СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ МЕТОДИК ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА
© 20 21г. В.В. Раскаткина
verаraskatkina@yandex.ru
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается нестандартные приемы эфективного запоминания учебного материала на основе известных методик. Одной из таких методик является мнемоника(греч. τὰ μνημονικά — искусство запоминания) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Автору удалось самостоятельно разработать некоторые приёмы на основе данных методик.
Каждый согласится, что учебная нагрузка на современных ребят выросла по сравнению с прошлым. Сколько всего нужно выучить, сколько успеть! Да и подготовка к выпускным экзаменам требует времени и сил. Как же правильно распорядиться двумя этими ресурсами? Как эффективно использовать возможности памяти? Что нужно сделать, чтобы запомнить нужный объем информации? Как получить от этого не только пользу, но и повысить интерес детей к изучению предмета? Поскольку я являюсь учителем биологии, наш предмет достаточно обременён не только обширным объёмом материала, но и различными понятиями и терминами, поэтому данная проблема является актуальной для меня. Для любого человека: и взрослого, и ребенка, - важность памяти неоспорима. Любая учебная деятельность, да и жизнь в целом, невозможна без памяти. Но мало кто догадывается, насколько сложный и одновременно совершенный этот механизм.
Существует различные виды памяти: коротковременная, долговременная, двигательная, эмоциональная, образная, ацоциативная, словесно-логическая, произвольная и непроизвольная, также множество различных разработок и методик для эфективного запоминания информации. Одной из таких методик является мнемоника(греч. τὰ μνημονικά — искусство запоминания) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Я решили попробовать и самостоятельно разработать некоторые приёмы, опираясь на данные методики.
Например, очень большой проблемой для ребят является запоминание латинских терминов, поскольку изучение латинского языка не предусматривается в программе современной школы. Для решения этой проблемы я составила несколько схем, которые, по моему мнению, являются неплохим подспорьем при изучении биологии. Расскажу немного подробнее о каждой из этих схем.
Очень сложно запомнить последовательность этапов митоза (этапы деления соматических клеток). Чтобы решить эту проблему, можно использовать ассоциативный метод. Взяв первые буквы фаз митоза (ИПМАТ) я провела параллели с этапами развития человека.Буква И обозначает подростка — интерфаза — интересный возраст. Клетка готовится к делению, как организм готовится к вступлению в брак и рождению ребенка.Следующая фаза - Профаза — начинается с буквы П. П - это папа. А последние фазы мы объединяем вместе: МАТ. Они обозначают мать. (см. приложение 1)
Многие ученики часто путают значение терминов, имеющих один корень, но отличающихся приставками. Например, аэробы и анаэробы. Главное, что я выделила в этой схеме — наличие приставки -ан- у термина и одновременно появление приставки -бес- у определения бескислородный. (см. Приложение2)
Следующая разработка основана на образах. Мы знаем, что автотрофы и гетеротрофы — это термины, связанные с питанием (трофика), но данные понятия очень часто путаются. Корень «авто» обозначает автономию, самостоятельность. Растения по способу питания самостоятельно образуют органические вещества. Именно этот процесс я попросила изобразить учащихся и на рисунке — маленькие зелёные человечки (растения) сами готовят себе пищу. А гетеротрофы используют эти готовые орг. вещества, которым относятся: животные, грибы и бактерии. Дети изобразили на картинке их как покупателей. Данные образы не позволят перепутать термины — автотрофов от гетеротрофов. Метод ассоциаций. (см. Приложение 3)
При изучении биологии достачно сложно запомнить один из ключевых моментов — порядок классификации таксономических единиц. Для апробации метода Цицерона я решила выбрать именно эту проблему. Данный метод заключается в создании последовательной системы или, как ее еще называют, матрицы. Каждая ячейка матрицы содержит образ. С каждым образом этой системы поочередно ассоциируются ключевые слова запоминаемой информации. Использовав данную методику, я разработала способ запоминания систематического положения человека.
Я взяла за основу знакомую для учащихся обстановку кабинета биологии. На двери такого близкого и знакомого кабинета № 7 ребят встречала табличка «Царство» (ассоциация: царство — кабинет биологии = царство - животные). Сразу справа стоит самый, что ни на есть типичный шкаф (ассоциация: типичный шкаф — тип), а классная доска ассоциируется с таксономической единицей «класс». Ряд окон вдоль стены напоминает нам о следущей единице - «отряд». А зеленая галерея цветов вызывает ассоциацию - «семейство» - ведь цветов так много и все они объединены в ансамбле оранжереи кабинета биологии. Стенд, посвященный здоровью и здоровому образу жизни, можно ассоциировать с «родом». Заключительной единицей таксономического ряда является Человек разумный (Homo Sapiens), к которым относимся и мы с вами. Все элементы обстановки кабинета, задействованные в данном эксперименте, распологаются строго последовательно друг за другом (по кругу справа налево), что позволяет четко запомнить именно порядок таксономических единиц. Ассоциативно-образный метод (см. Приложение 4)
Изучая биологию в шестом классе, для ребят очень затруднительно запомнить не только названия органоидов клетки, но и соотнести их с определенными функциями. Чтобы решить эту проблему, можно также использовать ассоциативно-образный метод, так как у ребят данного возраста более чем хорошо развито образное мышление. Клетку можно ассоциировать с государством, поскольку клетка обладает всеми свойствами живых организмов. Я предложила представить органоиды клетки в виде структур государства и изобразить его.. Например, ядро — главная часть клетки, где сосредоточена вся информация об организме. На данном рисунке ядро — это администрация, в руках которой находятся все архивы и вся документация государства. Согласно знаменитому выражению, -«Кто владеет информацией — тот владеет миром». Поэтому именно ядро является главой государства — клетки. Остальные органоиды имеют следующие обозначения. Лизосома отвечает за утилизацию отходов клетки, поэтому здесь дети изобразили ведро для мусора. Митохондрия отвечает за энергию клетки — это своего рода электростанция. Рибосомы, образующие органические вещества клетки, ассоциируются с пекарнями, выпекающими хлеб для всего государства. Его упаковка и хранение осуществляется в аппарате Гольджи. А железная дорога с паравозиком, опоясывающая ядро, доставляет питательные вещества во все части клетки — это и есть эндоплазматическая сеть. А клеточный сок, как вода в колодце, хранится в вакуоли. Как и любое государство, клетка имеет свои границы. Неприступной кремлевской стеной встает клеточная мембрана, защищая государство от непрошенных гостей. А тех , кто пришел с миром, пропускают через ворота — поры. (см. Приложение 5)
Пожалуй, самый известный способ запоминания большого количества слов и их точной последовательности — это метод словесних посредников. Он основан на создании вербальной схемы образов, способствующей заучиванию. Примером использования этого метода является запоминание падежей существительных («Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку»), цветов спектра («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»), и др. А в биологии данная методика применима для запоминания эр и периодов возниковновения жизни на Земле (см. Приложение 6).
Данные приёмы неоднократно использовались мною во время учебного процесса и показали положительные результаты. Даже через продолжительный отрезок времени дети без труда воспроизводят нужную информацию.
Ф.И.О |
РАСКАТКИНА ВЕРА ВИКТОРОВНА |
ученая степень/звание |
|
должность |
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ |
место основной работы |
МАБОУ СОШ № 10 Г.БОР |
номер телефона |
8 9601692905 |
почтовый адрес |
606440 Г.БОР, УЛ.ПОДЛУЖНАЯ Д.37 |
электронный адрес (e-mail) |
veraraskatkina@yandex.ru
|
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5 «Государство клетка»
Приложение 6
Список литературы:
1. http://psixologiya.org/obshhaya/pamyat/1608-formirovanie-i-razvitie-pamyati-nemov.html
2. http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychophysiology/7.html
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%EC%FF%F2%FC
4. http://www.mnemonica.ru/content/metod-tsitserona
5. http://sercegennifer.com.ua/osnova-metoda-slovesnyx-posrednikov/
6. Блонский П.П. Память и мышление. Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т. Т.2.Москва, 1979.
7. Бочарова С.П. Итоги и задачи исследования памяти на современном этапе.
8. Психологический журнал. 1984. №1. Т.5.
9. Соколов Е. Н., Механизмы памяти, М., 1969:
10. http://www.it-med.ru/library/p/pamyt.htm
11. http://www.citycat.ru/iq/nn/ind_memo.html
12. Владимирова, Светлана Викторовна – диссертация на тему «Психологические факторы повышения продуктивности словесно-смысловой памяти человека»
13. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н.. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА, 2002
14. Кузина С. А. Как улучшить свою память.
15. http://psyera.ru/pamyat-cheloveka-1736.htm
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.