СОДЕРЖАНИЕ
1. Представление на учителя Керченской общеобразовательной школы I – III ступеней № 26 ……………………………………4
2. Моё педагогическое кредо ……………………………………..7
3. Модель воспитательной системы класса
«Планета Детства»……………………………………………..14
4. Авторские разработки …………………………………………45
4.1. Родительское собрание «Как мы воспитываем наших детей?» ………………………………………………………46
4.2. Час общения «Свет в окне – пусть не гаснет он никогда»……………………………………………………. 60
5. Результативность работы классного руководителя…………73
6. Приложение …………………………………………………….79
6.1. Анкеты для родителей и учащихся…...…………………....83
6.2.Перспективный план реализации воспитательной
системы класса …………………….................................... 87
6.3.Диск с видеоклипом, диск с презентациями учащихся
в рамках проектов КТД
Я - учитель
С чего начать? Как уложить в несколько строчек целую жизнь? Да что там жизнь – целую Вселенную под названием школа!
Дорогу учительскую я выбрала сама. И вот я учитель, классный руководитель, воспитатель. Это профессия или призвание, данное свыше? Хорошо, когда и то, и другое, потому что быть полностью счастливой можно лишь тогда, когда делаешь то, что любишь и считаешь это великим делом.
Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: «Какой час на земле самый главный? Какой человек на земле самый главный? Какое дело на земле самое главное?» Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты. Самый главный час – настоящий, тот, который сейчас наступил. Самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой. Дело, которое ты сейчас делаешь, и есть самое важное.
Применительно к своей педагогической философии отвечу на этот вопрос так: самый главный час – здесь, сейчас. Да и любой урок, классный час, любое занятие – это самое главное, ибо завтра будут уже другие уроки и другие занятия.
Моё педагогическое кредо… В переводе с латинского слово кредо означает «верю», «верую». Во что верю я? Попробую размышлять. Верю в судьбу. О профессии учителя мечтала с детства. Параллельно с ней – о карьере врача-хирурга. Без особых усилий поступила в институт, после его окончания приступила сразу же к работе. Вот тут всё и началось! Оказалось, что школа – это болезнь, причём хроническая! Остановиться невозможно! Идей много, времени мало. Хочется всё и сразу! Пустота в школьных коридорах кажется дикостью. Добрые люди не раз предлагали сменить профессию. Ни за что! Я верю, что моя профессия самая нужная, а педагог – самый уважаемый человек в обществе. В это нельзя не верить, иначе бессмысленным станет всё, что нас окружает. Я верю в своих учеников, а они помогают мне поверить в себя. Вера в лучшие качества детей обычно заставляет их проявлять свои лучшие качества.
Верю: чтобы построить замечательные взаимоотношения с детьми и получить от этого удовольствие, достаточно просто находиться вместе, несмотря на то, что путешествовать вместе с другими приходится гораздо медленнее, чем путешествовать одному.
Я верю, что каждому ребёнку можно помочь отыскать своё зёрнышко, научить взращивать его с любовью, добром. Что для этого нужно? Научить детей радоваться успехам, но не гордиться ими. Никогда не сравнивать ребёнка с другими (это порождает зависть). Соблюдать принцип зеркала: прежде чем судить о других, следует обратить внимание на себя и принцип боли: обиженный человек сам наносит обиды другим. И, наконец, не ждать благодарности от детей, - мы же творим не ради этого.
Моё педагогическое кредо – это моя вера в то, что когда-то, стоя на перепутье, как сказочный Иван-дурак около камня судьбы, указывающего путь, я выбрала нужное направление и не окажусь в конце его в тупике. Верю в то, что идти этим путём бывает стыдно, смешно, страшно, больно…Мне стыдно за то, что в первые годы своей работы в школе я, столкнувшись с нарушениями дисциплины в классе (опозданиями, вызывающим поведением нескольких своих старшеклассников в лице сильной половины человечества), пыталась разрешить эти недоразумения криком. А ребята всего лишь пытались неординарными способами привлечь внимание.
Мне больно… Больно и неприятно, когда о твоих детях, бывших и настоящих, говорят нелицеприятные вещи, особенно если незаслуженно. Краснеешь, огорчаешься, чувствуешь себя виноватой многодетной мамой, не доглядевшей за любимым ребёнком.
Мне страшно…. Честное слово, страшно. Страшно брать на себя огромную ответственность за жизнь детей, за их будущее. Вот они приходят в пятый класс, и ты ведёшь их семь лет дорогой добра, жизни, а рядом с ними, не всегда рука об руку, шагают их родители. И ты, учитель, классный руководитель, становишься своеобразным направляющим этого движения, от тебя зависит очень многое, от твоего неравнодушия, терпения, любви. Я боюсь. Боюсь их научить не тому и не так. Боюсь, что эта дорога жизни окажется не всем по плечу, боюсь, не замечу оступившегося…
Да, идти этим путём бывает стыдно, смешно, страшно, больно, но так радостно и необходимо! Я убеждена, что иного выбора у меня нет. Счастлива ли я? Да. Я утвердилась в главном, нашла своё призвание, свой путь в жизни. Центр моих притяжений – ребёнок со своим хрупким миром. Войти в этот мир, не разрушить его, дать почувствовать, что этот мир – самое главное, ценное на Земле, - моё педагогическое кредо, моя педагогическая философия.
Я люблю своих учеников, свой предмет, школу. Считаю, что учитель должен быть немного волшебником. Вы спросите, почему именно волшебником? Наверное, нет ни одного ребёнка, который бы в детстве не мечтал, не фантазировал. Юные души ждут сказки, чуда, открытий. Взмахнув своей волшебной палочкой-указкой, учитель, как дирижёр, призывает своих воспитанников прислушаться к себе, друг к другу. Наступает пауза, и все ждут чуда. И именно от меня зависит, состоится ли оно…
Душа ребенка подобна зерну прекрасного Чудо-Цветка. Но расцветет ли он, зависит от нас. Мне не хочется быть в нашем "саду" самым ярким и дерзким цветком. Хочу расти вместе с моими ребятишками, любоваться прекрасным цветением каждого ростка, составляя единую гармонию цветущего сада...
У меня самая лучшая в мире профессия - Учитель, самая ответственная профессия - Классный руководитель, самая интересная профессия. Именно благодаря этой профессии я расту сама, набираюсь Мудрости, учусь Терпению и чувствую себя совершенно Счастливым человеком!
Модель воспитательной системы класса «Планета Детства»
Сердце отдаю детям…
В. А. Сухомлинский
Законы классного коллектива:
Закон точного времени.
Закон доброты.
Закон порядочности.
Закон дружбы.
Закон безопасности.
Закон взаимовыручки.
На рубеже веков в нашей стране происходит процесс переосмысления идеалов и ценностей, это период проб и ошибок, поиска национальной идеи, это период переориентации в различных областях жизни общества и государства. В основу модернизации образования положены вечные, непреходящие ценности, такие, как Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, мир. Помочь учащимся класса справиться с достаточно сложным бременем ответственных задач, выпадающих на их долю, научиться не пасовать, а с честью выходить из критических ситуаций и при этом всегда оставаться человеком, достойным уважения, призвана воспитательная система моего класса “Стань Человеком!”.
Модель выпускника, который должен выйти из моего класса после окончания школы, представляется мне следующим образом:
Конкурентоспособная и жизнеспособная, самостоятельная, ответственная личность, способная успешно действовать в настоящем и добиться успехов в будущем.
Цель созданной мною воспитательной системы - создать комфортную обстановку, благоприятные условия для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.
В соответствии с поставленными целями мной были определены задачи воспитания на каждый возрастной период.
5-6 класс:
1. Организовать внеклассную работу с учётом развития самостоятельных возможностей учащихся на данном этапе.
2. Формировать качества каждого ученика в зависимости от личностных особенностей ребёнка, его интересов, склонностей, состояния здоровья, особенностей характера и психики.
3. Способствовать формированию сплочённого коллектива учащихся через развитие коммуникативных способностей, единство и сотрудничество классного руководителя, учащихся и родителей.
7-9 класс:
1. Развивать у учащихся стремление к здоровому образу жизни средствами предметов и внеурочной деятельности.
2. Формировать нравственное самосознание, ответственность как черты личности и обучение культуре поведения на основе управления собой.
3. Способствовать профориентации учащихся, выявляя склонности и способности для выбора профессии.
10-11 класс:
1. Развивать чувство ответственности за порученное дело.
2. Обеспечить условия для развития самостоятельности учащихся в делах и поступках.
3. Формировать гражданскую позицию выпускника, правовую и политическую культуру.
Определяя цели и задачи воспитания, я руководствуюсь в своей работе следующими принципами:
Не навреди!
· Жизнь, нравственное и физическое здоровье ребёнка – главные приоритеты.
· Демократичность (равноправие) в отношениях.
· Опора на индивидуальные особенности и возможности каждого ученика.
· Справедливость и честность в оценках.
· Создание атмосферы эмоционального комфорта.
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Изучение научно-методической литературы, знакомство с практикой системного подхода в воспитательной деятельности, проведение опытно-экспериментальной работы, применение теоретических методов исследования позволили мне выделить, как наиболее существенные и важные, четыре компонента воспитательной системы.
Рассмотрим каждый компонент подробнее. Первый компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании и реализации воспитательной системы класса.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Данный компонент имеет исключительную важность. Во – первых, именно члены классного сообщества решают какую воспитательную систему создать, как её моделировать и строить. Во– вторых, смысл и целесообразность всей деятельности обусловлены необходимостью реализации потребностей индивидов и групп этого компонента.
Существование и функционирование данного компонента обеспечивает три “С”:
ЦЕННОСТНО–ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
Воспитание без цели не бывает, т.к. ценностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремлённость, целенаправленность. В теории и практике воспитания различают три основных цели:
Идеальная цель – это некий идеал, к которому стремятся педагог, школа, общество. Для меня такой целью стало формирование конкурентоспособной и жизнеспособной личности выпускника.
Результативная цель – это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе выпускника и который планируется достичь за определённый промежуток времени.
Я определила её следующим образом: формирование самостоятельной, ответственной личности, способной успешно действовать в настоящем и добиться успехов в будущем.
Процессуальная цель – это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств выпускника. Я сформулировала её так:создать комфортную обстановку, благоприятные условия для успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие её основных элементов и связей.
Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Как наиболее значимые я выделила следующие функции:
· образовательную, или познавательную, направленную на формирование мировоззрения учащихся;
· воспитательную, содействующую социализации учащихся (социализация – это процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм).Данная функция, на мой взгляд, является ключевой в воспитательной системе, поэтому требует более подробного рассмотрения.
· коммуникативную, способствующую взаиморазвитию членов коллектива в процессе общения;
· защитную, связанную, прежде всего с психологической защитой ребёнка от негативных влияний среды;
· адаптационную, предполагающую создание условий для развития творческих способностей детей, их самореализацию;
· интегрирующую, занимающуюся сплочением классного сообщества на основе общей деятельности;
· оценочную, или контролирующую, позволяющую выбрать индивиду адекватные его социальным интересам ценности и нормы.
Совместная деятельность членов классного сообщества составляет основу данного компонента. Ключевые дела воспитательной системы строятся на основе воспитательной программы школы, которая предполагает работу по следующим направлениям:
Этапы реализации программы
Успешность развития воспитательной системы класса зависит от правильного определения этапов этого процесса и в соответствии с ними избранными адекватными целями и средствами педагогической деятельности.
Программа рассчитана на 2010-2015 годы
I этап – 2010 - 2011 год (5 класс) – "Познай себя – это интересно!"
Преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личностных характеристик членов классного сообщества, проектированию его желаемого образа, определение перспектив его жизнедеятельности. Такая деятельность в этот период является главным системообразующим фактором. Происходит постепенное становление творческой деятельности .
2 этап – 2011 - 2012 год (6 класс) – "Сотвори себя – это необходимо!";
Особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», апробированию форм и способов совместной деятельности, выращиванию традиций классного коллектива. Призыв «Делай, как я!» становится в этот период основным девизом жизнедеятельности классного коллектива.
3 этап – 2012 - 2014 год (7 класс) – "Утверди себя – это возможно!";
Активно развиваются самоуправленческие начала, поэтому появляются вскоре друг за другом лозунги «Делай, как лучшие из нас!» и «Делай, как большинство из нас!». Воспитательная система начинает соответствовать проектному замыслу. Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность («лицо») классного сообщества. Его жизнь строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством членов коллектива.
4 этап – 2014 - 2015 год (8 класс) – "Прояви себя – это реально!".
Характерные тенденции:
- анализ реализации программы воспитания;
- постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего коллектива школы (оставить «добрый след»);
В процессе моделирования воспитательной системы класса можно выделить три основных направления совместной деятельности классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями:
1. изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе;
2. проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества;
3. сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды личности ребенка.
Этап "Познай себя – это интересно!"
Цели этапа "Познай себя – это интересно!":
Задачи этапа:
Роль учителя в рамках работы на этапе "Познай себя – это интересно!"
Роль учителя |
Характеристика деятельности |
"Источник информации" |
Ознакомление родителей с Уставом школы. Предъявление единых требований к родителям и детям. Знакомство родителей и детей с работниками школы. Ознакомление родителей и детей с правилами поведения в школе |
"Хранитель
школьных |
Вовлечение детей и родителей в традиционный круг школьных мероприятий: День знаний, Посвящение в пятиклассники, День науки, Масленица, Зарничка, спортивные праздники, новогодний утренник, осенний бал и др. Создание классных традиций. Выявление детских талантов |
"Аналитик" |
Анализ выполнения плана воспитательной работы. Определение степени реализации воспитательной программы. Проведение и анализ диагностики |
"Организатор" |
Организация учебной, внеурочной и внеклассной деятельности обучающихся и родителей |
Критерии успешного завершения этапа "Познай себя – это
интересно!":
Особенность этапа: дети, участвуя в творческой деятельности и жизни класса, следуют примеру взрослого.
Этап "Сотвори себя – это необходимо!"
Цель этапа "Сотвори себя – это необходимо!": обеспечить организационное единство класса.
Задачи этапа:
Роль учителя в рамках работы на этапе
"Сотвори себя – это необходимо!"
Роль учителя |
Характеристика деятельности |
"Лучший слушатель" |
Организация обсуждений, дискуссий. Обучение детей "слушать" и "слышать" друг друга |
"Штурман" |
Направление работы актива класса, организация работы творческих групп |
"Организатор" |
Организация учебной, внеурочной и внеклассной деятельности детей и родителей |
Критерии успешного завершения этапа
"Сотвори себя – это необходимо!":
Особенности этапа: дети, участвуя в творческой деятельности, следуют примеру взрослого, выдвигают собственные идеи.
Этап "Утверди себя – это возможно!"
Цель этапа "Утверди себя – это возможно!": формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса.
Задачи этапа:
Роль учителя в рамках работы на этапе "Утверди себя – это возможно!"
Роль учителя |
Характеристика деятельности |
"Старший товарищ" |
Помощь во включении в различные виды деятельности. Забота об учащихся. Организация различных творческих дел |
"Корректор" |
Обеспечение свободного и полного проявления и развития способностей ребенка |
"Организатор" |
Создание оптимальных условий для взаимодействия и сотрудничества всех участников воспитательного процесса. Помощь в организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлечение в разнообразные коммуникативные ситуации |
Критерии успешного завершения этапа "Утверди себя – это
возможно!":
Особенность этапа: дети активно участвуют в творческой деятельности.
Этап "Прояви себя – это реально!"
Цель
этапа "Прояви себя – это реально!": формирование ценностно-ориентированного
единства в процессе социально-значимой деятельности.
Задачи этапа:
Роль учителя в рамках работы на этапе "Прояви себя – это реально!"
Роль учителя |
Характеристика деятельности |
"Организатор" |
Организация общественно-значимых мероприятий на уровне школы, района, республики |
"Сподвижник" |
Оказание детям помощи в самореализации |
"Носитель культуры" |
Помощь в освоении культурных ценностей, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, походов) |
Критерии успешного завершения этапа "Прояви себя – это реально!":
Особенность этапа: итогом данного этапа является то, что дети могут сами научить других тому, что они знают и умеют.
Блоки программы
Программа структурирована по шести блокам:
Работа по каждому блоку имеет свою специфику. Все направления программы взаимосвязаны.
Характеристики блоков программы "Планета добра"
Девиз |
Цели |
Задачи |
Формы реализации |
Блок "Страна знаний" |
|||
"Ученье свет, |
Развитие познавательной активности обучающихся |
Формирование потребности в самообразовании; развитие умений и навыков учебной деятельности; выявление индивидуальных способностей; развитие самостоятельности и креативности мышления |
Олимпиады, интеллектуальные марафоны, международные игры ("Русский медвежонок", "Кенгуру", "Золотое руно"); викторины, КВН; интегрированные образовательные путешествия; кружок "Эрудит"; клуб "Почемучки" (информационные газеты); смотры знаний |
Блок "Страна здоровья" |
|||
"В здоровом теле – здоровый дух" |
Сохранение |
Приобщение детей к здоровому образу жизни; обучение навыкам самосохранения; обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и табакокурением |
Организация горячего питания; посещение бассейна и спортивных секций; прогулки (динамическая пауза); физкультурные минутки; зарядка (до начала уроков); дни здоровья; походы; конкурсы плакатов, газет по теме "Здоровый образ жизни"; цикл бесед, диспутов; спортивные соревнования (спартакиада, "Веселые старты", "Мама, папа, я – спортивная семья"); ролевые игры |
Блок "Семейная бухта" |
|||
"В дружбе взрослых |
Взаимодействие |
Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс |
Индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания; открытые уроки (Дни открытых дверей); общешкольные конференции; посещение учащихся на дому; анкетирования; консультации; проведение совместных походов и внеклассных мероприятий |
Блок "Островок творчества" |
|||
"Дело мастера боится" |
Развитие творческой активности |
Выявление и развитие индивидуальных способностей, умений и
навыков |
Конкурсы (классные, школьные, муниципальные, республиканские и т. д.); уроки творчества; выставки работ; кружки, позволяющие развить творческие способности (хорового, изобразительного искусства; ритмики и др.); творческие мастерские; театральные постановки; тематические вечера; проектная деятельность |
Блок "Континент дружбы" |
|||
"Один за всех |
Развитие умений |
Развитие у обучающихся чувства собственного достоинства и
умения уважать достоинство других; социальной восприимчивости, социального
воображения, доверия, умения выслушать другого человека, способности |
Тренинги общения; ролевые игры; вечера отдыха; экскурсии, походы, интегрированные путешествия; внеклассные мероприятия различного уровня; деловые игры; собрания актива класса |
Блок "Океан Патриот" |
|||
"Ты тоже родился |
Формирование основных нравственных качеств, чувства гордости за родной край, ответственности за сохранение памятников истории и культуры |
Знакомство с историей государственной символики страны; расширение исторических знаний об истории своей семьи, города, области, региона; повышение социальной активности учащихся; развитие чувства милосердия, сострадания |
Уроки мужества; диспуты; социальная акция "Милосердие"; интегрированные образовательные путешествия по памятным местам Республики Крым и города Керчи |
Управление системой
|
1. Блок «Океан Патриот»
Цель работы: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах, как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
- формирование правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в
сфере правовых отношений с обществом;
- воспитывать в личности потребность в моральном саморазвитии и самосовершенствовании;
- формировать гуманистическое мировоззрение, прививая идеи равенства прав и возможностей каждого человека; к современному обществу;
-воспитание личности духовной, нравственной. Социально адаптированной;
-формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родному городу, государству.
Основные виды деятельности в направлении «Гражданин. Патриот»:
- изучение Основного закона России и других правовых норм государства и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;
- сотрудничество с правоохранительными организациями с целью повышения правовой культуры учащихся;
- проведение внеклассных мероприятий, основной целью которых является формирование навыков и умений правового поведения.
Формы внеклассной работы: тематические классные часы, конкурсы, викторины по правовой тематике, интерактивные игры, дебаты, дискуссии, круглые столы, встречи с работниками правоохранительных органов.
В 2013-2014 учебном году были проведены следующие мероприятия:
Первый урок « С чего начинается Родина», круглый стол «По следам народного подвига», урок-презентация «Из истории улиц родного города», заочная экспедиция «Страницы истории Крыма», мини- конференция «Дети–герои», час общения «В мире профессий», лекторий «Государственные символы России», литературно-музыкальная композиция «Крымская весна», вечер памяти «Афганистан в сердце моем»круглый стол «Мой город в годы войны», тематическая книжная выставка «Моя Родина- Крым», философские беседы «Героический альбом стойкости и непреклонности», классный час «И горит золотая звезда», устный журнал «О как тебя воспеть, мой милый Крым!», также учащиеся класса принимали активное участие в трудовых десантах по благоустройству школы, улиц родного города, в акции «Помнить! Возродить! Сберечь!». А в 2014—2015 учебном году – это и слёт городов-героев.
2. «Страна Здоровья».
Цель работы:
использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации
учащимся значимости их физического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи:
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению
здоровья;
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного
здоровья.
Основные виды деятельности в направлении «Здоровье»
- формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к своему здоровью и его сохранению;
-организация и проведения внеклассных мероприятий, направленных на формирование любви к спорту и занятиям физической культурой;
-сотрудничество с медицинским персоналом школы с целью изучения состояния физического здоровья учащихся, а также со школьным практическим психологом для изучения психического состояния здоровья и возможной его коррекции.
Формы внеклассной работы:
Спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, встречи со старшеклассниками-победителями спортивных соревнований, встречи с медицинскими работниками, интерактивные игры, просмотр и обсуждение документальных фильмов, публикаций в прессе по теме.
В 2013-2014 учебном году были проведены следующие мероприятия:
Круглый стол « Бережное отношение к своему здоровью», тренинг «Что разрушает моё здоровье», круглый стол «Скажи куренью нет!», урок здоровья «Моё здоровье – моё богатство», видеолекторий «Принципы здорового образа жизни», час общения-презентация «Вся правда о наркотиках», информационный час «Один мир, одна ответственность», видео-урок «Правда о туберкулезе» и т.д. Кроме того, наши ребята являются постоянными участниками детского лагеря «Улыбка» на базе КОШ № 26.
3.«Страна Знаний».
Цель работы:
- интеграция личности ребенка с обществом, достигающая путем
реализации интересов детей и формирования потребности в
самосовершенствовании, стремлении развить свои творческие и
интеллектуальные способности;
- оказание помощи в развитии способности действовать целесообразно,
проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде;
- осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего
личностного самосовершенствования и успешного взаимодействия с
окружающим миром.
Задачи:
- определить круг реальных учебных возможностей ученика;
- создать условия для интеллектуального развития;
- помочь в выборе сферы применения знаний, умений; учитывая интересы каждого.
Формы внеклассной работы: внутриклассные конкурсы, викторины, марафоны, конференции, выставки презентаций, рефератов.
В 2013-2014 учебном году были проведены следующие мероприятия:
Литературно-музыкальная композиция «Прославим женщину- мать!», заседание клуба юных этнографов «Народы Крыма», диспут «Славянская письменность: вчера, сегодня, завтра», мини конкурс сочинений «Спорт в моей жизни», откровенный разговор «Одноклассник, расскажи о себе» и т.д.
4.«Континент Дружбы».
Цель работы: помочь
учащимся осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
- формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
- формировать у учащихся осознание ценности человеческой души;
- формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
- формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем;
- воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям.
Формы внеклассной работы: тематические классные часы, изучение нравственного наследия писателей и поэтов, тренинги, шефская работа, участие в акциях милосердия и т.д.
В 2013-2014 учебном году были проведены следующие мероприятия:
Час общения «Толерантное отношение к окружающим», участие в акциях милосердия «Поможем собраться в школу» и «Ветеран живет рядом», диспут «Ты в обществе», этический тренинг «Противодействие ксенофобии и этнической дискриминации», презентация-защита «Цветок толерантности» и т.д.
6. «Островок Творчества».
Цель работы: создать условия для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
- создание условий для проявления учащимися своей индивидуальности во
внеурочной деятельности;
- использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом
возрастных особенностей учащихся;
- изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной
деятельности;
- постоянная демонстрация достижений способностей учащихся в досуговой
деятельности родителям, педагогам, сверстникам;
- использование активных форм внеклассной работы с учетом возрастных
особенностей учащихся.
Формы внеклассной работы: литературные гостиные, празднование памятных дат календаря, участие в конкурсах, презентациях, проектах КТД, спортивных соревнованиях и т.д. Наши ребята участвуют во многих мероприятиях в городе за его пределами. Самым ярким событием в 2014 – 2015 году стало участие в концерте на закрытии слёта городов-героев.
В 2013-2014 учебном году были проведены следующие мероприятия: участив спортивных соревнованиях ко Дню рождения школы и Дню защитника Отечества, праздник «Именинник в нашем классе», также учащиеся приняли активное участие во всех КТД, которые проходили в школе в течение учебного года. Ребята представили свои сочинения, рефераты, презентации, коллажи, рисунки, стенгазеты, фотоотчеты.
8. «Семейная бухта».
Цель работы: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- организация психолого – педагогического просвещения родителей через систему
родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно – воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
- организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей;
- создание благоприятной атмосферы общения в системе «учитель – ученик - родитель».
Формы внеклассной работы:
тематические классные часы, посвященные семейным корням, праздники посвященные красным датам календаря (День матери, День защитника Отечества, первый звонок, День учителя), конкурсы, викторин, круглые столы.
В 2013-2014 учебном году были проведены следующие мероприятия:
Тематический классный час «Военная летопись моей семьи», диспут «Семейное счастье. В чем оно?», праздник Масленицы, выпуск фото-газеты «Моя семья», задушевный разговор «Семья всего начало», час общения «Традиции в моей семье» и т.д.
В 2013/2014 учебном году учащиеся класса приняли активное участие во всех общешкольных проектах КТД:
1 .Воспитательный проект проведения КТД 1-3 ступеней
«Посмотри скорее, друг, как прекрасен мир вокруг» (октябрь)
2 . Воспитательный проект проведения КТД 1-3 ступеней
«Виват, школа!» (ноябрь)
3 . Воспитательный проект проведения КТД 1-3 ступеней
« Моя Родина- Украина. Крым-жемчужина Украины» (январь)
4 . Конкурсный воспитательный проект проведения КТД 1-3 ступеней
«Моя семья» (февраль)
4. Воспитательный проект проведения КТД 1-3 ступеней «Спасибо деду за победу», посвящённый Дню освобождения Керчи от фашизма и Дню Победы (апрель - май
Модель выпускника школы
Мониторинг эффективности программы
Критериями эффективности программы являются:
· Воспитанность учащихся.
· Защищенность и комфортность ребенка в классе.
· Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе.
· Сформированность классного коллектива.
· Репутация класса.
· Проявление индивидуальности классной общности.
· Развитость творческих способностей учащихся.
· Проявление индивидуальности каждого ребёнка.
Диагностика воспитательной системы
№ п\п |
Критерии |
Диагностические средства |
1 |
Сформированность потребности в самопознании и самореализации |
Тест «Знаю ли я себя» |
2 |
Индивидуально-личностный рост учащихся |
Методика «Репка» Портфолио достижений учащихся |
3 |
Творческая активность |
Методика диагностики творческой активности учащихся Анализ личностных достижений Создание портфолио личностных достижений и достижений класса |
4 |
Удовлетворённость учащихся жизнедеятельностью класса и своим положением в коллективе |
Методика «Наши достижения», анкетирование |
5 |
Сформированность классного коллектива |
Методики, «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин), «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!», социометрических методов, конкурса рисунков «Я в моем классе».
|
6 |
Воспитанность учащихся |
Методика Н.П. Капустина |
Таким образом, в результате построения и реализации воспитательной системы класса произойдёт становление индивидуальности и развитие творческой активности учащихся. Разрешится проблема оказания помощи ребёнку в поиске нравственных форм проявления собственной индивидуальности. И как результат будет сформировано воспитательное пространство класса, способствующее развитию творческой индивидуальности учащихся.
Чтобы достичь поставленных целей педагог должен знать современные подходы и концепции воспитания учащихся (особенно личностно-ориентированный и индивидуальностный подходы; средовой; событийный). Навыки самоанализа и самопроектирования, навыки коллективного взаимодействия, формы сотрудничества, владеть современными информационными технологиями.
Ресурсное обеспечение программы
1. Нормативно – правовое:
· Должностная инструкция классного руководителя;
· Устав школы
· Программа развития школы
· Конвенция о правах ребёнка
· Закон «Об образовании»
2. Организационное:
· Изучение социального запроса;
· Определение направлений работы с классным коллективом;
· Презентация программы на методическом объединении классных руководителей.
3. Программно – методическое:
· Диагностические материалы (тесты, анкеты, проективные методы);
· Программа воспитательной работы школы;
· План воспитательной работы классного руководителя;
· Банк методических разработок.
4. Кадровое:
· Педагоги, администрация школы, психологи, социальный педагог,
педагог-организатор, библиотекарь
5. Материально – техническое:
· Классный кабинет;
· Необходимое оборудование (музыкальный центр, компьютер, проектор, экран, цифровая камера)
6. Финансовые ресурсы
· Смета на реализацию программы
Наши дети - это наша старость.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С. Макаренко
Что же значит воспитать? Воспитать, значит, вырастить Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы.
Именно в наше время хотелось бы не потерять уверенность в достаточности существующего образования. Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях. Первая роль преподавателя, вторая - воспитателя, то есть классного руководителя. Парадокс, но хотя роль классного руководителя - вторая, на самом деле - это безграничный труд, который во много раз больше занимает времени, чем первая.
Нам доверили ребенка беззащитного, хрупкого. И наше дело целенаправленно влиять на ребенка, развивая богатство его души. Если педагог не только организует жизнь своих учеников, но и сам живет этой школьной жизнью, то он обязательно поймет, как детям живется.
Школа с новым положением ребенка нужна сегодня не случайно. Общество круто разворачивается к человеческой личности.
Идея развития личности ребенка - узловой момент новой школы.
Главная цель воспитания - Человек.
Хочешь воспитать ребенка? Как воспитать личность, не воспитывая?
Главное - быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении. Это – значит, не быть перед ребенком чем-то высшим, а каждую минуту переживать с детьми, и самому с ними учиться.
Школе надо выработать способы взаимодействия, правила общения, законы жизни, то есть свою этику. Только совместная выработка нравственных ценностей, правил и законов жизни составляют суть воспитания его живую душу.
В каждого ребенка надо верить. Найти в нем ту главную изюминку, которая его красит, пусть он неудачник в учебе, но у него доброе сердце, он, не задумываясь, придет на помощь. Каждый ребенок чем-то одарен, поэтому стоит за него постоять.
Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководства с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса - это важная и ответственная задача учителя.
Основным успехом является заботливое отношение педагога к каждому ребенку в отдельности и детскому сообществу в целом.
Список использованной литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2002.
3. Бухтинова Н.С. Концепция воспитательной системы класса// Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 37-41.
4. Воспитание индивидуальности. / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
5. Воспитательная система класса: теория и практика (методические рекомендации). Москва, 2005.
6. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград, 2000.
7. Колпачкова М.В. Памятка для составления плана воспитательной работы в классе// Классный руководитель. – 2005. - № 8. – С. 16-18.
8. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.
9. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М., 1984.
10. Роджерс К.Р. Становление человека: взгляд на психотерапию. М., 2001.
11. Ряжских А.А., Кардаполова Е.Е. Воспитательная система класса// НМЖ заместителя директора школы. – 2007. - № 4. – С.4–7.
12. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 1999.
13. Собчик Л.И. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М, 2003.
14. Степанов Е.Н. 4-я лекция «Воспитательная система класса»// Классный руководитель. – 2006. - № 4. – C. 5–19.
15. Степанов П. Критерии и показатели определения школы как воспитательной системы// Воспитательная работа в школе. – 2007. - № 4. – C. 13–19
16. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 160 с.
17. Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление – М.: ЦГЛ, 2003. – 200с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.