Экологическое воспитание в ДОУ:
взаимодействие педагога, родителей и воспитанников.
Золотарева Е.А.
Старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 79 «Мальчиш-Кибальчиш»
На современном этапе развития общества наиболее актуальной становится проблема взаимоотношение человека с окружающей средой и, как следствие, негативное влияние человека на экологию.
Последние годы экология приобрела социальное значение и перестала быть только естественнонаучной дисциплиной в ВУЗах. Экологическое воспитание пронизывает все ступени образования. Необходимость этого невозможно переоценить. Прививая навыки дошкольникам мы можем вырастить экологически ответственное общество разумных потребителей.
Еще пару десятков лет назад об экологии в столь масштабном смысле и об экологической воспитании дошкольников в частности речь не шла. Сегодня это новое вектор педагогики дошкольного образования.
Экологическое образование дошкольника рассматривается как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологического поведения, а как следствие его экологической культуры. Такая культура заключается в эмоционально положительном отношении к природе, окружающему миру, ответственном отношении к своему здоровья, ответственном потреблении материальных ценностей.
Решение задач экологического образования невозможно без непосредственного участия семьи. Семья как источник формирования человеческих взглядов оказывает колоссальное влияние на развитие у ребенка основ экологического мировоззрения. Именно в семье должны закладываться образцы экологического поведения, экологические привычки. Действуя в соответствии с которыми ребёнок строит собственную экологическую культуру. В настоящее время все большее внимание уделяется вопросу взаимодействия с родителями воспитанников. Партнерство с родителями – это основной ресурс реализации образовательного стандарта. Оптимальной формой экологического образования, позволяющего решать данную проблему, выступает проведение природоохранных акций. Акции – социально значимые мероприятия, проводимые для достижения единой цели – развитие экологической культуры у взрослых и детей и осуществление экологически значимых задач.
Выбор этой формы работы обусловлен следующими причинами:
- акции направлены на формирование активной жизненной позиции, приводит к тому, что ребенок убеждается, что от каждого человека (в том числе и от него) зависит экологическая обстановка и будущее всей планеты;
- помогает добиться осознанного поведения в сфере охраны окружающей среды;
- акция, как форма взаимодействия, может включать в себя большой круг участников: воспитанников, родителей, педагога и пр. Участие каждого важно и необходимо. Педагог может предложить воспитанникам совместно с родителями присоединиться, например, в городской акции.
В нашем муниципальном образовании экологические акции проводятся регулярно и воспитанники нашего детского сада активно принимают в них участие: акция «Крышечки во благо», «Разделяем и сортируем», Пластику новую жизнь», «Посади дерево» и пр. Акцию посади дерево мы проводим на уровне нашего детского сада, это стало для нас доброй традицией, которая объединяет всех участников образовательного процесса.
Взаимодействие семьи и детского сада это кропотливый и долгосрочный процесс, который требует активного участие всех сторон образовательной деятельности, включает в себя творческую составляющую и неравнодушное отношение родителей к своему дошколенку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.