятельности является обеспечение индивидуального прохождения программ каждым обучающимся в зависимости от его личных параметров для овладения образовательным стандартом и повышения качества по преподаваемым дисциплинам. В связи с этим определены основные задачи деятельности учителя:
1. Восстановить позитивную мотивацию к учебной деятельности через индивидуализированный образовательный маршрут.
2. Дать обучающимся основы знаний по учебным дисциплинам, заложить и развить навыки, позволяющие добывать знания самостоятельно.
Важным условием освоения материала учеником является выбор учителем рациональной системы методов и приёмов обучения. Для достижения результатов освоения образовательных программ необходимо учитывать психолого-физиологические особенности обучающихся, условия пребывания в исправительном учреждении, состояние общих учебных умений и навыков учителя прибегают к различным методам стимулирования.
К учителю предъявляются высокие требования. Учитель должен выступать не в роли инструктора или наставника, его задача стать организатором образовательной деятельности учащихся. Педагогу должен быть присущ демократический стиль работы и поведения, особенно это важно в школах мест лишения свободы. Ему необходимо знать и понимать сущность, назначение, основные направления образования, обладать такими качествами, как коммуникативность, искусством педагогической поддержки, владеть основами ораторского искусства, а также:
–уметь
осуществлять метапредметный подход в образовании;
– владеть методикой использования активных и интерактивных методов обучения
– уметь предупреждать и разрешать конфликты, владеть знаниями в области
социальной психологии
– владеть
культурой толерантного поведения, быть лидером, уметь создавать команду
–уметь реализовывать возрастной подход в образовании
– уметь ориентироваться и разбираться в сущности преступного мира
–уметь выявлять лидеров, авторитетов, обиженных
– адекватно реагировать на различные изменения оперативной обстановки
Поэтому основная цель – разбудить интерес учеников к учебному предмету.
Кроме субъективных факторов, перечисленных выше, существует и ряд объективных отличий организации урока в школе при ИУ:
- сменное обучение
- отсутствие у учащихся условий для занятости во внеурочное время
- частые пропуски учащимися занятий по независящим от них причинам
- отсутствие возможности для изучения дополнительной литературы
- наличие слабой материальной базы для проведения демонстрационных экспериментов и лабораторных работ, а также существование некоторых ограничений на их применение.
Отсюда возникают сложности в процессе образования. Решать некоторые проблемы учителям школы при исправительном учреждении помогают информационные технологии.
ИКТ широко используются в современной школе. Но только недавно компьютер стал полноправным участником учебного процесса в школе при пенитенциарном учреждении. По существующим на сегодня правилам внутреннего распорядка осужденный не имеет права работать с компьютером без надзора учителя. Те образовательные ресурсы, которые доступны ученикам школ, у нас остаются недоступными.
Например, биология как предмет предусматривает большое количество лабораторных и практических работ. Но большинство оборудования и реактивов запрещено использовать на уроках в школах ИУ по правилам внутреннего распорядка. Нет экскурсий на природу. Часть проблем отсутствия наглядного материала позволяют решить видеоматериалы, которые учитель самостоятельно подбирает в интернете. Ученики школы – это взрослые люди старше 20 лет и материал урока является несоответствующим возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Часто возникает проблема разбавить урок видеофрагментом для переключения внимания и создания благоприятного морально-психологического климата на уроке.
Сложности преподавания возникают и на уроках истории. Громадный материал. Даты, события. Не все способны воспринять такой объем информации. Благодаря наличию ТСО в учебном кабинете можно применять различные наглядные средства на уроках истории. Особое место уделяется видеоматериалам, особенно документальным фильмам. Применение видео на уроках истории в пенитенциарной системе способствует улучшению качества образования. Так как ученики колоний оторваны от жизни и далеко не всегда имеют возможность увидеть познавательные видеосюжеты, поэтому воспринимают их положительно, т.е изучают предмет с желанием, что способствует улучшению их качественной успеваемости.
Одной из проблем является девиантное поведение учащихся, сопряженное с низким уровнем интеллекта, со слабым развитием воображения, мышления, памяти, ограниченным запасом представлений, бедным словарным запасом, неспособностью к самоанализу и самоконтролю. Устранению этих недостатков посвящены уроки развития речи, уроки культуры речи и уроки литературы. Но при изучении литературы (особенно в старших классах) учитель сталкивается с проблемой нехватки текстов изучаемых художественных произведений, а также с невозможностью их прочтения всеми учащимися по причине занятости на производстве и отсутствии свободного времени. Поэтому мы при изучении некоторых художественных произведений на уроках литературы заменяем прочтение художественного текста просмотром фильма по этому произведению (полностью или эпизодично) с последующим обсуждением.
Я попыталась показать некоторые методические особенности не только преподавания отдельных учебных предметов в школах мест лишения свободы, но и в целом отразить особенности обучения данной категории лиц, отметить проблемные аспекты, с которыми приходится сталкиваться учителям, работая с людьми, которые по различным обстоятельствам оказались изолированы от общества. Динамика роста количества осужденных показывает, что наше общество уверенно идет по пути демократизации.
Развитие школьного образования в местах лишения свободы, несомненно, требует еще много усилий со стороны федеральной службы исполнения наказаний и Министерства образования, администрации колонии и учительских коллективов по преодолению трудностей, улучшению финансирования, материально-технического обеспечения, укреплению кадрового потенциала общеобразовательных сменных школ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.