Статья " Развитие креативного мышления на уроках технологии"
Оценка 4.6

Статья " Развитие креативного мышления на уроках технологии"

Оценка 4.6
docx
19.05.2023
Статья " Развитие креативного мышления на уроках технологии"
Развитие креативного мышления на уроках технологии.docx

«Развитие креативного мышления на уроках технологии в начальной школе»

Добрый день, уважаемые коллеги, своё выступление по теме «Развитие креативного мышления на уроках технологии в начальной школе» хотелось начать с шуточной фразы «В каждом человеке спит гений. И с каждым днем – все крепче и крепче».

        К сожалению, современная система образования еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Это становится проблемой, потому что однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает у детей интерес к познанию.  

    Многие исследователи отмечают, что в процессе школьного обучения преимущественно развиваются и «тренируются» такие психические процессы, как память, восприятие, мышление, а развитию воображения, креативного мышления уделяется недостаточное внимание.

Что же такое творческое  воображение?

Творческое воображение - это способность человека к построению новых образов посредством переработки психических компонентов, которые были приобретены в прошлом опыте.

Креативное мышление – это умение создавать что-то новое, отходя от традиционных или принятых схем мышления. С помощью креативного мышления мы можем генерировать новые идеи, действовать не так, как привыкли.

  Из определений,  мы понимаем, что развитие творческое воображения мы формируем креативное мышление.

 Отсюда вытекает

    Цель: Формирование творческого воображения младшего школьника, способного мыслить неординарно, создавать что-то новое и не стандартное на уроке технологии.

  Для реализации цели были поставлены задачи:

-проанализировать программу по предмету «Технология»

-подобрать комплекс упражнений и заданий для вовлечения детей в творческую деятельность;

- апробировать различные приемы и методы для развития творческого воображения учащихся;

- использовать данные виды заданий на разных этапах урока;

- способствовать повышению интереса к урокам технологии.

               Программой трудового обучения в начальных классах предусмотрена обработка различных материалов: ткани, бумаги, пластилина. Предлагается большой перечень работ для выполнения на уроках труда. Однако, анализ программы показывает, что ученикам предлагается выполнять стандартные виды работ из традиционного материала. Но из опыта работы с детьми видно, что намного интереснее и живее проходят такие уроки труда, на которых либо из обычных, традиционных материалов дети выполняют незаурядные, занимательные виды работ, либо используют нестандартные материалы. Постепенно я пришла к необходимости использовать на уроках совершенно нетипичные для обычных уроков труда материалы.

Материалы, с которыми работают мои ученики на уроках трудового обучения, можно разделить на две большие группы:

1. Материалы, рекомендованные к использованию программой трудового обучения в начальных классах, с которыми все учителя обязаны работать на своих уроках.

2. Нетрадиционные материалы, которые я использую с целью повышения развивающего потенциала своих уроков.

 Достижение цели  и поставленных задач на уроках технологии осуществляется через разные методы работы.

Ø Метод сравнения

Ø Метод эвристических вопросов

Ø Метод образного видения

Ø Метод придумывания

Ø Метод вживания

Ø Метод ученического планирования

Ø Метод самоорганизации обучения

Ø Метод взаимообучения

Ø Метод исследования

Ø Метод проектов

 

Существуют условия для успешного развития креативных способностей:

– высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха».

– создание соответствующего психологического климата. Именно педагог постоянно должен поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.

– упорный труд. Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд.

– это интерес. Принуждение – это враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее.

На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы.

Творческие способности развиваются в творческой деятельности, при выполнении различных творческих заданий.

Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:

1.       введение в программу уроков технологии, направленных на развитие творческих способностей;

2.       на уроках технологии давать детям задания творческого характера;

3.       использование на уроках специальных игр, развивающих творческие способности детей;

Приёмы, помогающие развивать креативность

Способы применения предмета».
Называется какой-либо хорошо известный предмет, например – ручка. Надо перечислить как можно больше способов его применения: ручкой можно отбивать ритм на барабане, использовать как трубочку для напитков, рыхлить цветы, трубочка для стрельбы и т.д.
Игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в различные ситуации и взаимосвязи, открывать в необычном неожиданные возможности.

Например: Урок 17. Тема «Посуда. Изделия: «Чашка», «чайник», «сахарница».

Задание: придумай, как ещё можно использовать чайную чашку? (ответы детей: наливать ей суп, посадить в неё цветы, обводить, чтобы получить круги, вырезать тесто, сделать из неё поделку: фонтан для кукол, использовать для хранения мелких предметов, использовать как баночку для рисования)

. «Новые свойства предметов»

Урок 15. Домашние животные. Работа с пластилином. Лепка  домашнего любимца. Изделие: «Котенок». Ребята захотели слепить ещё и диких животных. Было предложено дополнительное задание: придумай необычное животное с уникальным свойством. (Снежный заяц всегда белый и очень холодный, делает всем мороженое; жёлтый солнечный заяц будит по утрам всех зверей в лесу звонком хвостиком, бегемот единорог достаёт до солнца своим рогом и  дарит всем тепло, радужный зайчик прыгает и делает землю разноцветной, как радуга; мышка веселушка весело хохочет и охотится на лисиц.)

 «Это что?»Учитель показывает фигуру, к примеру зелёный квадрат. Надо подобрать как можно больше вариантов, что бы это могло быть.( часть дома, кубик, телевизор, стол, книга, коврик, воздушный змей, одеяло, картина, фоторамка, подушка, игра, полотенце и т.д)

 «Придумай причину». Этот прием позволяет ребенку рассматривать различные причины происходящего, для принятия правильного решения.

Урок 12. Дикие животные. Изделие: коллаж «Дикие  животные». Было дано дополнительное задание:  «Вы пришли из школы домой, а у вас в комнате на кровати сидит ёжик». Детям важно придумать как можно больше причин его появления. Причем учитель дает установку, какую причину им искать: реальную, фантастическую, сказочную (заполз в двери, пришелец с другой планеты, волшебный, умеет превращаться в разные предметы, с вечера он был мячом или подушкой).

. Эксперименты на уроках.  Всегда надо давать время на «открытия руками». Без эксперимента невозможно создание нового. Самыми необходимыми словами в этом случае будут: «Давайте попробует сделать так…», «А что будет, если…» и т.п. Экспериментировать можно с различными материалами (растяните, помните, намочите, разорвите…), с технологиями (какой объект можно сделать, используя данную технологию? Попробуйте…) Это очень увлекательное исследование и совершенно необходимое упражнение для развития фантазии и воображения учащихся.

Насекомые. Работа с пластилином и природным  материалом. Изделие: «Пчелы и соты». Также мы изготовили необычных бабочек из смешанного пластилина ( бабочки из разрезного пластилина)

На уроке художественного труда создавали  монотипию.

.Взаимозаменяемость материалов и инструментов. Необходимо постоянно учить детей распространять приём на другие материалы. Таким образом, они глубже осознают суть техники и свойства материала, а также приучаются использовать всё, что есть под рукой. (В настоящее время очень актуальной темой является использование бросового материала). Такой подход часто приводит к оригинальным открытиям. ( работа  космос, коралловый риф)

.Соединение различных изученных технологий при выполнении одного изделия. Такой прием очень хорошо себя показывает в групповой работе учащихся. Также это может быть коллективный творческий проект по итогам года. Например, недавно дети закончили изучать буквы. Возник вопрос: как сохранить приятные воспоминания об этом времени? Мы создавали свои азбуки: девочки-азбуку цветов, а мальчики азбуку автомобилей. Они вырезали, клеили, рисовали, раскрашивали, писали, изготовляли и оформляли обложки, применяли полученные навыки на практике.

На время мы поместили лучшие работы на стенд в классе, затем ребята заберут их на память.

Одним из основных инструментов воспитания креативного мышления и воображения учащихся является проектная деятельность. В творческом проекте повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, ребенок получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других. Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу.

Часто мы делаем групповые проекты. Каждый изготавливает свою часть общего проекта, затем мы все поделки  собираем вместе и получаем готовый продукт. Обязательно изделия мы вывешиваем в классе, чтобы ребята могли насладиться результатами своего труда. Проекты у нас были самые разные:

Например: Тема проекта «Растительное  панно (работа с природным материалам)»

Ребята продолжили работу дома и мы выполнили проект «В гости к осени»

Ко дню космонавтики соединив свои поделки получился стенд «Космос», к 9 мая «Мы помним, мы гордимся»

Заключение.

Основное назначение трудового обучения – это воспитание и развитие художественного сознания детей. Изготовление поделок оказывается не только интересным занятием, но и средством для формирования творческого мышления, фантазии, гармоничного развития ребёнка..

В заключении приведу еще одно определение креативности: “Творчество – это: копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руки в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе…” (Элис Пол Торренс)

 

 

 

Источники информации:

1.     https://sites.google.com/site/issledowanie/home/glava-1/1-1-susnost-tvorceskih-sposobnostej

2.     https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=4726

3.     Методика обучения технологии: Книга для учителя / Под ред.В.Д.

Симоненко. - Брянск; Ишим: НМД “Технология ”, 1998.

4. Астахов А. И. Воспитание творчеством: Книга для учителя. М. Просвещение, 1986.

5.   Лук А. Н. Психология творчества. М, Наука, 1978

 


 

Развитие креативного мышления на уроках технологии в начальной школе»

Развитие креативного мышления на уроках технологии в начальной школе»

Материалы, с которыми работают мои ученики на уроках трудового обучения, можно разделить на две большие группы: 1

Материалы, с которыми работают мои ученики на уроках трудового обучения, можно разделить на две большие группы: 1

Приёмы, помогающие развивать креативность

Приёмы, помогающие развивать креативность

Эксперименты на уроках. Всегда надо давать время на «открытия руками»

Эксперименты на уроках. Всегда надо давать время на «открытия руками»

Ко дню космонавтики соединив свои поделки получился стенд «Космос», к 9 мая «Мы помним, мы гордимся»

Ко дню космонавтики соединив свои поделки получился стенд «Космос», к 9 мая «Мы помним, мы гордимся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2023