УКД 372.8
С.И. Аскерова, студент
Научный руководитель: старший преподаватель Г.Р. Прозорова
г.Сургут, Сургутский государственный педагогический университет
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
Одной из основных задач современного образования является формирование компетентной личности. Поэтому поиск новых возможностей усиления прикладной направленности школьного курса математики, средств формирования навыков математического моделирования является перспективным направлением исследований в области теории и методики обучения математике.
Психологический аспект данной проблемы рассмотрены в работах Л. Выготского, П.Я. Гальперина, С. Костюка, А.Н. Леонтьева и др. Теоретический анализ научно-методической литературы дал основания утверждать, что термин «модель» является многогранным, поэтому ученые трактуют его по-разному. В частности, этим термином называют логическую структуру, в которой описан ряд отношений между ее элементами; графическое представление объекта или процесса в виде графика, блок схемы или кривой, характеризующей динамику исследуемого процесса; систему математических соотношений, описывающих исследуемый процесс или явление; реально существующую или воображаемую систему, которая, находясь с оригиналом в отношении сходства, позволяет получить о нем новую информацию. Проведенный анализ научно-методической и математической литературы позволил выделить следующие определения:
- математическая модель - это описание изучаемого объекта, процесса или некоторой ситуации на языке математических понятий, формул, уравнений, отношений и т.д.;
- математическое моделирование - это метод научного познания окружающего мира, который заключается в построении и исследовании математических моделей его отдельных процессов, явлений и объектов.
Математическое моделирование - является методом исследования процессов (или явлений) путем построения системы математических соотношений (математических моделей), описываемые [1, с. 528]. Математическая модель - это только специальный способ описания, позволяющий для анализа использовать формально-логический аппарат математики.
Предметное иллюстрирование, инсценировка условия задачи, сокращенная запись и представление - воспроизведения в мыслях помогают отразить задачей ситуацию в соответствии со своей специфики: языком чертежи, знаков, символов, записей или предметов. Но изображение, воспроизведения чего-то, а в данном случае - содержания задачи с помощью других объектов (Чертежи, записи, знаки, символы, предметы, инсценировка) являются характерными признаками моделей и процесса моделирования. То есть все вышеупомянутые средства, начиная от предметного иллюстрирования, являются моделями задач, которые, как показывает проведенное исследование, должны быть постоянным обязательным компонентом работы с задачей. Они являются той опорой, которая помогает ученикам понять суть и сознательно выбрать правильный путь решения [5].
Модели задач является результатом процесса моделирования содержания этих задач. Моделирование сюжетных задач - это практическое воспроизведение описанной в задаче ситуации с помощью предметов или их изображений, схем, таблиц, чертежи, отражающие связи и зависимости между данными и искомыми величинами.
Для обеспечения эффективности процесса работы над задачами ученики, решая математическую сюжетную задачу, должны понимать и осознать, что она является отражением реальной ситуации, «Задачной ситуации», то есть, что они решают реальную жизненную ситуацию. Поэтому ребенок должен всегда четко представлять, "видеть" то, что описано в условии, акцентируя свое внимание на указанных величинах, связях и зависимостях между ними. Соответственно для решения задачи необходимо построить ее модель: воспроизвести указанную в задаче ситуацию для возможности непосредственного чувственного или обобщенного ее восприятия. При этом с предметами, знаками, условными записями школьники должны быть ознакомлены, чтобы легко и правильно понимать, и использовать их в учебной деятельности.
Кроме того, нужно учитывать необходимость использования мысленной модели, которую мысленно строит ученик. Педагогу обязательно нужно направить ребенка на эти представления, сопровождая их схематическим отображением описанной ситуации.
О представлении в мыслях того, о чем говорится в задаче, говорили дидакты-методисты М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, Л. Н. Скаткин. Читая задачу, утверждалось ними, дети имеют представлять отраженную в ней жизненную ситуацию. Для этого полезно, прочитав задачу, предложить школьникам представить то, о чем говорится в задаче, и рассказать, как они это представили (Нарисовать словесную картину) [4, с. 159].
Можно прочитать и другую, противоположную точку зрения, где есть оговорка, советы вообще не использовать такой подход в работе над задачами. Мотивируют это тем, что такой процесс является неконтролируемым со стороны учителя и представления могут отвести рассуждения ребенка от условия задачи [3, с. 162; 13, с. 202]. Естественно, что такое мнение не беспочвенно.
Однако одной из традиционных условий, обеспечивающих эффективность использования принципа наглядности, является обучать учеников видеть, воспринимать объект обучения, о котором идет речь. Об этом говорили не только ученые и педагоги ХХ в., но и выдающиеся педагоги прошлого И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский. Очевидно, что это правило распространяется и на использование моделей, в частности, как средств моделирования. Поэтому детей необходимо учить правильно работать, воспринимать любые виды моделей, в том числе умственные. Итак, с первых уроков работы над задачами у школьников нужно вырабатывать умение четко представлять то, о чем говорится в тексте задачи: мысленно воспроизводить процесс, описанный в задаче, а также формировать умение школьников воспроизводить это наглядное с помощью предметов, схем, чертежи, таблиц или других средств, то есть моделировать ситуацию, описанную в задаче.
Очевидно, что моделирование имеет важное значение для понимания как структуры задачи, так и связей между данными и искомыми величинами, о которых идет речь в условии. Эффективность работы над задачами обеспечивается наличием процесса моделирования и пониманием учителем, что наглядный материал, который используется, являются моделями и выполнением других условий эффективного применения средств наглядности и моделирования.
Основные положения методики формирования у учащихся основной школы умений математического моделирования следующие:
1. Определяя целевой компонент методики формирования у учащихся умений математического моделирования, следует учитывать психолого-педагогические особенности школьников каждой возрастной группы, содержание математического образования, а также обеспечивать преемственность в обучении.
2. Смысловая составляющая методики формирования у учащихся умений математического моделирования предполагает его изучение как сквозной содержательной линии ШКМ (школьный курс математики), что завершается отдельной темой, где ученики получают обобщенные знания о математическое моделирование.
3. Процесс формирования умений математического моделирования имеет состоять из следующих этапов: пропедевтический (5 - 6 классы), начальный (7 - 8 классы), основной (9 класс) и исследовательский.
4. Формирование умений математического моделирования, высокое качество знаний и творческое развитие школьников должно обеспечиваться через удачное использование организационно-методического инструментария (методов, форм и средств) в процессе обучения математике в 5 - 6 классах и геометрии в 7 - 9 классах. В частности:
- Эффективность формирования умений математического моделирования имеет достигаться за счет оптимального сочетания традиционных и инновационных методов обучения. Особую роль при этом необходимо отвести интерактивным методам и методам проектов.
- Выбор организационных форм обучения учащихся математического моделирования зависит от возрастных особенностей и содержания математической мира.
- Средства обучения школьников математического моделирования определяются исходя из целей этого обучения. Большое внимание следует уделять использованию наглядности и электронных средств.
5. Контроль результатов обучения математическому моделированию в учеников имеет осуществляться на основе комплексного подхода, который заключается в выполнении школьниками разных видов задач: доказательства теорем, решения прикладных задач, изготовление средств обучения, выполнения измерительных работ на местности, написание исследовательских и расчетно-графических работ, создания проектов [11].
6. Изучение и использование элементов математического моделирования на уроках математики в 5 - 6 классах и геометрии в 7 - 9 классах создает благоприятные условия для:
- сознательного овладению учащимися математическим моделированием как универсальным методом учебного познания окружающей среды;
- повышение уровня развития творческих способностей школьников;
- активизации познавательного интереса к изучению предмета и эффективности обучение.
Метод математического моделирования является мощным инструментом для исследования различных процессов и систем. Приложения этого метода к решению конкретных задач изложены в ряде известных монографий и учебных пособий. Вместе с тем, многие из них предполагают достаточно высокий уровень математической подготовки учеников, что зачастую вызывает определенные трудности при изучении материала.
Понятие математической модели и некоторые общие положения, связанные с ним, должны в той или иной форме иллюстрироваться на протяжении всего курса математики, а разделы школьной программы, посвященные задачам на работу, движение, проценты, прогрессии и, наконец, задачам на применение векторного метода, могут рассматриваться как введение в метод математического моделирования.
Уже длительное время моделирование различных процессов и явлений имеет необычайно широкое применение во многих областях знаний. Моделирование – главный способ познания окружающего мира.
С процессом моделирования и различными моделями мы сталкиваемся с раннего детства. В школе практически все обучение построено на использовании моделей в той или иной форме: от структурных схем, таблиц и т.п. до различных макетов.
В этой связи возникает необходимость широкого внедрения метода математического моделирования как в учебные программы базового курса математики вузов, так и в программы элективных и факультативных курсов в средней школе.
Согласно Н.А. Терешину, можно выделить три основные функции математического моделирования.
1. Познавательная функция отвечает за формирование познавательного образа исследуемого объекта, которое происходит постоянно при переходе от простого к сложному.
2. Функция управления деятельностью обучаемых. Поскольку математическое моделирование носит предметный характер, оно призвано облегчить контрольные, ориентировочные и коммуникационные действия.
3. Интерпретационная функция. Суть этой функции в том, что один и тот же объект может быть выражен с помощью разных моделей. Например, окружность может быть задана посредством уравнений относительно осей координат, пары объектов (центр и радиус), а также рисунка или чертежа, т. е. можно воспользоваться либо аналитическим выражением, либо геометрической моделью.
Рассмотрим, что включает в себя методическая система:
- цели и задачи формирования знаний и умений математического моделирования;
- содержание учебного материала, что касается математического моделирования, и его структурирования;
- наиболее эффективные методы и приемы обучения, способствующие формированию умений и навыков математического моделирования;
- целесообразные организационные формы обучение;
- необходимые дидактические средства обучения.
Опишем цели обучения математическому моделированию учащихся 9 класса (Табл. 1).
Таблица 1
Цели обучения математическому моделированию учащихся основной школы
Класс |
Цель |
||
Учебная |
Развивающая |
Воспитательная |
|
9 |
Обобщить знания о математической модели, ее виды, этапы математического моделирования; Усовершенствовать умение решать задачи методом математического моделирования; Формировать умение использовать информационно-коммуникационные технологии при создании и исследовании математической модели. |
Развивать формально-логическое и формально-операционное мышление, память учащихся, совершенствовать владение общими приемами умственной деятельности. |
Воспитывать интерес к теоретических проблем математики, нравственность, культуру, самостоятельность в получении новых знаний, умение рассматривать ситуацию под разными углами зрения, выбирать оптимальный выход, критически относиться к ошибкам. |
Согласно к цели ставим следующие задачи
а) учебные:
1) умственного характера:
1.1) стимулирование интеллектуальной активности;
1.2) формирование научного мировоззрения;
2) практического характера:
2.1) повышение жизненной компетенции учащихся;
2.2) формирование навыков поисковой деятельности;
б) развивающие:
1) формирование и развитие познавательных процессов (памяти, воображения, внимания, мышления), общих приемов умственной деятельности и коммуникативных навыков;
в) воспитательные:
1) создание широкого поля для установления межпредметных связей;
2) стимулирование и поддержка интереса к предмету;
3) осуществление пропедевтической профориентационной работы.
Адаптируем содержание учебного материала, определенный действующей программе по математике [2], к формированию знаний, умений и навыков математического моделирования. (табл.2).
Таблица 2
Структурная модель обучения учащихся основной школы математическому моделированию на уроках математики и геометрии
Класс
|
Содержание учебного материала
|
Виды математических моделей
|
Требования к уровню подготовки учащихся |
9 |
Тема 1. Решение треугольников Тема 2. Правильные многоугольники Тема 3. Декартовы координаты на плоскости Тема 4. Геометрические преобразования Тема 5. Векторы на плоскости Тема 6. Начальные сведения по стереометрии |
Знако-символьные: числовые и буквенные выражения; уравнения, неравенства, их системы, формулы, функции. Образные: рисунки четырехугольников, треугольника, правильных многоугольников и их элементов; призмы, пирамиды, цилиндра, конуса, шара; графики функций. Статические: наглядности геометрических фигур. |
Имеет понятия о планиметрических фигурах, как математические модели. Имеет представление о стереометрических фигурах, как математические модели. Строит целесообразные знако-символьные, образные модели для решения прикладных задач. Изображает изучены геометрические фигуры и их комбинации. |
Полученные в процессе изучения геометрии в 9 классе знания о математическом моделировании нуждаются, по нашему мнению, обобщению и систематизации. Так как учащиеся 9 класса сталкиваются с трудностями на первом Основном Государственном Экзамене(ОГЭ). Мы предлагаем осуществить это в конце 9 класса на уроках алгебры при овладении темы «Элементы прикладной математики», причем программа в контексте данной темы предполагает выделение часов на изучение математического моделирования [2].
Таблица 3
Структурная модель изучения темы «Математическое моделирование» на уроках алгебры в 9 классе
Содержание учебного материала |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Математическое моделирование. Математическая модель, ее виды. Этапы построения и исследование модели. Математические модели в курсе математики основной школы. |
Имеет понятия о алгебраических выражениях, уравнениях, неравенствах и их системах, функции и их графики, планиметрическая фигуры как математические модели. Имеет представление о стереометрические фигуры как математические модели. Строит целесообразные знако-символьные, образные модели для решения прикладных задач. Решает прикладные задачи методом математического моделирования. Использует информационно-коммуникационные технологии при создании исследования математической модели. |
Чтобы построить математическую модель и работать с ней, необходимо овладеть следующими умениями.
Формализация – построение модели объекта или явления, т.е. перевод конкретной задачи с естественного языка на математический язык формул, уравнений, неравенств, систем.
Работа с моделью – оперирование формальными структурами, структурными соотношениями и их связями. Конкретно это выражается в выборе алгоритма для решения уравнений и неравенств, построении графиков и т. п.
Все эти мыслительные процессы составляют процесс математического моделирования.
Таким образом, введение математического моделирования в качестве компонента математической подготовки обеспечивает формирование научного мировоззрения, прикладную и профильную направленность математической подготовки, системность знаний обучаемых, развитие их мыслительных операций, таких как анализ, сравнение, обобщение, конкретизация и т. п., необходимых в современных условиях.
Литература
1. Введение в математическое моделирование: Учебное пособие // Под ред. П. В. Трусова. – М.: Логос, 2005. 440 c.
2. Голованов Н.Н. Геометрическое моделирование. – М.: Физматлит, 2002.
3. Кирьянов Б.Ф. Математическое моделирование. – Великий Новгород: НовГУ, 2006. – 35с.
4. Макарова Н. А. Основные этапы моделирования. – СПб.: Питер, 2005.
5. Самарский А.А., Михайлов А.П. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры. 2-е изд., испр. – М.: Физматлит, 2002. – 320 с.
6. Умнов А.Е. Методы математического моделирования. – М.: МФТИ, 2012. – 295с. 5.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897).
8. Федотова Т. Н. Описание модели системы внеклассной работы по математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 17. – С. 111–115. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45023.htm.
9. Шафаревич И.Р. Математическое мышление и природа // ВИЕТ. 1996. ¦ 1. С. 78-84.
10. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.