Статья "Анализ профессиональных затруднений молодых педагогов"

  • docx
  • 30.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья наставника 3.docx

АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

 

Путинцева Елена Борисовна г. Томск, МБОУСОШ №49, учитель начальных классов, e-mail: lptomsk42@mail.ru

Аннотация: Рассмотрена проблема наставничества, его понимание и направленность. Представлено видение сопровождения молодого учителя в школе.

Ключевые слова: наставничество, профессиональное затруднение, сопровождение, способы работы, компетенции педагога-наставника

 В наше время становится актуальным привлечение молодых специалистов в школу. Можно предположить, что актуальность этой проблемы вновь возникает из-за нехватки учителей в начальной школе и среднем звене, в связи с введением Федеральным государственным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), который требуют новых подходов, гибкости в принятии решений, способности к открытости, мобильности. Все это под силу молодым учителям, которые более открытые к изменениям в образовании [3].

В этом году в нашем городе прошел конкурс профессионального мастерства для молодых учителей «Первые  шаги в профессии», где нам довелось оценивать уроки и внеурочные занятия в составе жюри. Конкурс проводился с целью выявления талантливых молодых учителей, их поддержки.

Уроки отличались как разным образовательным содержанием, так и изобилием интересных приемов, в частности использования информационно-коммуникационных технологий, проектно-исследовательской деятельности, смыслового чтения. Несмотря на небольшой опыт педагогов, уроки были грамотно построены, с удержанием содержания урока, с использованием ИКТ, в соответствии с государственным стандартом начального общего образования. Мы полагаем, что все это неумолимая заслуга методической службы школы и педагога – наставника.

Анализируя увиденные уроки молодых педагогов, хотим остановиться на ситуации с урока, которую можно считать типичной.

Ситуация 1.«Работаем в группах». Урок окружающего мира по теме «Виды животных» (2 класс)

Учитель в начале урока с помощью слайдов обобщает понятие о классификации животных.

Для закрепления темы учитель предлагает выполнить задание в группе: «Возьмите конверт с заданием, прочитайте текст, определите, о каком животном идет речь, соотнесите с изображением, наклейте на лист, подпишите к какому классу относится животное» (конвертов у учителя по количеству групп). Учитель проговаривает задание. Задание дублируется в конвертах.

 Дети рассажены по 6 человек в группе. Парты сдвоены по количеству групп. Перед началом работы учитель повторяет с детьми правила работы в группе.

Дети открывают конверты, начинают раскладывать тексты, рассматривать картинки с изображением животных.

В одной группе мальчик объявляет: «Я сам буду все делать». Дети подчиняются ему, и он начинает читать текст и раздавать указания, кому клеить картинки  и тексты, как располагать их на листе. Во второй группе большинство девочек и они набрасываются на задание, разбирая и рассматривая тексты, картинки. Каждый начинает делать свою часть работы, независимо от самой группы. Учитель следит за работой групп.

Понятно было изначально, что учитель дал очень большой объем работы в группы и дети к концу урока не успевают его выполнить. Групповая работа занимает две трети времени от урока.

Урок заканчивается. Учитель сообщает, что работа подходит к концу и надо подводить итоги. Дети начинают еще быстрее работать, выдергивать друг у друга картинки, торопиться. Прозвенел звонок. Учитель торопиться подвести итог урока.

Аналитический комментарий:

Учитель хотел показать, что в группах дети могут выполнить больший объем, чем индивидуально. Рассадку детей в группы по 6 человек учитель объяснил экономией времени при выступлении групп.

Наблюдая за работой групп можно было ответить высокий уровень работоспособности, стремление выполнить задание, не подводя учителя на открытом уроке.

При распределении работы в группе можно было наблюдать стихийность. В группе присутствовал либо «молчаливый договор», когда один брался вырезать картинки и приклеивать, другой вызывался читать текст, либо когда один ребенок брал все управление в свои руки. 

При самоанализе молодой учитель отметил, что работа не была выполнена вовремя, из-за нерасторопности детей.

 Возможно особое сопровождение молодого специалиста учителем – наставником могло нивелировать многие ошибки молодого в подборе педагогических приемов  и способов.

Перед работой групп, учитель повторил с детьми правила работы в группе: работать дружно, слушать друг друга и т.д.. На этом обучение коммуникации заканчивалось. Каждая группа интуитивно выстраивала взаимоотношения в группе, способ работы. Учитель отдавал на откуп детям организацию работы и оформление результатов работы.

Можно было избежать формализации групповой работы, не повторяя правила ее организации, а делая акцент на коллективно-распределительную функцию групповой работы, а, следовательно, введение ролей в группе и их удержание детьми, обсуждение способа работы в группе.

Стоит заметить, что, возможно, учитель-наставник, владеющий разными способами соорганизации, мог не только  не только проанализировать целесообразность использования групповой работы на уроке, ее место, но и провести урок в классе молодого специалиста с целью отработки точечного затруднения учителя. Зафиксировать те приемы работы молодого учителя, которые у него уже хорошо получаются, определить проблемные моменты в соорганизации детей.

         Практика показывает, что результат молодого специалиста на 50% связан с компетенциями самого наставника, умением его не только донести правильность и пошаговость действий молодого учителя, а где-то выполнить вместе с ним [1]. А это значит не «нависать» над молодым со своим опытом работы, а анализировать вместе маленькие шаги в профессии и учиться понимать происходящее [2].

Список литературы

1. Поздеева С. И. Управление профессиональным развитием педагогов в аспекте разработки и реализации инновационной образовательной программы [Текст] / Поздеева С. И. «Образовательное содержание совместной деятельности взрослых и детей в Школе: управление и становление», 7 книга Томск 2016 – 200 с..

2.Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы [Электронный ресурс] «Президент России молодым учёным и специалистам». – Электрон.текст. 2012. - URL: http: www.youngscience.ru/pages/main/documents/5124/6172/index.shtml‎/.

3. Никитина Н. В. Роль наставничества в современном образовании/ журнал Отечественная и зарубежная педагогика  № 6 (15) / 2013 с.1-7[Электронный ресурс]URL:http://cyberleninka.ru/article/n/rolnastavnichestva-v-sovremennom-obrazovani


 

Скачано с www.znanio.ru