Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
преподавание
05.12.2020
Статья
Из опыта работы учителя начальных классов.
Статья.docx

Аналитическая справка

Из опыта работы учителя начальных классов

Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 20 лет. За это время я работала по традиционной программе «Школа России», по развивающей системе Л.В.Занкова.

За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Результатом кардинальных изменений в начальном образовании явилось многообразие учебно-методических комплексов и отдельных учебных пособий, авторских методических систем и педагогических технологий. Педагоги получили право на свободу их выбора и использование в практической деятельности (ст. 55 Закона РФ «Об образовании»)

Произошедшие изменения повлекли за собой разработку широкого спектра технологий обучения, в частности деятельностной. Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения». При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей. Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы   обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами, да и теоретическими особенностями.

Ведущая ключевая идея опыта: систематическое и методически правильное применение деятельностного метода и приёмов работы по развитию общеучебных умений в начальной школе развивают не только учебную деятельность учащихся, но и повышают качество образования.

Проблема опыта: в процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Гипотеза опыта: правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.

Цель опыта:

- определить возможности использования деятельностного метода на уроках в начальной школе;

- через развитие навыков учебной деятельности обучающихся повышать уровень образования младшего школьника.

Основные задачи:

- раскрыть понятие деятельностного метода, используя педагогическую и методическую литературу;

- показать специфику применения деятельностного метода в начальной школе;

- разработать методические рекомендации по построению уроков в технологии деятельностного метода обучения;

Описание возможностей применения технологии деятельностного метода в Образовательной системе «Школа России»

В программе «Школа России» построена новая модель обучения, которая: во-первых, является системой развивающего обучения, готовящей школьника нового типа – внутренне свободного, умеющего творчески относится к действительности, способного принимать самостоятельные решения; во-вторых, программа доступна массовой школе; в-третьих, программа разработана именно, как целостная система – от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы контроля и мониторинга результатов обучения; в-четвёртых – это система целостного и непрерывного образования.

Учителям, работающим в рамках Образовательной системы «Школа России», хорошо известно требование реализации технологии деятельностного метода на уроках различной целевой направленности. Этот метод осуществляется путём создания проблемных ситуаций и, как следствие – необходимости проблемного диалога. Он используется на уроках различной целевой направленности, но в большей мере на уроках изучения нового материала и позволяет заменить традиционное объяснение учителя «открытием» знаний. 

Обеспечивая творческое усвоение знаний, ученик проходит четыре звена научного творчества:

-постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний;

-выражение решения и реализация продукта – на этапе воспроизведения, т.е. проговаривание знаний.

При этом, в отличие от научного творчества, ученик формирует исключительно учебную проблему и открывает новое знание, лишь для него самого, а не для всего человечества, выражая его в простых формах.

Как же построить работу на уроке, чтобы дети не получали готовых знаний, а сами «открывали» их?

Модель организации учебного процесса называют "ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ".

Модель организации учебного процесса строится на реализации принципа проблемности в обучении.

 Принцип проблемности реализуется:

— как в содержании учебного предмета;

— так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе.

  Технологические приемы организации учебного процесса.

а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию,

б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;

в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.

Результативность можно оценить с помощью критериев:

а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...);

б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере ("Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание...");

в) переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я? вывел закон...");

г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности ("Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны...");

д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.

 Формы организации учебного пространства коллективные:

а) парное взаимодействие;

б) микрогрупповое взаимодействие;

в) бригадное (групповое) взаимодействие;

г) межгрупповое взаимодействие.

Технология проблемно – диалогического обучения содержит ТРИ главных компонента:

а) потребность учащегося в новом знании или способе действия ("хочу узнать..., научиться ...");

б) неизвестное знание, которое учащийся должен усвоить  по проекту педагогических целей урока;

в) известные знания и сформированные умения (могу сам, без педагога), усвоенные в ходе предшествующей учебы.

Проблемная ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера.

 Признаки учебной проблемы:

а) отсутствие у ученика необходимого для решения проблемной ситуации знания,

б) отсутствие достаточного опыта;

в) осознание учеником противоречивости ситуации, в которой имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений, процессов иди отношений между ними.

Учебная проблема имеет форму познавательной задачи или задания продуктивного типа, содержащей некоторое противоречие в своих условиях:

а) избыточные данные;

б) недостающие данные;

в) неверные данные;

г) альтернативные данные.

Моделирование уроков различной целевой направленности в технологии деятельностного метода в Образовательной системе

«Школа России»

Теоретические исследования показывают, что способность к саморазвитию формируется при организации учебной деятельности в соответствии со следующей структурой: индивидуальная деятельность ученика, затруднение в индивидуальной деятельности, выявление причин затруднения, определение пути выхода из затруднения и осознание собственной деятельности по выходу из затруднения.

Уроки, организованные по вышеуказанной структуре – развивающие уроки.

В соответствии с целями уроки развивающего типа можно распределить на четыре группы ( по Г.Г.Щедровицкому и О.С.Анисимову):

уроки открытия новых знаний;

уроки рефлексии;

уроки-тренинги;

уроки контроля.

Урок открытия новых знаний

Основные этапы деятельностного метода (структура урока открытия новых знаний). 

Цель: формирование новых понятий.  

Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.

  «Хочу, потому что смогу»

- 1-2 минуты

- У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Приёмы работы:

- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладоши друг другу с соседом по парте);

- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

- девиз, эпиграф («С маленькой удачи начинается большой успех»);

- самопроверка домашнего задания по образцу.

2.   Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и  выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- 4-5 минут

- Возникновение проблемной ситуации.

 3.  Постановка учебной задачи.

Цель; обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

- 4-5 минут

- Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

4.   « Открытие» детьми нового знания.

Цель: по возможности включение детей в ситуацию выбора метода решения   проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование  нового алгоритма (понятия) в языке и знаково.

- 7-8 минут

- Способы: диалог, групповая или парная работа;

- Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

 5.    Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

- 4-5 минут;

- Способы: фронтальная работа, работа в парах;

- Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

 6.   Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

- 4-5 минут;

- небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

- выполняется письменно;

- методы: самоконтроль, самооценка.

  7.   Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.

- 7-8 минут;

- сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

- затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

 8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- 2-3 минуты;

- вопросы:

                          - Какую задачу ставили?

                          - Удалось решить поставленную задачу?

                          - Каким способом?

                          - Какие получили результаты?

                          - Что нужно сделать ещё?

                          - Где можно применить новое знание?

                          - Что на уроке у вас хорошо получалось?

                          - Над чем надо поработать?

   9.    Домашнее задание.

Уроки рефлексии

Уроки рефлексии направлены на фиксирование затруднений в собственной деятельности учащихся, выявление причин этих затруднений и построение проекта устранения выявленной причины затруднения. На уроках этого типа деятельность ученика должна быть организована по следующей структуре:

- выявление индивидуальных затруднений;

- локализация места затруднения;

- выявление причины затруднения;

- самостоятельное построение проекта выхода из затруднения;

- анализ собственной деятельности по устранению причин затруднения.                                                                                                            

Например, логика построения урока рефлексии в случае, когда этот урок направлен на закрепление изученного материала, может быть следующей:

Во время организационного момента учитель устанавливает тематические рамки повторяемого содержания.

На этапе актуализации знаний организуется индивидуальная самостоятельная деятельность детей, которая заканчивается сопоставлением полученных результатов с образцами.

На этапе постановки проблемы учащиеся анализируют ситуацию и фиксируют допущенные ими ошибки.

На этапе устранения затруднений организуется выявление причин зафиксированных затруднений и построение проекта выхода их них.

Результатом этого этапа является указание алгоритма, в которомдопущены ошибки, и места нарушения этого алгоритма. Ошибка должна быть исправлена в соответствии с правильным применением алгоритма.

На этапе проговаривания причин типичных ошибок в громкой речи обсуждаются типовые затруднения, повторяются формулировки алгоритмов и объясняется механизм их использования.

На этапе самоконтроля с самопроверкой каждый учащийся выполняет только те задания из числа предложенных, в алгоритме выполнения которых он допустил ошибку, и сравнивает полученные ответы с образцом. Ребята, не допустившие ошибок, выполняют творческое задание.

Этап повторения проводится в соответствии с технологией.

На этапе подведения итога урока дети повторяют алгоритмы, вызвавшие  затруднения, и анализируют допущенные ошибки.

                              Уроки-тренинги

  Уроки-тренинги – уроки активной мыслеречевой деятельности учащихся, формой  организации которых является групповая работа. В 1 классе – это работа в парах, со 2 класса – работа в четверках. Наиболее целесообразно использовать тренинги при обобщении и систематизации знаний учащихся.

                             Структура уроков – тренингов.

Постановка цели.

- Определение основных целей урока.

Чтение эпиграфа к уроку, слова которого раскрывают свой особый смысл для каждого только в конце урока. Чтобы понять их, нужно «прожить» урок.

Подкрепление мотивации на работу в ресурсном круге. Дети встают в круг, берутся за руки. Задача учителя, чтобы каждый ребенок почувствовал поддержку, доброе отношение к нему.

Самостоятельная работа. Принятие собственного решения.

Каждый ученик получает карточку с заданием. В задании вопрос и три варианта ответов. Правильным может быть один, два, а могут быть и все три варианта.

На этапе самостоятельной работы ученик должен рассмотреть все три варианта ответов, сделать выбор и подготовиться к объяснению своего выбора товарищу: почему он считает так, а не иначе. Для этого каждому необходимо использовать багаж своих знаний. Знания, полученные учащимися на уроках, выстраиваются в систему и становятся средством для доказательного выбора.

В процессе этой работы происходит не только систематизация, но и обобщение знаний, так как изученный материал выделяется в отдельные темы, блоки, происходит укрупнение дидактических единиц.

Работа в парах (четверках).

- Поочередное высказывание мнений.

- Обсуждение.

- Принятие общего решения.

Работа в парах (четверках) требует от ребенка активной речевой деятельности, развивает умения слушать и слышать. Психологи утверждают: учащиеся удерживают в памяти 90% от того, что проговаривают вслух, и 95% от того, чему обучают сами. В процессе тренинга ребенок и проговаривает, и объясняет. Знания, полученные на уроках, становятся востребованными.

Выслушивание классом различных мнений и доказательств.

Экспертная оценка учителя.

После обсуждения учитель или учащиеся озвучивают верный вариант выбора.

Самооценка.

Ребенок учится оценивать свои действия, планировать их, осознавать свое понимание или непонимание, свое продвижение вперед.

Далее учащиеся открывают новую карточку с заданием, и работа вновь  идет по этапам – от 2 к 6. Например, в 1 классе урок-тренинг может включать 5 заданий.

Подведение итогов. Обсуждение эпиграфа.

Подведение итогов проходит в ресурсном круге. Каждый имеет возможность высказать (или не высказать) свое отношение к эпиграфу, как он его понял.

В каждом тренинге последовательность заданий выстраивается соответственно алгоритму действий, формирующих знания, умения, навыки учащихся по  теме. Пары или четверки должны формироваться из детей с различным типом восприятия, с учетом их активности.

                                    Уроки контроля

Развивающие уроки контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

 - написание учащимися варианта самостоятельной или контрольной работы;

 - сопоставление с эталоном выполнения этой работы;

 - оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

В зависимости от того, кто является держателем эталонного варианта, различаются следующие формы организации развивающих контрольных уроков: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приёмы создания проблемной ситуации

Тип проблемной ситуации.

Тип противоречия.

Приёмы создания проблемной ситуации.

С удивлением.

Между двумя (или более)

положениями

1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

 

Между житейским представлением учащихся и научным фактом.

3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

 

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

6.Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими

 Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

 

Методы постановки учебной проблемы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Побуждение к созданию противоречия.

Побуждение к формулированию учебной проблемы.

Приём 1.

О фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?

Приём 2. Сколько же в нашем классе мнений?

Приём 3. Вы сначала как думали?

Приём 4. Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?

Приём 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Приём 6. Что вы хотели сказать? Какие знания применили? Задание выполнено?

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема урока?

 

                                   

Подводящий к теме диалог

·         Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.

·         Не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».

 

Мотивирующие приёмы.

            Яркое пятно: сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.

Актуальность: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

 

Методы решения учебной проблемы

1. Побуждающий к гипотезам диалог.

Структура

Побуждение

к выдвижению

гипотез

Побуждение к проверке гипотез

устной

практической

Общее побуждение

К любым гипотезам:

- Какие есть гипотезы? Догадки? Предположения?

- Согласны с этой гипотезой? Мыслью? Почему?

К плану проверки:

- Как можно проверить гипотезу?

Подсказка

Решающей гипотезы (учителем приводится довод за или против гипотезы)

Учитель сам сообщает аргумент или контраргумент.

Плана проверки

Сообщение

Решающей гипотезы

Учитель сообщает аргумент или контраргумент.

Плана проверки

 

2. Подводящий к открытию знания диалог

Виды продуктивных заданий

Типы продуктивных заданий

Особенности применения

На формулирование вопросов темы урока.

Сразу после введения знаний:

- если учебная проблема появилась как вопрос;

- если новое знание открыто с помощью подводящего без проблемы диалога.

В конце этого или начале следующего урока. («Задайте друг другу вопросы по новому материалу».)

На создание опорного сигнала: символ, схема, таблица, опорные слова.

В классе или дома, если опорный сигнал не составляется учителем при введении знания.

На создание художественного образа: метафора, загадка, стихотворение.

Дома по желанию.

 

Примеры приёмов создания проблемных ситуаций.

1.      Урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова».

Учитель

Ученики

- В словах записанных на доске,

выделите корень.

- Все согласны?

 

Ученица у доски в слове «мухоловка» выделяет один корень.

- Нет. В слове «мухоловка» два корня: -мух- и

-лов-.

 

   2.Урок математики в 3 классе по теме «Сумма углов треугольника».

Учитель

Ученики

- Постройте треугольник с углами 90, 120, 60 градусов.

 

Оказываются в затруднении.

 

   3.Урок русского языка в 4 классе по теме «Глаголы – исключения».

Учитель

Ученики

- Какую тему проходили на прошлом уроке?

- Поупражняемся в определении спряжения глаголов (даются глаголы)

- А теперь определите спряжение глаголов «смотреть» и «стелить»

- Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске. Что вы заметили?

 

- Спряжение глаголов.

 

Выполняют задание.

 

 

 

 

- Смотреть – глагол первого спряжения, стелить – второго.

Смотреть – глагол второго спряжения, а стелить – первого.

 

   4. Урок русского языка в 3 классе по теме «Образование наречий».

Учитель

Ученики

- Прочитайте столбики слов:

редкий            редко

мягкий            мягко

лёгкий            легко

- Что можете о них сказать?

- Разберите по составу слова каждого столбика.

- Проверим. Слова второго столбика – наречия. Вспомните, что такое наречие.

- Но тогда чего не может быть у наречий?

- Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором – наречия.

 

 

 

 

 

Ученица у доски выделяет в наречиях окончание – о.

 

 

- Неизменяемая часть речи.

 

- Окончания.

 

 

 

 

   5. Урок математики во 2 классе по теме «Умножение двузначного числа на однозначное»

Учитель

Ученики

- На доске дан ряд чисел. Что это за числа?

- Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7.

- Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7.

- Однозначные и двузначные.

 

Выполняют.

 

 

Испытывают затруднение.

 

 

 

 

                    

 

Примеры формулирования учебной проблемы.

1.Урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова».

Учитель (применяет приём 2)

Ученики

- Сколько мнений в классе? (Побуждение к осознанию противоречия)

- Какой же вопрос возникает?

 

Два разных мнения (осознание противоречия).

 

- Кто прав? Сколько корней в слове «мухоловка»? (Учебная проблема как вопрос)

 

2. Урок математики в 3 классе по теме «Сумма углов треугольника».

Учитель (приём 4)

Ученики

- Вы выполнили моё задание?

- А почему? В чём затруднение? (Побуждение к осознанию противоречия)

- Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы)

 

- Нет.

- Не получается. Такой треугольник не строится. (осознание затруднения)

 

- Почему не строится треугольник?

(Учебная проблема как вопрос.)

 

 

3. Урок русского языка в 4 классе по теме «Глаголы – исключения».

Учитель (приём 6)

Ученики

- Итак, что вы хотели сделать?

- Какое правило применили?

- Получилось выполнить задание? (Побуждение к осознанию противоречия.)

- Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)

 

 

- Определить спряжение глаголов.

- Правило о спряжении.

- Нет, не получилось (осознание неприменимости известного правила).

- Глаголы – исключения (учебная проблема как тема урока)

 

 

4. Урок русского языка в 3 классе по теме «Образование наречий».

Учитель (приём 3)

Ученики

- Итак, что вы сначала думали по поводу «о»?

- А что оказалось потом? (Побуждение к формулированию проблемы.)

 

 

- Сначала мы думали, что «о» - это окончание.

- «о» не является окончанием (осознание противоречия)

- Что же такое «о» в наречиях?

(Учебная проблема как вопрос)

 

5. Урок математики во 2 классе по теме «Умножение двузначного числа на однозначное»

Учитель (приём 5)

Ученики

- Вы смогли выполнить моё задание?

- Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия).

- Какова же будет тема нашего урока? ( Побуждение к формулированию проблемы)

- Нет, не смогли.

 

- В первом случае мы умножали однозначные на однозначные числа, здесь надо умножать двузначные числа на однозначные, а мы этого ещё не умеем (осознание затруднения)

- Умножение двузначного числа на однозначное (учебная проблема как тема урока)

                                    Подводящий к теме диалог.

Урок русского языка в 3 классе по теме «Безударные гласные в приставках»

Учитель

Ученики

- Спишите из упражнения слова: долетел, забежал, надписал и др.

- Поставьте ударение.

- Подчеркните безударные гласные.

- В каких частях слова находятся безударные гласные?

- Обозначьте их.

- Какое правило о безударных гласных мы уже знаем?

- А какого правила о безударных гласных ещё не учили?

- Значит, какая сегодня тема урока?

Записывают слова.

 

 

Ставят ударение.

Подчеркивают.

 

- В корне и приставке.

 

 

Обозначают.

О безударной гласной в корне.

 

- Наверное, о безударных гласных в приставках.

 

Безударные гласные в приставках (тема).

 

 

                                                   Мотивирующие приёмы.

Урок чтения в 3 классе по теме «Пьеса».

            Зачитывается фрагмент текста учебника, сквозным героем которого является девочка Настя.

            Настя с папой побывали в детском театре, глее они посмотрели спектакль «Тили – бом» по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Кошкин дом». Спектакль был музыкальный, яркий, красочный, и Настя вернулась весёлая и счастливая. По дороге домой она рассказала папе, что они в классе решили поставить к новогоднему празднику спектакль, и, наверное, это будет сказка.

            - Пап, а любую сказку можно поставить на сцене? – спросила Настя.

            - Да, любую, но для этого она должна быть написана как пьеса.

- А что это значит – «как пьеса»?

Учитель. Ребята! Давайте поможем Насте разобраться, что такое пьеса (сообщение темы).

            Урок математики в 1 классе по теме «Числовой отрезок»

Учитель. В одном большом-пребольшом городе жил-был маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда – он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и перенумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать. ««Ты построишь», - сказал Умный Паровозик, - волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры.

Подводящий к открытию знания диалог.

Урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова».

 

Учитель

Ученики

Использует подводящий диалог.

 

- Давайте попробуем найти ответ на ваш вопрос.

Почему птичка так называется?

- Запишите «ловит мух»

- Подберите и запишите однокоренные слова к слову «муха». Выделите корень.

- Подберите однокоренные слова к слову «ловит». Выделите в них корень.

- Есть ли корни  -мух- и  -лов- в слове «мухоловка»?

- Так сколько же корней в слове «мухоловка»?

- Такие слова называются сложными. Сформулируйте определение.

Формулирует вопрос: сколько корней в слове «мухоловка»?

 

- Она ловит мух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да, есть.

 

- Два корня.

 

- Сложными называются слова с двумя корнями (открытие нового знания)

 

 

Примеры продуктивных заданий.

Урок математики в 1 классе по теме «Скобки».

            Метафора: скобки – это регулировщик, показывающий, кому ехать первым.

            Загадка: в примерах бывает, первое действие называет.

            Стихотворение:        Скобки найдём,

                                               Остальное потом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Аналитическая справка Из опыта работы учителя начальных классов

Аналитическая справка Из опыта работы учителя начальных классов

Ведущая ключевая идея опыта: систематическое и методически правильное применение деятельностного метода и приёмов работы по развитию общеучебных умений в начальной школе развивают не только учебную…

Ведущая ключевая идея опыта: систематическое и методически правильное применение деятельностного метода и приёмов работы по развитию общеучебных умений в начальной школе развивают не только учебную…

Он используется на уроках различной целевой направленности, но в большей мере на уроках изучения нового материала и позволяет заменить традиционное объяснение учителя «открытием» знаний

Он используется на уроках различной целевой направленности, но в большей мере на уроках изучения нового материала и позволяет заменить традиционное объяснение учителя «открытием» знаний

Формы организации учебного пространства коллективные : а) парное взаимодействие; б) микрогрупповое взаимодействие; в) бригадное (групповое) взаимодействие; г) межгрупповое взаимодействие

Формы организации учебного пространства коллективные : а) парное взаимодействие; б) микрогрупповое взаимодействие; в) бригадное (групповое) взаимодействие; г) межгрупповое взаимодействие

Уроки, организованные по вышеуказанной структуре – развивающие уроки

Уроки, организованные по вышеуказанной структуре – развивающие уроки

Открытие» детьми нового знания

Открытие» детьми нового знания

Что нужно сделать ещё? -

Что нужно сделать ещё? -

На этапе подведения итога урока дети повторяют алгоритмы, вызвавшие затруднения, и анализируют допущенные ошибки

На этапе подведения итога урока дети повторяют алгоритмы, вызвавшие затруднения, и анализируют допущенные ошибки

После обсуждения учитель или учащиеся озвучивают верный вариант выбора

После обсуждения учитель или учащиеся озвучивают верный вариант выбора

Приложения Приёмы создания проблемной ситуации

Приложения Приёмы создания проблемной ситуации

Подводящий к теме диалог ·

Подводящий к теме диалог ·

Урок математики в 3 классе по теме «Сумма углов треугольника»

Урок математики в 3 классе по теме «Сумма углов треугольника»

Примеры формулирования учебной проблемы

Примеры формулирования учебной проблемы

Подводящий к теме диалог. Урок русского языка в 3 классе по теме «Безударные гласные в приставках»

Подводящий к теме диалог. Урок русского языка в 3 классе по теме «Безударные гласные в приставках»

Использует подводящий диалог. -

Использует подводящий диалог. -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2020