Статья для педагогического сообщества и родительской общественности Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО: методические рекомендации для педагогов и родителей.

  • docx
  • 26.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья для педагогического сообщества и родительской общественности.docx

Статья для педагогического сообщества и родительской общественности

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО: методические рекомендации для педагогов и родителей.

Автор: Старший воспитатель МБДОУ № 23 «Семицветик», Кацан Ольга Анатольевна.

Введение (Актуальность)

В свете реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) и требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), развитие творческих способностей воспитанников приобретает ключевое значение. Согласно стандарту, одним из основных принципов дошкольного образования является «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка» (ФГОС ДО, п. 1.2.4).

Творчество в контексте ФГОС ДО понимается не узко как создание продуктов искусства, а как универсальная способность к созиданию, поиску нестандартных решений и самовыражению, что напрямую связано с задачами образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

Целевой компонент: На что ориентируемся?

Согласно ФОП ДО, работа по развитию творческих способностей направлена на достижение следующих целевых ориентиров (условных характеристик возможных достижений ребенка):

  • Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
  • Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
  • Способен к фантазии, воображению, творчеству.
  • Владеет разными формами и видами игры.
  • Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Таким образом, наша главная цель – создать образовательную среду и условия, в которых эти ориентиры становятся достижимыми.

Содержательный компонент: Методические рекомендации по направлениям работы

Работа по стимулированию творческого мышления и самовыражения должна быть системной и интегрированной во все виды детской деятельности.

1. Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС)

Требования ФГОС ДО к РППС гласят, что она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (ФГОС ДО, п. 3.3.4).

  • Насыщенность: Центры творчества должны быть оснащены материалами, отражающими многообразие окружающего мира:
    • Для изобразительной деятельности: краски (гуашь, акварель), мелки, карандаши, фломастеры, уголь, пастель, бумага разных форматов, фактур и цветов.
    • Для конструирования: конструкторы разных видов, природный и бросовый материал, деревянные и пластиковые строительные наборы.
    • Для игровой деятельности: материалы для сюжетно-ролевых игр, разнообразные виды театтра (кукольный, настольный, теневой), элементы костюмов.
  • Трансформируемость и полифункциональность: Легкие передвижные ширмы, модули, мебель-трансформер позволяют менять пространство под замысел детей. Один и тот же предмет (например, кусок ткани) может стать и плащом супергероя, и морем, и ковром-самолетом.

2. Реализация принципа интеграции образовательных областей

Развитие творчества не должно ограничиваться занятиями по рисованию. Необходимо интегрировать его во все сферы:

  • «Познавательное развитие»: Лепка динозавров после изучения древнего мира; создание макетов солнечной системы; эксперименты с цветом (смешивание красок).
  • «Речевое развитие»: Сочинение сказок по «волшебным кубикам», иллюстрирование своих историй, драматизация литературных произведений.
  • «Социально-коммуникативное развитие»: Совместные проекты (например, создание города будущего), обсуждение творческих работ, умение договариваться в процессе коллективной деятельности.
  • «Физическое развитие»: Танцевально-ритмические импровизации, подвижные игры с элементами трансформации («Превратимся в деревья на ветру»).

3. Взаимодействие «Педагог – ребенок»: технологии поддержки детской инициативы

Роль педагога – не инструктора, а фасилитатора, создающего ситуации успеха.

  • Использование проблемно-игровых ситуаций: «Как нам спасти принцессу, если мост через реку сломан?», «Как нарисовать запах цветка?».
  • Приемы ТРИЗ-педагогики (теории решения изобретательских задач): метод мозгового штурма, «хорошо-плохо», игры на поиск ресурсов («Чем может быть эта веревочка?»).
  • Акцентирование на процессе: Вопросы «Как ты это сделал?», «Что было самым интересным?», «Почему ты выбрал такие цвета?» заменяют оценочные суждения «красиво/некрасиво».
  • Поддержка самостоятельности: Ребенок имеет право на выбор материалов, темы, инструментов и партнеров по деятельности.

4. Взаимодействие с семьями воспитанников в соответствии с ФОП ДО

ФОП ДО подчеркивает необходимость создания единого образовательного пространства.

  • Просвещение: Проведение мастер-классов для родителей на темы: «Творчество без кисточки: нетрадиционные техники», «Как развивать воображение в быту».
  • Совместные проекты: Организация творческих гостиных, выставок семейного творчества («Осенняя фантазия», «Космос глазами детей и родителей»).
  • Информирование: Размещение в уголках для родителей рекомендаций по созданию творческой зоны дома, подборок игр на развитие воображения.

Оценочный компонент (Диагностика)

В соответствии с гуманистической парадигмой ФГОС ДО, оценка развития творческих способностей носит неформальный, диагностический характер. Она осуществляется через:

  • Наблюдение за ребенком в свободной и организованной деятельности (фиксация проявлений инициативы, фантазии, оригинальности решений).
  • Анализ продуктов детской деятельности (рисунков, поделок, построек) с точки зрения разнообразия замыслов, используемых материалов, эмоциональной насыщенности.
  • Ведение педагогических портфелей или «дневников наблюдений», где фиксируются динамика и индивидуальные прогрессивные достижения каждого ребенка.

Заключение

Развитие творческих способностей у дошкольников в рамках ФОП ДО и ФГОС ДО – это целенаправленный, системный педагогический процесс, основанный на создании условий, поддержке инициативы и интеграции различных видов деятельности. Следуя данным методическим рекомендациям, педагоги и родители смогут эффективно способствовать становлению творческой, инициативной и гармонично развитой личности, готовой к решению задач в быстро меняющемся мире.