Консультация для педагогов «Поведение детей в природе»
Есть такие хорошие слова: «Ты пошел в гости к природе - не делай ничего, что счел бы неприличным сделать в гостях. «Как понять эти слова? Мало ли зачем ты пришел в лес. Но не забывай, ты - в гостях!
Ты в
чужом доме, в котором много своих жильцов и правил.
Дети должны не только знать правила поведения, но и понимать, почему к тем или
иным объектам природы надо относиться именно так, а не как-нибудь иначе.
Поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно показать
значимость человеческого фактора в изменении состояния окружающей среды. Это
позволит обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны
природных объектов, мест их обитания.
Основы экологической культуры закладываются в детском возрасте,
поэтому и воспитатель должен быть экологически грамотен. Вот почему при отборе
ситуаций для беседы мы исходим из того, что правила своего поведения в
отношениях с природой он должен, прежде всего, понимать, осваивать, сам
формулировать выводы о необходимости соответствующего поведения в конкретной
ситуации: он будет тихо, спокойно идти по лесу или по лугу, если поймет, что
шум будет беспокоить и пугать природных обитателей; что отлов бабочек просто так,
ради праздного любопытства, принесет большой вред луговым растениям и загубит
живые существа, лишив их жизни.
Поэтому содержание правил поведения в природе не может обойтись
сегодня только лозунгами и призывами: «не рвать», «не шуметь», «не ломать», «не
разорять», а обоснованно подводить детей к выводу: так надо поступать и почему
именно так.
Еще Белинский писал: «чем моложе ребенок, тем непосредственнее
должно быть его нравственное воспитание, тем больше нужно его не учить, а приучать
к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на
привычке»
На процесс развития экологической культуры детей существенно влияют ситуации, в
которых дети должны совершить выбор линии своего поведения. Надо выбрать
самостоятельно какой -то вариант поведения из нескольких возможных - взять ли
найденного в поле зайчонка, похожего на игрушку, или не взять? И почему? Или:
так хочется принести домой с прогулки букет полевых цветов, а вроде - нельзя!
Как быть?
Можно предложить
детям ряд следующих ситуаций:
Первая ситуация: Ты пришел в лес, стоишь у кромки леса и выбираешь
направление, куда идти, Может быть, вон в тот уголок, за которым проглядывают
березки, там, наверное, очень светло и уютно. И вот ты начинаешь идти к нему
напрямик, по лесным травам.. Но, стоп! Что ты сделал не так! Так в гостях себя
не ведут! Заметил ли ты свою ошибку? Так и нужно шагать по лесу, где хочу и
куда хочу! Есть такое очень хорошее выражение: «Один человек оставляет в лесу
след, сто человек - тропу, а тысяча - пустыню». Теперь понятно, какую ошибку
совершил гость природы. Слой почвы в лесу очень тонкий и его легко повредить. А
заодно - и повредить корни деревьев и кустарников, которые очень страдают от
подобных гостей.
Вот можно и сформулировать первое правило поведения человека в природе - не топчи зря лесные полянки, передвигайся по тропинкам.
Вторая ситуация: шум в лесу. Вы
любите слушать музыку? И взяли с собой приемник и магнитофон. Ты идешь по лесу,
и музыка гремит рядом с тобой. Как хорошо! А хорошо ли? Почему?
Шум, громкая музыка, крики в лесу пугают птиц, зверей, насекомых. Не веришь?
Проверь - перед твоим появлением луг звенел от мелодий кузнечика и пения птиц.
А сейчас все стихло, все спрятались. Если ты хочешь в лесу увидеть много
интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых затаись; Не шуми -
вот следующее правило.
Третья ситуация - птенец на дороге. Ты идешь по лесу и вдруг видишь: сидит здоровый, симпатичный птенец. Тихо сидит и ждет, когда его накормят. А мама уже близко, возвращается с едой. Но тут малыша хватают твои руки. Может, захотелось принести домой живую игрушку или хочешь пожалеть беззащитного детеныша, который вовсе не нуждается в твоей помощи! И вот в твоем доме появился птенец: его окружили заботой и лаской. А птенец начинает хохлиться, отказывается от еды, и вместо ожидаемой радости в доме появляется новая тревога за больное существо, отчаяние за неумение помочь. Зря, ох, зря вмешался ты в хрупкую жизнь птенца. Помните: птенцов из их дома и от их родителей брать ни в коем случае нельзя так же, как и других детенышей.
Четвертая ситуация - никогда
не разоряй муравейники, не беспокой зря муравьев!
Муравьев в наших лесах становится все меньше, а муравьи играют немалую роль в
жизни природы. Их нужно сохранять и всячески беречь.
Пятая ситуация: букет цветов. Не перечесть цветов, которыми одарило нас лето. И все они просятся в букет! И если собрать все, что попадается на пути, получится огромный разнопестрый веник, который вскоре повянет, и вы его выбросите! Так что сорвать можно совсем немного: две, три ромашки, василька. И, конечно, букет нужно собирать по пути домой, когда возвращаетесь с прогулки.
Шестая ситуация: Лесные грибы и
ягоды.
Лес угощает людей щедро. Собирать ягоды надо аккуратно, не топтать их, собирать
руками, а не совком и брать только зрелые. Нельзя вырывать вместе с корнем и
никогда не собирать все ягоды до одной - надо часть оставить зверям и птицам,
которые тоже ищут корм в природе.
А при сборе грибов нельзя разрывать и раскидывать в стороны мох, т.к. грибница,
оказавшись под лучами солнца, может засохнуть и погибнуть. Необходимо ножку
гриба срезать ножом аккуратно, чтобы не повредить грибницу. А незнакомые грибы
лучше не брать, потому что среди них может оказаться ядовитый гриб. А вот
ядовитые грибы могут быть полезны животным, так что не стоит пинать мухоморы:
пусть они лес украшают и зверей лечат!
Конечно, это не все правила поведения в природе. Но и эти правила
помогут сохранять и многообразие цветущих трав, и чистоту лугов и полей, и
«братьев наших меньших», и зеленый наряд планеты, и голоса птиц ...
Причина
многих неблаговидных поступков в природе - незнание.
Поэтому первая задача - изучать жизньприроды; узнавать, почему надо Е природе
поступать так, а не иначе; стараться выполнять необходимые предписания и
запреты во время отдыха, сбора грибов, ягод и лекарственных растений.
Природа - общий дом растений, животных и человека, и нам надо думать о том,
чтобы этот дом всегда процветал и богател. И будь в этом доме добрым и умным
Великаном! Вот таким, о котором нам рассказала поэтесса Е. Серова.
Я шагаю по лужайке -
великан в трусах и в майке. Сверху ясно мне видна вся зеленая страна.
Вот улитка - добрый гномик - на себе таскает
домик.
Вот квартирка для жучка - дырка старого пенька.
Вот стоит высотный дом - муравьи хлопочут в нем.
Вот цветок ромашка - в нем живут букашки.
Эта малая страна вся кругом заселена!
Если я великан, захочу, как лихой ураган,
налечу!
Все дома я могу разломать!
Всех жильцов на лугу растоптать! Если я захочу
... только я не хочу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.