Статья: Дидактическая игра на уроках в начальной школе.
Оценка 4.6

Статья: Дидактическая игра на уроках в начальной школе.

Оценка 4.6
docx
02.04.2024
Статья: Дидактическая игра на уроках в начальной школе.
Дидактическая игра на уроках в начальной школе.docx

Дидактическая игра 

как средство развития интереса к знаниям

     Активизация познавательной деятельности учащихся на всех уроках – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Игры, загадки, ребусы, головоломки, занимательные задачи, прослушивание записей, просмотр фильмов – виды работ, способствующие активизации познавательной деятельности, повышению эффективности урока.

     В связи с задачей повышения качества знаний в последнее время повысилось внимание к развитию познавательной деятельности учащихся. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степень овладения ими определяют ход мыслительного процесса и его результат, а, следовательно, и продуктивность познавательной деятельности. Развитие познавательной деятельности младших школьников происходит, главным образом, на основе ведущей для них деятельности – учения. При этом не менее важным требованием современности является снижение психических и физических перегрузок учащихся. Одним из средств, содержащих в себе реальные возможности осуществления важных задач, является игра. Отношение к игре, как к чему-то несерьёзному, сомнительному, настолько укоренилось в сознании многих учителей, что на уроках можно часто слышать неодобрительное: " Разве ты в школу пришёл, чтобы играть?" А дети, гордые своим положением школьников, тем не менее, кладут в портфель старенького мишку и на перемене показывают ему только что пройденные буквы. Мы, взрослые, учителя, смотрим на это, в лучшем случае, снисходительно, чаще стараемся побыстрее искоренить эти "детсадовские " веяния. А ведь тягу ребёнка к игре нужно не укрощать, а поощрять, используя для нужд учения. А в младшем школьном возрасте меняется лишь соотношение между игрой и обучением: игра из ведущей, определяющей ход психологического развития дошкольников, становится второстепенной деятельностью школьника, но её роль в психическом развитии детей долго ещё не сходит на нет.

Исследователями экспериментально проверено и убедительно доказано резкое возрастание у детей интереса к учебным действиям, если они включаются в игровую ситуацию. То, что ребёнку с трудом удаётся в ситуации обучения, в игре оказывается для него не только доступным, но и желанным. Общая продуктивность деятельности заметно повышается. Это можно считать серьёзным основанием для более широкого использования игры в организации процесса обучения.

     Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский в книге " Сердце отдаю детям" писал:

"Сама жизнь требует, чтобы овладение знаниями начиналось исподволь, чтобы учение - этот самый серьёзный и самый кропотливый труд ребёнка – был в то же время и радостным трудом, укрепляющим духовные и физические силы ребёнка. Тысячу раз сказано: учение-труд, его нельзя превращать в игру. Но нельзя поставить китайскую стену между трудом, учением и игрой. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Дети играют не только тогда, когда бегают, соревнуются в быстроте и резвости.  Игра может заключаться и в большом напряжении творческих способностей, воображения. Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценного обучения младших школьников " Вместе с тем немало исследований свидетельствуют, что в ряде случаев именно необоснованное включение в учебную деятельность игровых моментов снижает познавательную направленность обучения, приводят к подмене серьёзного учебного труда пустой занимательностью.

       К. Д. Ушинский писал: "Сделать серьёзное занятие ребёнка занимательным - вот задача первоначального обучения". Вопрос ставится не просто о занимательности, а о том, чтобы органически сочеталась игра с серьёзным, наряжённым трудом, то есть, чтобы игра не отвлекала от учения, а способствовала бы интенсификации умственной работы. Для того, чтобы учитель мог применять игры успешно, он должен хорошо знать, что каждая игра, даже дидактическая, обслуживающая обучение, имеет свою логику, отличную от логики учебного задания. Суть этого отличия в том, что игра развёртывается в условиях воображаемой ситуации, где ребёнку надо что-то предпринять для развития игрового сюжета

     Одна из теоретических посылок, лежащих в основе конструирования дидактических игр, состоит в том, что обучение в игре скрытое. Внимание ребёнка обращено на  выполнение игровых действий, и задача обучения ими не осознаётся. То есть, задачи решаются в игре легче, ребёнок не всегда осознаёт, что он что-то решил. Ещё более возрастает активность учащихся при использовании интеллектуальных игр, которые наиболее органично связаны с процессом познания, с мышлением. К этой категории относятся ребусы,  шарады, головоломки. Например, игра "Занимательные квадраты" , которую с различным содержанием чисел и математических действий можно использовать в разных классах. Интеллектуальные игры обычно заключают в себе проблему, этим и объясняется их привлекательность для учащихся. К ним относятся и задачи - загадки. Например, загадка: "Учиться любит старший брат, но воскресенью тоже рад. Учебных дней в неделе шесть, и день на отдых тоже есть .Сколько дней в неделе ? ". Даже чисто внешняя привлекательность и  занимательность сразу оживляет работу, способствует активизации детей, повышает эффективность урока. При этом важно только, чтобы используемые учителем приёмы создания игровой ситуации вокруг выполнения обычных учебных заданий были разнообразны. Творческая выдумка учителей неистощима. Дети часто встречаются со сказочными героями. Ведь одно дело просто проверить примеры и исправить ошибки, другое дело, если учитель скажет, что в гости пришёл Незнайка, но он, как всегда, допускал ошибки. Нужно ему помочь.

    При решении примеров на сложение и вычитание можно использовать игры" Почта", " Идем в сад", " Волшебные карточки ". Обыгрывание обычных учебных заданий способствует значительному повышению эффективности упражнений, усилению их обучающего, развивающего и воспитательного значения. При изучении нумерации чисел в пределах 10 необходимо довести до понимания детей, что последнее названное число при счёте обозначает общее количество предметов группы. С этой целью можно проводить игры "Лучший счётчик", "Найди пару", "Хлопки". Игра должна постепенно усложняться. Игра "Который по счёту" преобразуется в игру "Что изменилось?". При изучении состава чисел эффективную помощь могут оказать игры "Рассели числа в домике", "Угадай число". Есть много игр, способствующих овладению быстрым счётом.   ( "Продолжай - не зевай", "Лесенка", "Молчанка"). При изучении геометрических фигур в игре "Придумай рисунок" развивается мышление, дети учатся думать, сопоставлять.

    Большой арсенал игр можно использовать и на уроках чтения. Школьный труд, в частности труд обучения чтению, в идеале должен стать таким же добровольным и привлекательным делом, как игра. Обучение чтению не должно сводиться к упражнению слабой ещё воли ребёнка и почти не развитого ученического чувства долга.   Сам труд чтения должен доставлять маленькому читателю непосредственное удовольствие. Игра это удовольствие гарантирует. На начальном этапе обучения звуковому анализу слов эффективны игры со схемами ("Помощники Айболита", "Волшебная страна", "Услышь звук"). При обучении чтению слов можно использовать игры "Живые буквы", "Мы - конструкторы". Игра "Третий лишний" (в разных вариантах) рассчитана на развитие мышления. Эти три слова постоянно ссорятся. Найдите, кто из них лишний, то есть, не уживается с двумя другими. В игре "Страна слов" развивается внимание, умение находить ошибки. Игры служат средством повышения эффективности уроков.

В каждом учителе есть крупицы фантазии. И стоит только расшевелить их в себе, как все уроки станут более интересными, принесут большее удовлетворение самому учителю.

А.М. Горький писал: "Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить".


 

Дидактическая игра как средство развития интереса к знаниям

Дидактическая игра как средство развития интереса к знаниям

Суть этого отличия в том, что игра развёртывается в условиях воображаемой ситуации, где ребёнку надо что-то предпринять для развития игрового сюжета

Суть этого отличия в том, что игра развёртывается в условиях воображаемой ситуации, где ребёнку надо что-то предпринять для развития игрового сюжета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2024