Статья "Этапы формирования действий контроля и оценки в начальной школе"
Оценка 4.8

Статья "Этапы формирования действий контроля и оценки в начальной школе"

Оценка 4.8
docx
01.10.2020
Статья "Этапы формирования действий контроля и оценки в начальной школе"
Этапы формирования действий контроля и оценки в начальной школе.docx

В последнее время мы часто говорим, что нашему обществу нужны образованные, инициативные люди,  которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. В появлении таких качеств личности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. Практика показывает низкий уровень развития самооценивания у большинства школьников. Среди учеников, оканчивающих начальную школу, выявлено только 10% детей, обладающих умениями самооценивания в учебной деятельности. Причина данного явления в том, что оценка, как компонент учебной деятельности, осуществляется учителем, а ученик освобождается от необходимости самостоятельно оценивать себя. Отметка становится для одних детей «доброй феей, а для других – Бабой Ягой». Встаёт задача: как сделать так, чтобы и ученик чувствовал свой рост, и родители ощущали продвижение (или задержку) в обучении и развитии ребенка?   Ответ на этот вопрос помогают дать новые формы оценивания результатов обучения младших школьников, комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных, личностных результатов); оценка успешности освоения содержания учебного предмета.

В связи с этим в начальной школе уделяется особое внимание формированию оценочной деятельности. Оно происходит в несколько этапов.

Уже в первом классе дети узнают о необходимости оценивать результаты деятельности исходя из цели, на которую ориентирована эта деятельность. Появляется необходимость в критериях оценивания. В первом классе отрабатываются умения оценки по критериям, носящим субъективный характер: (правильно, аккуратно, соответствует эталону). Критерии постепенно усложняются и расширяются.

Оценка предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся.

Например, на уроке письма, можно выяснить, какой элемент в написании буквы у детей не получается и почему, что необходимо сделать, чтобы добиться соответствия образцу. Необходимо обсудить, что даёт красиво выполненная работа самому себе. Итак, вырабатывается первый критерий - аккуратность. После выполнения предложенного задания ученик может зафиксировать на полях тетради мнение о красоте своей работы, подчеркнуть самую красивую, с его точки зрения, букву. Каждый раз ученики совершенствуются в умении оценивать свою работу, ищут причины, которые пока не позволяют достичь желаемого результата. Таким образом, первоклассники оценивают свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. В результате ребята получают первый опыт оценивания. Таким образом, контрольно-оценочная деятельность включает в себя следующие основные этапы:

Ø Постановка цели

Ø Выработка критериев

Ø Организация учебной деятельности

Ø Оценка

Ø Отметка

 

Во втором классе дети знакомятся с бальной системой оценки и рассматривают возможности использования такого оценивания на различном материале. Организуется работа по оцениванию в различных бальных диапазонах. Продолжается работа с критериями, организуется деятельность по определению критериев к различным видам работ: списывание, диктант, решение задач, пересказ, чтение наизусть. Часто используется взаимооценка. Причём при взаимооценке дети мотивируют своё мнение, указывают товарищу на его недостатки и хвалят за успехи. Такой вид деятельности очень нравится учащимся: во-первых, потому что они видят интерес к своей работе, во-вторых, им приятно быть в роли «учителя», высказывать своё мнение и чувствовать внимание к своим суждениям; в-третьих, школьники учатся критически и адекватно оценивать свою работу, что снимает непонимание между учителем и учеником. Дети теперь понимают, почему педагог ставит ту или иную отметку. Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, ученик оценивает относительно себя.

На уроках важно использовать прогностическую и ретроспективную самооценку. При ретроспективной самооценке ученик проверяет работу и сдаёт на проверку. Учитель исправляет ошибки и возвращает тетрадь. Ученик, видя исправленные ошибки, соотносит с критериями оценивания и результат символом фиксирует на полях.

Формирование прогностической самооценки осуществляется следующим образом. Ученику предлагается выполнить задание, он внимательно знакомится с содержанием задания, соотносит свои возможности с работой и до выполнения себя оценивает. После выполнения задания снова идёт оценивание. Таким образом, сравнение прогностической оценки с ретроспективной, позволяет ребёнку увидеть свои успехи и затруднения.

Для систематического вовлечения детей в оценочную деятельность используют технологию формирующего оценивания, вот некоторые из них:

1) Светофор. Учитель просит цветом обозначить понимание или непонимание материала на любом этапе урока.

2) Речевые образцы. Учитель периодически дает учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ. Например:

Имя прилагательное – это _____________________________часть речи, обозначающая _________________ предмета. В начальной форме отвечает на вопросы _____________? ________? Может изменяться по _____________, по ________________, по _____________ вопросов. В предложении обычно является ___________________________ членом предложения. Все изменения имени прилагательного зависят от _____________________________, которому оно подчиняется.

 

3) Проверка ошибочности понимания    

Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или процессе. Затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.

1. Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

2. Глаголы изменяются по временам.

3. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Спрягаются глаголы только в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

4. В предложении глагол обычно служит сказуемым и вместе с подлежащим образует его грамматическую основу.

5. Глаголы склоняются, то есть изменяются по числам и падежам.

6. Чтобы правильно написать безударный суффикс в глаголе прошедшего времени, не нужно определять спряжение глагола.

Маркировочные знаки:

      информация, которая уже была известна тебе;

+     новая информация;

-      неверная информация.

4) Мини – тест  

Мини – тесты призваны оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е. знания конкретной информации, определенного материала.

Это тесты, предполагающие выбор:

•        из множества предложенных ответов;

•        из правильного/ неправильного ответа;

•        или предполагающие краткий ответ.

 

5) Формативный тест         

Учитель произвольно делит учеников на малые группы (по 4 – 5 учащихся в группе). Каждый учащийся получает лист с вопросами теста и лист для ответов. Учащимся предоставляется время на обсуждение вопросов теста в малых группах. После обсуждения учащиеся заполняют лист ответов самостоятельно. Баллы каждого учащегося подсчитываются отдельно. Дети они могут быть не согласны с членами группы, и отметить тот ответ, который они считают правильным. Единое мнение в группе при обсуждении ответа на тот или иной вопрос не требуется.              

6) Внутренний и внешний круг.

Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и  задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.

7) Две звезды и желание

         Применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, рисунков. Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки – желание.

8)  «Незаконченное предложение».

Учащиеся должны закончить предложение, например,

Этот вид работы можно использовать на этапе урока «Рефлексия» как в устной, так и письменной форме.

Я сегодня на уроке учился____________

Я работал с _____________настроением.

Я________доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда _________________ .

Ещё одна  форма оценивания, где  ученики (сначала совместно с учителем, потом самостоятельно)  отмечают свое продвижение – лист – диаграмма «Я  учусь читать». Ребенок отмечает скорость своего чтения и совместно с учителем заносит характеристики чтения в оценочный лист. Так он наглядно может пронаблюдать динамику развития такого компонента как темп чтения. Это способствует развитию самоконтроля за данным видом деятельности.

Таким образом, ребенок учится не только  оценивать свои действия, но и планировать их, осознавать свое понимание или непонимание, свое продвижение вперед. Это  способствует развитию рефлексивной способности оценивать себя.

      Для фиксирования и накопления индивидуальных достижений в разнообразных видах деятельности у каждого ученика есть «Портфель достижений» или «Портфолио».  Это специальная папка, куда собираются самые важные работы ученика с 1 класса: контрольные и творческие работы, рисунки, грамоты, благодарности. Дети сами решают, что положить в эту папку. В один из разделов «Портфолио»  учитель вкладывает листы   учебных достижений учащихся, лист – диаграмму «Я  учусь читать», листы с «лесенками знаний». Они заполняются в течение года.

Работа с новыми формами оценивания достаточно трудоёмка, но необходима, так как она позволяет видеть уровень развития как класса в целом, так и каждого ученика в частности, корректировать свою деятельность.


 

Скачано с www.znanio.ru

В последнее время мы часто говорим, что нашему обществу нужны образованные, инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора

В последнее время мы часто говорим, что нашему обществу нужны образованные, инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора

Таким образом, первоклассники оценивают свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания

Таким образом, первоклассники оценивают свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания

Формирование прогностической самооценки осуществляется следующим образом

Формирование прогностической самооценки осуществляется следующим образом

Глаголы изменяются по временам

Глаголы изменяются по временам

Учитель произвольно делит учеников на малые группы (по 4 – 5 учащихся в группе)

Учитель произвольно делит учеников на малые группы (по 4 – 5 учащихся в группе)

Ещё одна форма оценивания, где ученики (сначала совместно с учителем, потом самостоятельно) отмечают свое продвижение – лист – диаграмма «Я учусь читать»

Ещё одна форма оценивания, где ученики (сначала совместно с учителем, потом самостоятельно) отмечают свое продвижение – лист – диаграмма «Я учусь читать»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2020