МБДОУ «Березовский детский сад»
Статья на тему «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»
Выполнил воспитатель
1 кв.категории Батарева Т.Б.
2022 год
Введение (анализ избранной темы, обоснование её актуальности)
"Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык..."
Ф. И. Тютчев
Проблема охраны природы во все времена была актуальной, но, пожалуй, никогда не стояла она так остро, как в наши дни, когда над всем человечеством нависла угроза экологической катастрофы. Причина в том,
что в настоящее время люди стали относиться к природе потребительски, не задумываясь о будущем. Вырубка лесов, истребление многих видов животных и растений, загрязнение водоемов - все это наносит непоправимый вред экологии. Природа не прощает насильственные действия вторжения человека в природу и как следствие: увеличение аллергических и психических заболеваний, рост детей, имеющих врождённые аномалии. Формирование экологического сознания стало жизненной необходимостью и начинать воспитывать экологически грамотного человека надо с дошкольного возраста, когда только закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности и природа воспринимается как нечто живое.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.
Ребенок, выросший в сельской местности, очень отличается от городских детей, которые редко соприкасаются с природой, для которых она нечто неведомое и незнакомое.
Наши дошколята каждый день сталкиваются с богатым природным миром. Каждый день природа встречает наших детей морем звуков и запахов, тайнами и загадками. И как важно видеть и понимать эту красоту, любоваться ею, бережно относиться ко всему живому. Но к сожаленью, все
чаще можно видеть на улицах выброшенные людьми целлофановые пакеты, пластиковые и стеклянные бутылки, бумагу и прочее. В ходе экскурсий и прогулок наблюдаем за детьми и замечаем, как некоторые из них ломают ветки деревьев и кустарников, отрывают крылья у насекомых, разрывают дождевых червей, рвут охапками цветущие растения, а потом их выбрасывают и т.д. И эти действия они не расценивают как проявление зла и жестокости. Почему это происходит? Прежде всего, от незнания, как себя вести, ведь зачастую сами взрослые не всегда показывают положительный пример взаимоотношений с природой.
Образовалось противоречие между требованиями общества, детского сада и недостаточным уровнем экологической культуры дошкольников. Рассматривая эту проблему, возникает вопрос: какие использовать формы и методы педагогам, чтобы воспитание экологически грамотного человека сформировать в привычку, научить детей бережно относиться к окружающему нас природному миру и сделать этот процесс не только интересным и увлекательным, а внести в него новые современные приемы, вовлечь в эту работу родителей воспитанников.
Анализ состояния практики экологического воспитания показал перспективность использования метода проектов как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта. Метод- проектов обладает особым воспитательным потенциалом и его использование может способствовать повышению результативности воспитания у детей экологической культуры. Это обусловило выбор темы моей работы «Воспитание экологической культуры через проектную деятельность». Определилась актуальность темы, из которой плавно вытекает цель природоохранной деятельности в ДОУ.
Цель: применять эффективные формы и методы в воспитании экологической культуры у дошкольников, использовать в работе современные приемы, инновационные технологии, в частности проектную деятельность.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д.Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им
все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О.Иогансон, А.А.Быстров, Р.М.Басс, А.М.Степанова, Э.И.Залкинд, Е.И.Волкова, Е.Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В.Лучич, М.М.Марковской, рекомендации З.Д.Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А.Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д.Сизенко, С.А.Веретенникова, А.М.Низова, Л.И.Пушнина, М.В.Лучич, А.Ф.Мазурина и др.). В семидесятые годы на Международной конференции по окружающей среде в Стокгольме обозначилась проблема экологической катастрофы на планете и необходимости экологического просвещения людей. Одновременно стало формироваться понимание необходимости экологического просвещения людей. В последние годы продолжались поиски и исследования специалистов в области экологического образования. У философов, педагогов, психологов, культурологов, экологов (Н.Н Моисеев, С.Н.Глазачев, Б.Т.Лихачев, С.В.Алексеев, Н.М.Мамедов, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина, Л.В.Тарасов, А.Д.Урсул и др.) сложилось понимание этого явления – понимание того, что на этапе цивилизационных сдвигов, бурных общепланетарных изменений именно экологическая культура должна стать спасением человечества.
Академик Б.Т.Лихачев рассматривает экологическую культуру как производное от экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой. В 1960-х годах ученые решили издать Красную книгу, в которую внесли все исчезающие растения и животные.
19 декабря 1991 года Верховным Советом Российской Федерации принят Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды».
Невозможно научить детей чувствовать природу, любоваться ею, строить гармоничные с ней отношения без определенных знаний экологии.
В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие
закономерности живой (И.А.Хайдурова, С.Н.Николаева, Е.Ф.Терентьева и др.) и неживой природы (И.С.Фрейдкин и др.) В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Основным фактом, обеспечивающим новизну и эффективность воспитательного процесса по данному направлению, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные технологии, в частности проектную деятельность, можно обеспечить эту включённость.
Инновационные технологии. Любая инновация представляет собой не что
иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Проектная технология – это взаимосвязанная деятельность педагога, ребенка и родителей по решению определенных проблем.
Природоохранная деятельность - мероприятия, направленные на сохранение глобальной системы жизнеобеспечения человечества.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.
Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально- этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей среды.
В ДОУ создана целостная система по формированию экологической культуры у детей, направленная на решение следующих целей и задач.
Цель:
формирование у детей элементов экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
Образовательные:
организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
хозяйственной деятельности человека;
Воспитательные:
Развивающие:
- Научность. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний по охране природы, которые мотивируют действия ребенка, развивают познавательный интерес.
- Целостность. Принцип отражает прежде всего целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода. Целостное восприятие ребенком окружающего мира проявляется, на наш взгляд, в его нежелании делить природу на живую и неживую.
важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего».
Один из принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности. Но разве интересно ребенку слушать сухие факты, это неинтересно и непонятно для него. Обучение детей бережному отношению к природе не должно стать скучным и однообразным. И это подтолкнуло нас найти такие инновационные подходы, которые усилят детскую тягу к познаниям в области экологии, научат соблюдать элементарные правила поведения в природе.
Технология квест-игры. Превращаем игры в интересные и забавные путешествия («Путешествие в лес», «Путешествие к морю-океану»,
«Путешествие в зоопарк» и т.д.) В ходе путешествия дети заочно учатся соблюдать правила поведения в природе.
Технология проблемного обучения. Технология очень интересна детям, так как ставит перед ними проблему экологического характера, заставляет задуматься и решить её за короткое время. Ребята получают
письма, телеграммы, СМС от лесных жителей, морских и речных обитателей, которые просят их помочь. Например, Золотая Рыбка написала письмо о том, как люди засоряют пляж на реке Кубань и во время дождей весь мусор попадает в реку. Это очень неблагоприятно сказывается на речных жителях, которых скоро совсем не останется в живых. В ходе разбора таких ситуаций дошкольники учатся беречь и охранять природу не только своего края, но и всей планеты.
Информационно-компьютерные технологии. В последнее время ИКТ технологии заняли очень прочное место в работе педагогов и в развитии детей. Современному ребенку куда интересней увидеть на большом экране экологическую сказку или презентацию, чем слушать педагога. Дети становятся более активными и любознательными. В методической копилке:
Экологический театр, использование народной мудрости (сказок, легенд на экологическую тематику) Представление сказки не только передает содержание, но и учит научному видению в занимательной форме, помогает раскрыть сложные явления в природе, бережно к ней относиться. Можно использовать не только готовые сказки, но и сочинять их с детьми («Придумай окончание сказки», «Что случилось с героями сказки дальше?» и т.д.) Такие сказки помогают нам глубже понять детские интересы и их направленность
Проектная деятельность. Является очень эффективным методом природоохранной работы. В ходе проекта ребята не только видят проблему, но и ищут выход из создавшегося положения. Часто продуктом проектной деятельности становятся природоохранные акции («Поможем птицам зимой», «Сохраним реку», «Посади дерево» и т.д.)
Лично-деятельностная технология. Ребенок, усвоивший необходимые знания, еще не обязательно проявляет себя как субъект экологической культуры. Изменить такое положение дел можно при условии, что в процессе экологического образования ребенка воспитатели не только научат, как беречь природу, но и обеспечат педагогические условия для того, чтобы он практически смог применить эти знания («Путешествие на лесную полянку»,
«Лесной муравейник» и т.д.).
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проектные технологии прочно вошли в практику образовательных учреждений, как инновационные формы обучения детей. Действительно, проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными, способствует развитию у детей и взрослых навыков общения, умения отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления. В этимологическом словаре слово “проект” заимствовано из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”. Поиск инновационных форм работы привел нас к использованию метода проектной деятельности в формировании экологической культуры дошкольников. Уже с самого начала, мы столкнулись с противоречиями, которые возникли между возрастающей потребностью осуществления проектной деятельности и недостаточным уровнем профессиональной компетентности воспитателей. Как обеспечить развитие профессиональных компетенций воспитателей, связанных с проектной деятельностью в системе методической работы? Решением стало создание организационно-методических условий обеспечивающих повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе овладения проектной деятельностью. В ходе работы решались следующие задачи:
других дошкольных учреждений по проблеме;
Для реализации этих задач был разработан план, который включал в себя 3 этапа: организационный, научно-методический, информационный.
На первом организационном этапе было осуществлено анкетирование педагогов, цель которого, изучение первоначального уровня знаний и умений педагогов в вопросах проектирования педагогической деятельности.
В результате анкетирования было установлено, что педагоги испытывают профессиональные затруднения в определении сущности понятий «проект»,
«проектирование», «этапы проекта», не умеют правильно оформить проект. Для решения этих проблем на основном формирующем этапе, были проведены:
педсовет «Роль проектной технологии в формировании методической компетентности педагога ДОУ»;
«Формирование экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность»
-проектная мастерская: «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;
Работа в данном направлении реализовалась не только через обучение педагогов, но и через создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов. Для полноценной организации проектирования пополнились необходимыми материалами экологические и экспериментальные центры развития, дополнительно приобретено материально-техническое оснащение, которое в свободном доступе для всех педагогов ДОУ: компьютер, принтер, аудиотехника, фотоаппарат, мультимедийная установка. Педагоги в работе над проектами в настоящее время используют просмотры видеофильмов, презентации.
При организации научно-методической работы (2 этап) оформлены и даны рекомендации, консультации для педагогов:
«Технология проектирования в деятельности ДОУ», «Этапы работы над проектом». Подобрана методическая литература и пособия. Разработан алгоритм реализации проекта и правила его оформления.
Переходим к информационной работе (3 этап), которая проходит на завершающем этапе, так как содержит в себе создание различных банков презентаций, педагогических идей и т.д. Самое трудное, как оказалось в процессе работы - выбрать интересную тему проекта, мыслей много, остановиться на какой – то одной не всегда сразу получается, поэтому начало работы откладывается и откладывается. Оптимальный выход – фиксировать и собирать интересные идеи в электронный банк «Копилка педагогических идей». Темы накапливаются и на начало учебного года, в сентябре, уже можно просто расставить последовательность тем, пронумеровать, и
начинать работать. Уже отмечено на практике, если что-то интересно педагогу – интересно будет и детям.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей, в большинстве случаев им даются домашние задания, которые они выполняют дома совместно с детьми. Благодаря участию родителей в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка. Как показали данные анкетирования: 100 % опрошенных родителей, удовлетворены проводимой работой, у 58% родителей укрепилась заинтересованность в сотрудничестве с детским садом, проявился творческий настрой к совместной деятельности, налаживается гармонизация детско-родительских отношений, родители стали больше времени проводить с детьми
дошкольного возраста
Проектная деятельность – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей. Поэтому тема проекта, план реализации разрабатываются совместно.
Подготовительная работа включает в себя создание условий:
Составление плана вызывает затруднения у педагогов, так как предугадать, что детям будет интересно на данном этапе просто невозможно. Только совместно с детьми и их родителями, получаем возможность понимания того, что реально интересует детей, какой они хотят видеть свою деятельность. Участие родителей в экологических проектах – залог успешного проекта. Для начала – опрос или анкетирование о предстоящем проекте и участии в нем детей. Далее предлагаем им оказать помощь в сборе
природного материала, принять участие в выставке рисунков и поделок из природного материала, оформлении альбомов, коллажей, гербариев и т.д. Очень популярны «домашние задания» для родителей и детей – найти информацию по теме проекта, подобрать иллюстрации, прочитать литературу и т.д. Такая работа сближает родителей и детей.
В ходе планирования мероприятий в экологических проектах педагогам необходимо помнить о таких приемах, как экспериментирование, творческая продуктивная деятельность и коммуникативные навыки.
Переходя к основному этапу, не забываем о разнообразии форм и методов работы: экскурсии и походы, экологические праздники, развлечения, подвижные и дидактические игры, природоохранные акции, опыты и эксперименты, наблюдения, дежурства в уголке природы и т.д.
В соответствии с ФГОС ДО при организации совместной деятельности с детьми большое внимание уделяется мотивации. Ребенок должен знать, для чего он это делает, зачем ему это надо. Старые способы мотивации (письмо, телеграмма, стук в дверь, рассматривание картинок и игрушек) уже не работают. Совместно с педагогами мы решили создать банк мотиваций. В него вошли, предлагаемые воспитателями такие сюрпризные моменты, как: звонки сотовых телефонов, механические коробочки с секретами, звуковые сигналы (скорая помощь, пожарная машина, полиция), звуковое письмо, появление в группе нового предмета, просмотр видеосюжетов на ноутбуке и другие.
Также очень интересен прием рефлексии. Изначально многие педагоги не могли почувствовать разницу между анализом занятия и новым словом
«рефлексия». Что же это такое? Рефлексия – (обращение назад) способность ребенка взглянуть на себя со стороны (Что я сделал? Как? Зачем?). Раньше, педагог, подводя итог деятельности, не мог сконцентрировать детское внимание, уставшие дети уже не слышали его. На сегодняшний момент воспитатели используют при анализе: смайлики, на которых изображено разное настроение (все хотят получить смайлик), «волшебный микрофон» (хочется всем высказаться в настоящий микрофон), «дерево с яблоками» (всем хочется повесить на макет дерева свое яблоко) и другие. В процессе дети могут рассказать, почему они выбрали то или иное настроение, что было трудно, что не удалось. Отсюда можно сделать вывод: успех мотивации и рефлексии зависит от фантазии и творчества педагога.
На заключительном этапе оформляем проект, готовим презентацию, не забываем о продукте экологического проекта. Это может быть выставка поделок из природного материала, экологический праздник, показ экологической сказки и т.д.
В 2020-2021 годах в МБДОУ разработаны и реализованы следующие экологические проекты:
Проект «Экологическая тропа». Долгосрочный, познавательно- исследовательский проект. Цель: Создание маршрута экологической тропы, обеспечивающей у детей дошкольного возраста формирование экологической культуры и любви к родным местам. С помощью родителей в ДОУ оборудовано 18 станций: «Птичий двор», «Наш кормилец огород»,
«Зеленая аптека». «Метеоплощадка» и другие. Создавая экологическую тропу, были воссозданы фрагменты разных растительных сообществ, сообществ животного мира, характерных для Кубани, что помогает педагогам знакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами Краснодарского края.
Проект «Покормите птиц зимой» Цель проекта: закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, учить заботиться о них во время холодов. В ходе реализации проекта воспитанники и родители позаботились о пернатых: изготовили кормушки и принесли корм для птиц.
Проект «Пластик – польза или вред» Значимость и прикладная ценность проекта: научить дошкольника бережно относиться к окружающей нас природе, привить ему навыки ручного труда, расширить знания об истории вещей. В результате проделанной работы дети узнали:
В ходе реализации проекта дошкольники придумали способы вторичного использования пластиковой бутылки.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что использование проектной деятельности не только направляет детскую активность на получение положительных впечатлений от процесса проектирования и повышает детскую самооценку, но и помогает научиться работать в единой команде педагогам, воспитанникам и родителям.
Сказка – это удивительный мир, который открывает детям наглядно- образное и наглядно – действенное постижение окружающей действительности, позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них. В природоохранной работе с детьми сказки занимают особое место. В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется лень – трудолюбию, небрежное отношение к природе – охране окружающей среды. Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. В экологической сказке можно найти полный перечень глобальных проблем и образные способы их решения, она даёт возможность, благодаря воображению понаблюдать с
детьми за жизнью диких животных или отправиться в сказочное путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.
В проектной деятельности экологические сказки можно планировать и в основной и в заключительной части, как продукт проекта.
Использование в проекте экологических сказок позволяет решить следующие задачи:
-воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;
-развивать познавательный интерес к миру природы;
-развивать чувство эмпатии к объектам природы;
- прививать детям экологическую культуру поведения;
-формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка дошкольника;
-формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Принципы работы с экологическими сказками: Осознанность – причинно-следственные связи в развитии экологического сюжета, понимание роли каждого сказочного персонажа.
Множественность – одно и то же экологическое событие может иметь несколько событий и смыслов.
Связь с реальностью – каждая сказочная ситуация преподает жизненный экоурок.
В работе с дошкольниками педагоги ДОУ используют литературу, рекомендованную образовательной программой детского сада. Это произведения классиков детской литературы: К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, К. Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой, а также авторские экологические сказки. Более подробно изучить эту тему можно в учебном издании Н. А. Рыжовой «Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники», где представлены авторские сказки, материал по использованию сказок и как сочинять сказки. Также педагоги в работе с дошкольниками по формированию экологической культуры используют авторские экологические сказки старшего воспитателя: «Как вода гулять отправилась»,
«Как Эколята - сказочные герои лес спасли», «История о Домовенке Кузе – хозяине экологической тропы», «Сказка про Мухомор», «Путешествие Капельки». Авторские сказки знакомят детей с необыкновенными героями Капелькой, Мухомором, Эколятами, Домовенком Кузей (ПРИЛОЖЕНИЕ
№6).
Главное условие авторских сказок – они должны быть доступны детям, а их изложение отличаться выразительностью и отражать тему охраны природы.
Работая со сказками, педагоги используют речевые упражнения: «Придумай окончание сказки», «Что случиться, если…» и т.д.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны.
Использование метода проекта в МБДОУ как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление.
«Познавательное развитие»
В ходе совместной деятельности воспитателя и детей, дошкольники получают знания из области естествознания, которые становятся основой осознанного отношения к объектам природы.
Дидактические игры: «Подбери пару», «Что изменилось», «Чудесный мешочек», «Помоги Незнайке», «Найди что покажу (назову)», лото
«Животные» и другие.
Словесные игры: «Кто как кричит?», «Узнай по описанию», «Так бывает или нет».
Формирование элементарных математических представлений.
Дидактические игры: «Назови самое высокое (низкое) животное», «Кто больше?», «На что похоже», «Больше – меньше»
Игры на развитие сенсорики.
«Речевое развитие»
Экологическое воспитание тесно связано с развитием речи, особенно дошкольников. Ребёнок познаёт окружающий мир, формируются знания, и развивается речь и все её компоненты – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и связная речь.
Подбор дидактических игр и упражнений на тему экологии помогает развивать все компоненты речи детей, обогащать их словарный запас.
Игры на развитие речевого дыхания:
«перелетает», «садится»).
струёй воздуха; закрепление знаний об одуванчиках)
В ходе реализации экологических проектов дети учатся понимать вопрос и точно отвечать на него, слышать ответы других ребят. Большое значение для развития мышления, объяснительной речи имеют обсуждения фактов, отражающих взаимосвязи в природе.
«Социально – коммуникативное развитие»
Система экологического воспитания хорошо согласуется с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие». Выращивая растения, ухаживая вместе с взрослыми за обитателями уголка природы, дети на конкретном уровне усваивают моральные и нравственные ценности (ценность жизни, необходимость осторожного, бережного обращения с любыми живыми существами), учатся правилам поведения в природе.
Игры экологической направленности:
суши и воды; уточнение правил безопасного поведения на природе).
Словесные игры: «Похожи – не похожи», «Цепочка», «Игра в слова», «Да – нет», «Что было бы, если…».
«Художественно – эстетическое развитие»
Раскрыть ценность объектов природы, обогатить, окрасить их восприятие эмоционально положительным отношением – задачи, которые успешно решаются при:
Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребёнок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Он получает разного рода информацию, накапливает впечатления - цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором зарождается интерес к гармонии цветов, звуков и пластике предметов.
«Физическое развитие»
Самая большая ценность, которую человек получает от природы – это здоровье. Экологическое воспитание дошкольника в рамках образовательной области «Физическая культура» предусматривает согласование программ физического и экологического воспитания. Это может быть включение в содержание мероприятий:
облако»);
Основные направления работы ДОУ по формированию экологической культуры у дошкольников:
№ |
Направления |
Мероприятия |
|
Создание благоприятных условий |
|||
1 |
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса |
Образовательная программа ДОУ, парциальные программы (С.Н.Николаева «Юный эколог», «Люби и знай свой край родной»), методическая и художественная литература, конспекты ООД и сценарии развлечений |
|
2 |
Создание предметно- |
мини-центры (экспериментальный, |
|
пространственной развивающей среды |
природы), маршрут экологической тропы, уголок «Эколята-дошколята», картотеки, дидактические игры и т.д. |
|
3 |
Методическое сопровождение педагогов |
Педагогические советы, семинары, консультации в ДОУ, посещение районных методических объединений и семинаров, открытые показы образовательной деятельности, мастер- классы и т.д. |
Организационный этап |
||
4 |
Работа с детьми |
Подбор эффективных форм и методов работы, использование инновационных технологий, в частности технологии проектирования |
5 |
Взаимодействие с родителями |
Информационные стенды, родительские собрания, экологические проекты, природоохранные акции и т.д. |
6 |
Взаимодействие с социумом |
Проведение природоохранных акций, встреч с интересными людьми |
Одним из направлений природоохранной работы в ДОУ является создание благоприятных условий, которые включают в себя: программно- методическое обеспечение образовательного процесса, создание предметно- пространственной развивающей среды и методическое сопровождение педагогов. В соответствии с ФГОС ДО экологическое воспитание дошкольников старшего возраста в дошкольном учреждении реализуется двумя путями: через образовательную программу ДОУ, разработанную в соответствии с примерной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, (на неё отводится 60 % времени, отведенного на образовательную деятельность) и парциальными программами: С.Н.Николаевой «Юный эколог» и программой «Люби и знай свой край родной» (40% времени, отведенного на образовательную деятельность). И в том и в другом случае экологическое воспитание детей осуществляется в системе, где особое место отведено природоохранной деятельности. В помощь воспитателям в проекте «Юные защитники Кубани» разработан перспективный план природоохранной деятельности, подобраны конспекты образовательной деятельности, сценарии экологических праздников и развлечений. Учебно-методический комплект дополняют детские энциклопедии: «Планета Земля» и «Красная книга» (под редакцией
И.В.Травиной), «Зеленая планета» (автор Э.Бомон). Благоприятные условия по воспитанию экологической культуры у дошкольников создает предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ. С целью ознакомления дошкольников с природой Донского края в старших возрастных группах оформлены центры природы и экспериментирования, в которых имеются материалы: «Картотека опытов и экспериментов с использованием природного материала», «Гербарий растений и цветов Дона»,
На территории детского сада создана экологическая тропа. Маршрут экологической тропы проходит мимо многообразия деревьев и кустарников, растущих в ДОУ. Дети могут наблюдать в разные времена года за сосной, березой, липой, сиренью, ивой, кленом, рябиной. Разработан перспективный план и конспекты мероприятий к проекту экологической тропы, которые активно включаются в детскую деятельность.
С целью развития экологического образования, экологической культуры дошкольников в уголке представлены материалы природоохранной деятельности: лепбуки, календарь экологических праздников, детские проекты, художественная литература и т.д.
На территории детского сада создан детский огород, на котором дети выращивают различные овощи. В ходе сезонных работ ребята рыхлят почву, поливают, а осенью собирают выращенный урожай.
Немалый интерес и желание вызывает у детей работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями, что способствует воспитанию доброты, чувства постоянной заботы о тех, кто живет рядом.
Ключевым условием качественной работы по экологическому воспитанию подрастающего поколения является неравнодушный, компетентный педагог. Он сам должен знать природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к своей малой родине, природному миру и воспитать бережное к ней отношение. Результаты первичного анкетирования педагогов по выявлению экологической грамотности показали, что воспитатели сами должны пройти этап экологического образования.
С педагогами проведены смотры-конкурсы «Огород на подоконнике», «Лучшая кормушка для птиц». В помощь педагогам разработаны методические рекомендации
Природоохранная деятельность может быть очень разнообразной, занимательной и увлекательной. И это во многом зависит от готовности и экологической образованности самого педагога и, конечно, нельзя забывать, что очень важен образец подражания и достойный пример взрослого.
Результаты анкетирования педагогов по выявлению уровня экологической грамотности на начальном этапе показали - в детском саду у воспитателей есть пробелы. На заключительном этапе по всем направлениям прослеживается положительная динамика.
Владеют теоретическими знаниями по экологии – начальный этап – 67%, заключительный – 85%
Знакомят воспитанников с правилами поведения на природе – начальный этап – 30%, заключительный – 90%
Считают, что это нужно воспитаннику – начальный этап – 50%, заключительный – 100%
80%
60%
40%
20%
0%
начальный этап Столбец1
Взаимодействуют с родителями по вопросам экологии - начальный этап – 35%, заключительный – 90%
Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». В соответствии с этими формулировками построена педагогическая диагностика развития детей в рамках экологического воспитания в ДОУ.
Вывод:
Перспективы в природоохранной работе ДОУ:
Природоохранная работа в ДОУ проводится в системе с детьми старшей и подготовительной групп уже второй год. Однако, как показала практика, воспитание экологически-культурного человека необходимо начинать с более раннего возраста. Необходимо разработать план природоохранной деятельности во второй младшей и средней группе, используя игровые формы работы.
- М.: АРКТИ, 2004. - 320с.
«Академия», 2002 г., 336 с.
- 2005.- № 17.- С. 11-15.
Материалы Интернет – ресурсов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.