Архитектурный эскиз как средство поиска проектной идеи.
Старший преподаватель кафедры
графического моделирования КГАСУ
Хабибуллин Ф.Ш.
Изобразительные формы архитектурного эскиза и рисунка очень схожи, их различает только целевое назначение изображения. Если рисунок – это любое рисованное произведение архитектора, то архитектурный эскиз – это форма творческого поиска проектной идеи, с которого начинается проектный процесс, способ совершенствования творческого замысла архитектора. Эскизирование является процессом, прогнозирующим общие черты формы будущего здания или сооружения. Организация процесса формообразования зависит не только от индивидуальных творческих особенностей архитектора, традиций профессиональной среды, но и той архитектурной школы, в которой формировалась его личность. Отсюда взгляды на значение и изобразительные формы эскизирования значительно расходятся. Одни считают, что без ручного графического поиска авторской идеи дальнейшее качественное проектирование невозможно. Другие отрицают необходимость эскизирования вообще, считая, что достаточно лишь мысленного образа, сформированного в голове автора. Третьи утверждают, что поиск должен происходить исключительно в процессе объемного моделирования. Наконец, в компьютерную эпоху некоторые специалисты полагают, что для выражения архитектурной идеи объекта достаточно построения виртуальной модели объекта. Разные позиции обусловлены, с одной стороны, особенностями методологии и технологии современного архитектурного проектирования, а с другой – спецификой организации мышления каждой отдельной личности. Одни люди склонны к конкретному образному мышлению. Для них эскизное изображение объекта является катализатором для поиска и совершенствования своих замыслов. Других отличает абстрагированное мышление. Они отражают свои фантазии либо в отвлеченных образных моделях, либо путем объемного макетирования, или в виде виртуального моделирования объекта. Есть небольшая группа проектировщиков, которая способна совершенствовать свои архитектурные идеи мысленно. Когда концепция вызревает в их голове, они сразу работают набело, исключая этап эскизирования, переводят свои замыслы в чертежи. Проследить методику поиска идей в этом случае трудно, но эффект такого подхода в архитектурном проектировании очевиден. Как бы ни различались между собой методы и приемы формирования проектного замысла, большинство зодчих начинают проектирование с эскиза. «Эскиз» как профессиональный термин присутствует в архитектурных словарях всех стран, и все архитекторы, говоря об эскизировании, легко понимают друг друга. Каждому специалисту понятно, что эскизирование – сложный процесс со своими стадиями развития. В нашей стране принята следующая классификация эскиза: эскиз-идея – поиск основных контуров образа будущего объекта; фор-эскиз – углубленная эскизная разработка идеи объекта; рабочий эскиз – эскизная разработка всего состава проекта, эскизы проектных чертежей. На стадии эскиз-идеи первоначальный образ настолько обобщен, что его содержание может быть выражено графическим изображением в виде знака, криптограммы, напоминающей иероглиф. Это первоначальная, лаконичная и элементарная форма изображения идеи, затем все более укрупняется и уточняется в рисунках, обрастающих все большим числом деталей. Начальное, расплывчатое представление автором образа своего будущего сооружения и окружающего пейзажа вызывает и нечеткость изобразительной техники. Графика представлена в виде сгустка кривых и прерывистых линий, неоднократного наложения штриха на штрих. В процессе работы над идеей фасадов линейный рисунок очищается от сгустков и пятен, становится более информативным и ясным. Это указывает на то, что общие контуры идеи оформились и их можно развивать и уточнять дальше на стадии фор-эскиза. Целью фор-эскиза является определение всех параметров идеи объекта, необходимых для его дальнейшей проектной разработки. На этой стадии происходит качественное уточнение авторского замысла. Если идея объекта еще не сформировалась окончательно, то выполняется разработка ее вариантов. Альтернативная вариативность позволяет не только расширить границы видения проектного решения, но и вносить коррективы в изображение до тех пор, пока идея в фор-эскизе не достигнет требуемого качества. Специфика графики фор-эскиза заключается в том, что автору необходимо одновременное понимание и достижение различных целей – исполнение эскиз-идеи как поиска идей проектной темы и путей развития этих идей в фор-эскизах. Развитие идей предполагает более высокую степень конкретности изображения, которая заключается не столько в усложнении графической техники, сколько в более полной информативности объекта, отраженной в его деталях и связях с окружением. Чем конкретнее становится замысел, тем яснее и полнее избираются графические средства для его изображения. Фор-эскиз является базой для рабочего эскизирования, цель которого – выяснение композиции проектных чертежей или их комплексов. В проектировании рабочий эскиз играет роль подсобной графики, выявляющей не только параметры проектируемого объекта, но и особенности его изображения в чертежной графике. В архитектурной практике известны две разновидности рабочего эскиза. Первая разновидность – это эскизный чертеж, который может быть выполнен от руки или с помощью чертежных инструментов с учетом масштаба или без такового. Для него характерны: разметка осей изображаемых пропорций здания, применение толстых линий обводки, отображение лишь самых характерных очертаний объекта. Второй разновидностью является рабочая схема проектной экспозиции, в которой отражен момент, когда необходимо решить, какое количество чертежей требуется для раскрытия проектного замысла. Оно зависит от тематики, стадии и объема проектной работы, от культурного уровня заказчика. Идея демонстрации проекта формируется в процессе эскизирования и выполняется в линейной графике в виде лаконичных схем-набросков, определяющих главное и второстепенное. У каждого проектировщика со временем вырабатывается своя индивидуальная манера эскизирования. Тем не менее существуют общие требования к технике исполнения эскизов. В работе над эскиз-идеей, когда представление об объекте еще расплывчато, целесообразно применять простые и цветные карандаши, уголь и сангину, авторучки и фломастеры. Удобно эскизировать на небольших листах, которые можно расположить рядами, сравнивать между собой полученные результаты и отбирать лучшее. В работе над фор-эскизом, когда композиционные и пластические параметры образа более определенны, применяются инструменты и бумага, позволяющие получать качественное линейное изображение. С помощью линейной графики легче обозначить эскизные контуры фасадов, планов, разрезов и перспективных рисунков, раскрывающих архитектурные особенности объекта. В разработке рабочего эскиза применяются инструменты, с помощью которых можно получить обобщенно выразительное изображение, легкое для восприятия и удобочитаемое. В соответствии с характером инструментов подбирается качество бумаги. Процесс эскизирования требует большой самоотдачи от автора, предельного напряжения его творческих сил и собранности. Качественное эскизирование возможно лишь тогда, когда мысли выражаются с наибольшей свободой и активностью, когда авторская фантазия раскованна и бескомпромиссна.
Вывод. Качество эскизирования, которое в большинстве случаев выполняется студентами от руки, имеет огромное значение для всего дальнейшего хода проектирования. От глубины этого рукотворного поиска зависит в конечном итоге качество реализации архитектурного объекта. Архитектурная идея должна будет материализоваться в объект, предназначенный для жизнедеятельности людей во всей сложности его функциональной, конструктивной и художественной структуры. Такая масштабность задач налагает на зодчего большую ответственность за уровень эскизирования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.