Статья «Эффективное решение проблемы снижения детского ДТТ».
На сегодняшний день очень многое изменилось. Появились интересные программы, проекты, разработки, которые совершенствуют и повышают деятельность по безопасности дорожного движения. В обучении детей используются не только новые, комплексные, методические, наглядные пособия, но и современное техническое оборудование, Интернет-ресурсы, сотрудничество с другими организациями, странами.
Для привлечения всех участников дорожного движения к проблеме роста дорожно-транспортных происшествий с участием детей, организовываются мероприятия разных форм и методов. Самой эффективной формой работы по данной проблеме являются социальные акции в сети Интернет, в образовательных учреждениях самостоятельно или на дорогах, совместно с сотрудниками ГИБДД.
Для повышения интереса, значимости и просвещения в этой области для детей проводятся различные конкурсы, соревнования, выставки, игры разного уровня.
Однако, надо понимать, что эффективность работы определяют не количество мероприятий, не пропаганда в СМИ, а общая статистика ДТП с участием детей.
В прошлом 2015 году в России погибло 1028 детей, а раненых было 26838. В Санкт-Петербурге погибло 9 детей и ранено 828. Госавтоинспекция предоставила статистику за 9 месяцев 2016 года. Количество раненых в Российской Федерации составило 15542 ребенка, а погибших 518 детей. В городе Санкт-Петербурге погибло 3 ребенка, ранено 503. По статистике видно, что уже идет понижение ДТП с участием детей.
Правда пока радости нет, поскольку цифры все равно ужасающие. Я была бы счастлива, если бы погибших детей было 0. Кажется, что это всего лишь цифры, но вспомните любого ребенка и представьте это число – 518. Это половина детей общеобразовательного учреждения. Наша задача, взять себя в руки и пропагандировать правила безопасного поведения на дороге, объясняя детям всю важность соблюдения правил!
Работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (далее ДДТТ) нужно рассматривать в широком смысле, это не только работа с детьми, но и совместная деятельность с родителями, сотрудниками ГИБДД, педагогами и учителями.
Я работаю педагогом дополнительного образования по ДДТТ более трех лет. Проблемы, с которыми я сталкиваюсь чаще всего – «шуточное восприятие» детьми понятия «дорога», плохой пример родителей и неправильная подача материала на занятиях.
Все понимают, что количество транспортных средств увеличивается с каждым годом, следовательно, угроза здоровью и жизни ребенка возрастает. Изучение безопасного поведения на дороге необходимо начинать с малого возраста. Ребенок должен изучить определенный алгоритм действий на дороге, развить внимательность, реакцию, память, мышление и т.д. Научиться уважать себя и других участников дорожного движения. Также важно, чтобы соблюдение определенных правил вошло у ребенка в привычку, а нарушение даже не приходило в голову. Мы понимаем, что все еще зависит и от воспитания родителями, ведь в первую очередь для детей примером являются мама и папа. Нужно проводить для родителей как можно больше поучительных занятий, лекций, мастер-классов. Многие родители считают, что изучение правил дорожного движения минутное дело и они сами могут все показать и рассказать ребенку. Я слышала много раз, что «кружок по ПДД- это бесполезное занятие, мы сами тебя всему научим». Однако, зачастую родители сами нарушают правила и непроизвольно приучают детей делать то же самое.
Возможно, если сделать конкурс «Безопасное колесо» более значимым и популярным (например, как Олимпийские игры), то правила дорожного движения будут восприниматься по-другому и детей охотнее будут отправлять на кружки по вождению и соблюдению правил.
При организации разного рода мероприятий, нужно четко знать и соблюдать требования современных правил дорожного движения. Уже несколько раз наблюдались ошибки в проведении акций подобного рода – использование устаревших правил, материалов, методических пособий по ПДД.
Я считаю, необходимо провести просветительские работы не только для ответственных по профилактике ДДТТ, но и для учителей начальных классов, воспитателей, педагогов; тех, кто ведет внеурочную деятельность.
Работая в образовательных учреждениях, я столкнулась с тем, что дети среднего и старшего возраста хуже знают правила безопасного поведения на дороге, чем дети младшего школьного возраста. Более того, многие из них не осознают всю опасность на дороге и воспринимают обязанности участников дорожного движения не всерьез. Например, водители, виновные в ДТП, всегда находятся в состоянии алкогольного опьянения. Пешеходы – люди, по которым можно слепо ориентироваться, и не важно на красный или зеленый сигнал они переходят проезжую часть. А быть пассажиром, значит успеть сеть в общественном транспорте. Также, у детей зачастую отсутствует уважение к сотрудникам ГИБДД, присутствует ложное представление о том, что им нужны только взятки.
Посвящение в отряды ЮИД является очень важным для детей и воспринимается серьёзно, если работа грамотно построена. В обучении ребята могут попробовать себя в роли «учителя», доносить правила до сверстников. Если они не только изучают правила, но и участвуют в различных конкурсах, то у детей появляется мотивация к деятельности и ответственность за свои действия. Желательно проводить мероприятия и акции совместно с ГИБДД, чтобы дети узнавали о деятельности сотрудников дорожной полиции. Желательно, чтобы руководитель был сам заинтересован в сотрудничестве с автоинспекцией.
Отчасти мы сами виноваты в том, какое представление у детей возникает о мегаполисе. Чего только стоит наше строительство дорог, средства освещения дороги, опасность перехода, незнание правил и безнаказанность за их нарушение.
Однако, какие бы трудности не возникли, наша задача сначала изменить самого себя, а потом попытаться изменить представление ребенка. Без нашего примера, изменений в стране не будет.
Я бы хотела, чтобы дети и родители берегли друг друга и относились к данной проблеме серьезно.
Педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Селезнева Анастасия Евгеньевна.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.