Джейми
Оливер, Кира Найтли, Пикассо, Мухаммед Али, Том Круз, Билл Гейтс – что
объединяет всех этих известных, успешных и неординарных личностей? Ответ прост:
они – дислексики.
Многие
преподаватели работают с детскими группами или индивидуально, и достаточно
часто сталкиваются с разными проблемами в изучении языка детьми. У кого-то
слабая память, кто-то крайне неусидчив, кто-то рассеян и забывает делать
домашние задания. Но существует еще одна группа детей, которым нужно
уделять особое и особенное внимание во время обучения английскому
языку, – дислексики.
Важно
сразу отметить, дислексия, по мнению исследователей, – это не нарушение
способности читать при сохранении нормального интеллекта, а скорее иной способ
восприятия мира, обработки полученной информации. Об этой физиологической
особенности очень доступно говорит Салли Фарли в своей занимательной лекции. Также
немаловажно, что дислексия сильно ассоциирована с синдромом дефицита
внимания (Attention Deficit Disorder), и у около 20% дислексиков диагноз ADD.
Как
же распознать на занятии ребенка, имеющего дислексию?
- Это очень
креативные ученики с 3D мышлением, с преобладанием визуализированного способа
восприятия информации;
- Дислексики
переставляют буквы в словах и пропускают слова при чтении предложений;
- Некоторые
жалуются на зрительный дискомфорт при чтении, такое как «наползают буквы
одна на другую», «мерцают», «плывут» и т.п.;
- Сложности со
списыванием/ копированием текста с доски;
- Могут
казаться неорганизованными и рассеянными, забывчивыми;
- Медленно
вспоминают информацию и находят нужное слово в памяти;
- Им сложно
запомнить список, очередность слов (например, алфавит, месяца и т.д.);
- Быстро забывают
выученную лексику;
- Испытывают
сложности с определением частей слова, с вычленением корня слова;
- При чтении пропускают
строчки, буквы, слова в тексте;
- По сравнению
со сверстниками, нуждаются в намного большем времени для прочтения
текста/предложения;
- Забывают о
прочитанном тексте сразу после его прочтения;
- Мгновенно
забывают услышанное;
- На слух
испытывают сложности с определением длинных и кратких гласных, с
вычленением отдельных звуков/ слогов в слове;
- В написании слов
пропускают такие буквы, как ‘d’ ‘b’ ‘p’;
- Переставляют
буквы местами;
- Имеют плохой
почерк и плохо организованные мысли в собственных текстах;
- Записывают
слова так, как их слышат.
Как
преподаватель может помочь ученику-дислексику в изучении английского
языка:
- Перед началом
каждого урока проговаривайте, что будете изучать во время занятия;
- Всячески
подбадривайте таких студентов, не злитесь и не ругайте их за медленность и
рассеянность;
- Поскольку
списывать с доски для учеников-дислексиков крайне сложно, подготовьте
раздаточный материал;
- Используйте карты мыслей, картинки и другие
визуализированные материалы;
- Четко
формируйте инструкции, при необходимости, повторите их, затем
продемонстрируйте на примере;
- Не подгоняйте
студентов с ответами, им требуется больше времени на обдумывание,
подготовьте вопросы для них заранее;
- В
изучении вокабуляра разбивайте слова на слоги, рисуйте разные
части слов разными словами, сопровождайте ассоциативными рисунками,
отличный пример ниже;
- Используйте
визуализацию по максимуму (диаграммы, рисунки, схемы, видео..), чтобы
привязать изучаемое слово к его ассоциации, понятию
- Используйте
флеш-карты и мнемонический метод запоминания слов;
- При чтении используйте
цвета для выделения ключевых слов, частей слов
- Не просите и
не заставляйте дислексиков читать вслух;
- Делайте паузы
после коротких отрывков текста и спрашивайте об основном смысле, героях,
событиях данного отрывка;
- При
прослушивании аудиотреков старайтесь убрать весь фоновый шум;
- Помогите
студентам визуализировать услышанное; (проанализируйте/нарисуйте картинки
о аудио-документе)
- Практикуйте
упражнения на произношение отдельных слов, записывая фонемы
(длинные/короткие, гласные/согласные/дифтонги) на доске разными цветами;
- Практикуя
навыки письма, используйте вышеупомянутые карты мыслей либо нумерацию
событий, слов, предложений;
- Не
подчеркивайте ошибки и не ждите, что студент сам себя исправит. Напишите
правильный слово/ответ сами.
Скачано с www.znanio.ru