«Развитие креативного мышления на уроках технологии в начальной школе»
Добрый день, уважаемые коллеги, своё выступление по теме «Развитие креативного мышления на уроках технологии в начальной школе» хотелось начать с шуточной фразы «В каждом человеке спит гений. И с каждым днем – все крепче и крепче».
К сожалению, современная система образования еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Это становится проблемой, потому что однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает у детей интерес к познанию.
Многие исследователи отмечают, что в процессе школьного обучения преимущественно развиваются и «тренируются» такие психические процессы, как память, восприятие, мышление, а развитию воображения, креативного мышления уделяется недостаточное внимание.
Что же такое творческое воображение?
Творческое воображение - это способность человека к построению новых образов посредством переработки психических компонентов, которые были приобретены в прошлом опыте.
Креативное мышление – это умение создавать что-то новое, отходя от традиционных или принятых схем мышления. С помощью креативного мышления мы можем генерировать новые идеи, действовать не так, как привыкли.
Из определений, мы понимаем, что развитие творческое воображения мы формируем креативное мышление.
Отсюда вытекает
Цель: Формирование творческого воображения младшего школьника, способного мыслить неординарно, создавать что-то новое и не стандартное на уроке технологии.
Для реализации цели были поставлены задачи:
-проанализировать программу по предмету «Технология»
-подобрать комплекс упражнений и заданий для вовлечения детей в творческую деятельность;
- апробировать различные приемы и методы для развития творческого воображения учащихся;
- использовать данные виды заданий на разных этапах урока;
- способствовать повышению интереса к урокам технологии.
Программой трудового обучения в начальных классах предусмотрена обработка различных материалов: ткани, бумаги, пластилина. Предлагается большой перечень работ для выполнения на уроках труда. Однако, анализ программы показывает, что ученикам предлагается выполнять стандартные виды работ из традиционного материала. Но из опыта работы с детьми видно, что намного интереснее и живее проходят такие уроки труда, на которых либо из обычных, традиционных материалов дети выполняют незаурядные, занимательные виды работ, либо используют нестандартные материалы. Постепенно я пришла к необходимости использовать на уроках совершенно нетипичные для обычных уроков труда материалы.
Материалы, с которыми работают мои ученики на уроках трудового обучения, можно разделить на две большие группы:
1. Материалы, рекомендованные к использованию программой трудового обучения в начальных классах, с которыми все учителя обязаны работать на своих уроках.
2. Нетрадиционные материалы, которые я использую с целью повышения развивающего потенциала своих уроков.
Достижение цели и поставленных задач на уроках технологии осуществляется через разные методы работы.
Ø Метод сравнения
Ø Метод эвристических вопросов
Ø Метод образного видения
Ø Метод придумывания
Ø Метод вживания
Ø Метод ученического планирования
Ø Метод самоорганизации обучения
Ø Метод взаимообучения
Ø Метод исследования
Ø Метод проектов
Существуют условия для успешного развития креативных способностей:
– высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха».
– создание соответствующего психологического климата. Именно педагог постоянно должен поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.
– упорный труд. Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд.
– это интерес. Принуждение – это враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее.
На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы.
Творческие способности развиваются в творческой деятельности, при выполнении различных творческих заданий.
Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:
1. введение в программу уроков технологии, направленных на развитие творческих способностей;
2. на уроках технологии давать детям задания творческого характера;
3. использование на уроках специальных игр, развивающих творческие способности детей;
Приёмы, помогающие развивать креативность
Способы применения предмета».
Называется какой-либо хорошо известный предмет,
например – ручка. Надо перечислить как можно больше способов его применения: ручкой
можно отбивать ритм на барабане, использовать как трубочку для напитков,
рыхлить цветы, трубочка для стрельбы и т.д.
Игра развивает способность концентрировать
мышление на одном предмете, умение вводить его в различные ситуации и
взаимосвязи, открывать в необычном неожиданные возможности.
Например: Урок 17. Тема «Посуда. Изделия: «Чашка», «чайник», «сахарница».
Задание: придумай, как ещё можно использовать чайную чашку? (ответы детей: наливать ей суп, посадить в неё цветы, обводить, чтобы получить круги, вырезать тесто, сделать из неё поделку: фонтан для кукол, использовать для хранения мелких предметов, использовать как баночку для рисования)
. «Новые свойства предметов»
Урок 15. Домашние животные. Работа с пластилином. Лепка домашнего любимца. Изделие: «Котенок». Ребята захотели слепить ещё и диких животных. Было предложено дополнительное задание: придумай необычное животное с уникальным свойством. (Снежный заяц всегда белый и очень холодный, делает всем мороженое; жёлтый солнечный заяц будит по утрам всех зверей в лесу звонком хвостиком, бегемот единорог достаёт до солнца своим рогом и дарит всем тепло, радужный зайчик прыгает и делает землю разноцветной, как радуга; мышка веселушка весело хохочет и охотится на лисиц.)
«Это что?»Учитель показывает фигуру, к примеру зелёный квадрат. Надо подобрать как можно больше вариантов, что бы это могло быть.( часть дома, кубик, телевизор, стол, книга, коврик, воздушный змей, одеяло, картина, фоторамка, подушка, игра, полотенце и т.д)
«Придумай причину». Этот прием позволяет ребенку рассматривать различные причины происходящего, для принятия правильного решения.
Урок 12. Дикие животные. Изделие: коллаж «Дикие животные». Было дано дополнительное задание: «Вы пришли из школы домой, а у вас в комнате на кровати сидит ёжик». Детям важно придумать как можно больше причин его появления. Причем учитель дает установку, какую причину им искать: реальную, фантастическую, сказочную (заполз в двери, пришелец с другой планеты, волшебный, умеет превращаться в разные предметы, с вечера он был мячом или подушкой).
. Эксперименты на уроках. Всегда надо давать время на «открытия руками». Без эксперимента невозможно создание нового. Самыми необходимыми словами в этом случае будут: «Давайте попробует сделать так…», «А что будет, если…» и т.п. Экспериментировать можно с различными материалами (растяните, помните, намочите, разорвите…), с технологиями (какой объект можно сделать, используя данную технологию? Попробуйте…) Это очень увлекательное исследование и совершенно необходимое упражнение для развития фантазии и воображения учащихся.
Насекомые. Работа с пластилином и природным материалом. Изделие: «Пчелы и соты». Также мы изготовили необычных бабочек из смешанного пластилина ( бабочки из разрезного пластилина)
На уроке художественного труда создавали монотипию.
.Взаимозаменяемость материалов и инструментов. Необходимо постоянно учить детей распространять приём на другие материалы. Таким образом, они глубже осознают суть техники и свойства материала, а также приучаются использовать всё, что есть под рукой. (В настоящее время очень актуальной темой является использование бросового материала). Такой подход часто приводит к оригинальным открытиям. ( работа космос, коралловый риф)
.Соединение различных изученных технологий при выполнении одного изделия. Такой прием очень хорошо себя показывает в групповой работе учащихся. Также это может быть коллективный творческий проект по итогам года. Например, недавно дети закончили изучать буквы. Возник вопрос: как сохранить приятные воспоминания об этом времени? Мы создавали свои азбуки: девочки-азбуку цветов, а мальчики азбуку автомобилей. Они вырезали, клеили, рисовали, раскрашивали, писали, изготовляли и оформляли обложки, применяли полученные навыки на практике.
На время мы поместили лучшие работы на стенд в классе, затем ребята заберут их на память.
Одним из основных инструментов воспитания креативного мышления и воображения учащихся является проектная деятельность. В творческом проекте повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, ребенок получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других. Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу.
Часто мы делаем групповые проекты. Каждый изготавливает свою часть общего проекта, затем мы все поделки собираем вместе и получаем готовый продукт. Обязательно изделия мы вывешиваем в классе, чтобы ребята могли насладиться результатами своего труда. Проекты у нас были самые разные:
Например: Тема проекта «Растительное панно (работа с природным материалам)»
Ребята продолжили работу дома и мы выполнили проект «В гости к осени»
Ко дню космонавтики соединив свои поделки получился стенд «Космос», к 9 мая «Мы помним, мы гордимся»
Заключение.
Основное назначение трудового обучения – это воспитание и развитие художественного сознания детей. Изготовление поделок оказывается не только интересным занятием, но и средством для формирования творческого мышления, фантазии, гармоничного развития ребёнка..
В заключении приведу еще одно определение креативности: “Творчество – это: копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руки в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе…” (Элис Пол Торренс)
Источники информации:
1. https://sites.google.com/site/issledowanie/home/glava-1/1-1-susnost-tvorceskih-sposobnostej
2. https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=4726
3. Методика обучения технологии: Книга для учителя / Под ред.В.Д.
Симоненко. - Брянск; Ишим: НМД “Технология ”, 1998.
4. Астахов А. И. Воспитание творчеством: Книга для учителя. М. Просвещение, 1986.
5. Лук А. Н. Психология творчества. М, Наука, 1978
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.