Статья для педагогического сообщества и родительской общественности
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО: методические рекомендации для педагогов и родителей.
Автор: Старший воспитатель МБДОУ № 23 «Семицветик», Кацан Ольга Анатольевна.
Введение (Актуальность)
В свете реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) и требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), развитие творческих способностей воспитанников приобретает ключевое значение. Согласно стандарту, одним из основных принципов дошкольного образования является «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка» (ФГОС ДО, п. 1.2.4).
Творчество в контексте ФГОС ДО понимается не узко как создание продуктов искусства, а как универсальная способность к созиданию, поиску нестандартных решений и самовыражению, что напрямую связано с задачами образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».
Целевой компонент: На что ориентируемся?
Согласно ФОП ДО, работа по развитию творческих способностей направлена на достижение следующих целевых ориентиров (условных характеристик возможных достижений ребенка):
Таким образом, наша главная цель – создать образовательную среду и условия, в которых эти ориентиры становятся достижимыми.
Содержательный компонент: Методические рекомендации по направлениям работы
Работа по стимулированию творческого мышления и самовыражения должна быть системной и интегрированной во все виды детской деятельности.
1. Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС)
Требования ФГОС ДО к РППС гласят, что она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (ФГОС ДО, п. 3.3.4).
2. Реализация принципа интеграции образовательных областей
Развитие творчества не должно ограничиваться занятиями по рисованию. Необходимо интегрировать его во все сферы:
3. Взаимодействие «Педагог – ребенок»: технологии поддержки детской инициативы
Роль педагога – не инструктора, а фасилитатора, создающего ситуации успеха.
4. Взаимодействие с семьями воспитанников в соответствии с ФОП ДО
ФОП ДО подчеркивает необходимость создания единого образовательного пространства.
Оценочный компонент (Диагностика)
В соответствии с гуманистической парадигмой ФГОС ДО, оценка развития творческих способностей носит неформальный, диагностический характер. Она осуществляется через:
Заключение
Развитие творческих способностей у дошкольников в рамках ФОП ДО и ФГОС ДО – это целенаправленный, системный педагогический процесс, основанный на создании условий, поддержке инициативы и интеграции различных видов деятельности. Следуя данным методическим рекомендациям, педагоги и родители смогут эффективно способствовать становлению творческой, инициативной и гармонично развитой личности, готовой к решению задач в быстро меняющемся мире.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.