Статья.
Формирование и развитие универсальных учебных действий у обучающихся с нарушениями слуха через использование диалога в образовательных квестах.
В сурдопедагогике, вопросы коммуникации детей являлись основополагающими с момента её становления как науки. Известно, что по уровню речевого развития обучающиеся, имеющие нарушения слуха, отстают от слышащих сверстников. Несовершенство умений и навыков, связанных с использованием речи как средства общения, является характерной особенностью учащихся с нарушениями слуха, обусловленной вторичными отклонениями. Крайне редко дети с нарушением слуха являются инициаторами общения, особенно если существует необходимость во взаимодействии при совместной деятельности с учителем или сверстниками с помощью речи. Из индивидуальных бесед с обучающимися, сделали вывод, что многие не чувствуют потребности в устной речи, так как стесняются использовать её в жизни в силу характерных особенностей звукопроизношения, а также с трудностями, возникающими при оформлении своего высказывания. Обучающиеся испытывают затруднения в понимании смысла реплик, высказанных собеседником в форме краткого сообщения или встречного вопроса, отмечается бедность лексики, неточное и неправильное употребление слов, нарушения в построении предложений, характерным является преобладание одних и тех же заученных вопросов, и ответов и употребление неполных предложений.
Учебные навыки общения в рамках только школьных занятий не позволяют в полной мере овладеть коммуникативными навыками естественного общения, межличностных отношений, нравственно-этических норм и личностного развития. Так формируются лишь речевые действия, но не сама речевая деятельность. Данную работу можно считать только вспомогательным средством на пути к реальному общению и развитию коммуникативной компетенции. Необходимо создание мотивационной базы, говорящий должен "иметь мысль" и ощущать потребность в передачи своей мысли.
В таких условиях возникает необходимость создания дополнительного образовательного пространства, направленного на развитие коммуникативных способностей, на расширение творческого потенциала, формирование навыков группового сотрудничества, и приобретение социального опыта у обучающихся с нарушениями слуха. Одной из таких современных технологий, является квест-технология.
Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающиеся должны овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
- отвечать на вопросы кратко и развернуто; - составлять вопросы устно и письменно; - понимать на слух информацию, содержащуюся в устном высказывании; - отвечать на поставленный вопрос полным ответом. - ставить вопрос к имени существительному; - составлять предложения по картинке; - составлять рассказ по серии картинок; - восстанавливать деформированные предложения. - употреблять в речи предлоги. - составлять предложения из заданных слов; - отвечать на вопросы по тексту и по картинке; - соотносить слово с его графической схемой; - развивать навыки согласования слов в словосочетаниях; - применять аналитико-синтетический метод, работа над труднопроизносимыми словами.
|
Коммуникативные: - работать парами, бригадами, описывать в устной форме свои действия; - договариваться и плодотворно взаимодействовать друг с другом; Регулятивные: - увеличить словарный запас пассивного и активного словаря, актуализировать его на уроках и в жизни; - развитие мышление, память, эмоционально-волевую сферу. Познавательные: - соотносить картинки с предложениями; - составлять предложения; -дополнять предложения словами; -упорядочивать последовательность картинок; -рассматривать картинки и дополнять предложения; - составлять предложения по схемам; -сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия; -понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем; -группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям; -находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; -воспроизводить услышанное; -работать над базовым словарем. |
- развить личностные качества характера: уверенность, общительность, жизнерадостность, позитивное отношение к себе и близким; - создать условия для успешной социализации и интеграции школьников с нарушениями слуха.
|
Обучающиеся с нарушениями слуха, которые прошли через образовательные квесты, в полной мере овладели планируемыми универсальными учебными действиями, продемонстрировали высокий уровень развития диалогической речи, коммуникативной самостоятельности, они решали различные проблемные ситуации, выражали своё отношение к событию, привлекали внимание собеседника к тому или иному факту, вели беседу об увиденном.
Работа по организации и проведению образовательных квестов будет осуществляться постоянно, так как воспитание школьников, обладающих коммуникативной и информационной компетентностью всегда будет оставаться актуальной задачей современного образования.
Мы убеждены, что участие в квест-игре – это хорошая ступень на пути личностного роста для обучающихся с нарушениями слуха.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.