Статья «Формирование контрольно-оценочных способностей учащихся»
Оценка 5

Статья «Формирование контрольно-оценочных способностей учащихся»

Оценка 5
docx
29.04.2021
Статья «Формирование контрольно-оценочных способностей учащихся»
Статья Форирование контрольно -оценочных спасобностей Аманбаева М.М. зам.дир.docx

ТЕМА: «Формирование контрольно- оценочных способностей учащихся»

                                                          Автор: Аманбаева Менлизат Мовлиевна

 Заместитель директора по УВР

                                                                   МБОУ «СОШ № 13 с УИП эстетического цикла

 

                                                     Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению формирования у школьников специальных навыков самоконтроля на разных этапах урока.

Предлагаются конкретные этапы и приемы формирования самоконтроля у школьников.                                                  

1. ВВЕДЕНИЕ

Дидактическое правило «Учить учиться» никогда не было так актуально, как сейчас.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В связи с этим, особое значение приобретает формирование учебной деятельности школьников. Это осмысленная и целенаправленная деятельность по овладению знаниями. Именно она лежит в основе развивающего обучения.

Учебная деятельность- ведущая деятельность в младшем школьном возрасте, именно поэтому ее структура должна закладываться с первых дней пребывания ребенка в школе. Одним из компонентов учебной деятельности, с которого, по мнению психологов, должно начинаться ее формирование, является ее самоконтроль. Несформированность самоконтроля у младших школьников не дает полноценной возможности для формирования у него оценочной деятельности. К сожалению, на формирование самоконтроля у учащихся в школе обращают мало внимания, что особенно недопустимо в аспекте развивающего обучения.

         Наивысшие образовательные результаты возникают только тогда, когда любые воздействия учителей  совпадают с собственными усилиями школьника в освоении учебной деятельности, с его активностью по «образованию»  себя. Именно  поэтому одна из важнейших задач школы заключается в том, чтобы формировать восприятие ребенком образовательного процесса не только как внешней по отношению к нему деятельности, но и как результата своей собственной деятельности, своей личной заботы, личной ответственности за сотворение, развитие себя, своей индивидуальности. Один из возможных путей содействия этому – вовлечение самих учащихся в оценку своей учебной деятельности.

         Б.Эльконин по этому поводу пишет: « Действию самоконтроля в процессе решения учебных задач следует придавать особое значение. Именно оно характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс.

         Необходимо подчеркнуть, что первым важным условием обучения школьников самоконтролю  является установка на его  осуществление. В младшем и среднем школьном возрасте у ребят слабо развиты процессы саморегуляции или волевая сфера. Поэтому побуждение их к самоконтролю важно на всех этапах  самостоятельной работы. Другое важное условие – это целенаправленное формирование у школьников специальных навыков самоконтроля.

         Невысокий уровень самоконтроля у учащихся является следствием того, что на уроках многие из них фактически не обучаются этому. Между тем, самоконтроль необходим на разных этапах учебного процесса, и соответственно на разных этапах урока учащихся следует ему обучать.

 

                                   ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ:

Какие же этапы учебного процесса можно выделить?

Первый этап – предупреждающий. Прежде всего, учащихся надо обучать предварительному (подготовительному) самоконтролю, который проводится до начала выполнения задания. Цель этого этапа – убедиться в правильном понимании учебной задачи, требований учителя. Ученику надо подсказать, что сделать это он сможет, задавая учителю вопросы, уточняя условия поставленных учителем учебных задач.

Второй этап – сопровождающий или исполнительский. На исполнительском этапе самостоятельной деятельности, в процессе решения учебной задачи педагогу следует поощрять и «провоцировать» текущий «коррективный» самоконтроль.

Третий этап – завершающий или заключительный. На заключительный «констатирующий» самоконтроль учащихся следует нацеливать после выполнения определенного вида деятельности, после самостоятельной работы.

Любой вид деятельности на уроке учитель может использовать для научения самоконтролю, самоанализу, самооценке.

Первый прием, который использует учитель в своей деятельности, это ДИАЛОГ. Учитель обращается к ученикам  с вопросами: «Почему мы ошиблись?», «Какой другой вариант решения мы могли бы выбрать?», «Что мы с вами делали, чтобы достичь запланированного результата?»  и т.д.. Тем самым он поощряет детей к активности, самостоятельности суждений, отслеживанию своих учебных действий и соотнесению их с поставленными задачами. Удается при этом уйти от традиционных для учителя позиции ведущего, а учащихся – ведомых.

Второй приемИСТИННОСТЬ ИЛИ ЛОЖНОСТЬ УТВЕРЖДЕНИЯ. Этот прием побуждает учащихся к самостоятельным выводам и умозаключениям.

Третий прием – УЧЕБНОЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ. Ученик, применяя знания, осуществляет непрерывный самоконтроль и проговаривает вслух.

Четвертый прием – СВЕРКА С ОБРАЗЦОМ. С.Д. Манвелов считает, что «ключевым звеном проведения контроля является сверка с образцом. Образец должен быть хорошо усвоен, прежде чем он может быть использован в самоконтроле, то есть, чтобы сформировать самоконтроль у школьников, надо сначала обеспечить усвоение образца, что значит, надо создать у учащихся опыт, соответствующий нужному акцентору действий».

Пятый прием – ПОИСК. Ребята побуждаются к поиску различных вариантов решения учебной задачи и включаются в поисковый и творческий уровень деятельности.

Шестой прием – СТРУКТУРИРОВАНИЕ текстов учебников и составление различного рода конспектов. При этом отрабатывается умение анализировать доказательства, контролировать процесс работы с текстом.

Седьмой приемСАМОПРОВЕРКА.

Восьмой приемСАМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ. Однако ученику предлагаются некоторые ориентиры в осуществлении этого задания. Например, может быть проведено взаимное рецензирование сочинений. Учащимся предлагаются ориентировочные вопросы, которыми можно руководствоваться при выполнении задания:

ü Соответствует ли содержание сочинений теме?

ü Какова последовательность изложения материала?

ü Раскрывает ли эпиграф основную мысль материала?

ü Правильно ли составлен план?

ü На все ли пункты плана дан ответ?

ü Понравилось ли сочинение?

ü Какие наиболее удачные места вы бы могли в нем отметить?

ü Этот прием самоконтроля помогает формировать адекватную самооценку.

Девятый приемУЧАЩИЕСЯ ПОБУЖДАЮТСЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ  одноклассникам, учителю. Это полезный прием сотрудничества педагога и школьника, активизирующий весь класс. Следует поощрять разные вопросы: по пройденному материалу, по конкретной теме, по выявлению главного, расширяющие ответ ученика, помогающие выявить главное, помогающие сравнивать факты.

Десятый приемТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ  полезны для научения отслеживанию своих знаний.

Одиннадцатый приемДЕЛЕГИРОВАНИЕ РОЛЕЙ  учащимся означает следование принципу личностно-ролевого участия школьников в учебном процессе. Многие роли вполне могут выполнить сами учащиеся: консультант, докладчик, оппонент и другие. Поскольку способность к самоконтролю в учебной деятельности выступает как умение самостоятельно отслеживать свой собственный путь к достижению поставленной цели, то третьим важным условием формирования самоконтроля является использование в учебной работе планов.

Еще одним важнейшим условием формирования самоконтроля является вовлечение школьников в разнообразные формы ВЗАИМОПРОВЕРКИ (Двенадцатый прием).  Вот некоторые из них:

ü Взаимная проверка письменных ответов. Она целесообразна и удобна при проведении небольших проверочных работ на 5-7 минут.

ü Взаимопроверка итоговых самостоятельных работ, которые обычно проводятся после изучения целой темы. В процессе взаимопроверки учащимся следует разрешать пользоваться учебником, таблицами и другими пособиями.

ü Взаимопроверка устных ответов. Эта форма взаимоконтроля реализуется в нескольких вариантах:

- после того, как учащиеся прорабатывают (перечитывают, осмысливают) новый материал, создаются пары, в которых один ученик спрашивает, а другой отвечает на вопросы;

- из числа наиболее подготовленных учеников определяются консультанты, которые контролируют работу одноклассников.

         Не столько важна контрольная функция взаимопроверки, сколько побуждение школьников к активности. Развитие умения сотрудничать друг с другом, оценивать достигнутый в деятельности результат. Именно развивающая функция взаимоконтроля имеет огромное значение в формировании у школьников контрольно-оценочных способностей. Не следует забывать, что на первом этапе ребенок учится контролировать только под руководством взрослых и только после этого самостоятельно. Мало поставить перед ребенком задачу контроля, необходимо тщательно организовать этот процесс. Наконец, важную роль в овладении контролем играет моральная атмосфера, в которой он формируется. Ученик должен хорошо осознавать, что обнаружение ошибок, как у себя, так и у других людей дело тонкое и деликатное

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ САМОКОНТРОЛЯ :

ü Установка на его осуществление

ü Формирование у школьников навыков самоконтроля.

                               ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ:

ü Первый этап – предварительный самоконтроль

ü Второй этап – сопровождающий контроль

ü Третий этап – завершающий самоконтроль

                ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ:

ü Первый прием – Диалог

ü Второй прием – Истинность или ложность утверждения

ü Третий прием – Учебное комментирование

ü Четвертый прием – Сверка с образцом

ü Пятый прием - Поиск

ü Шестой прием – Структурирование

ü Седьмой прием – Самопроверка

ü Восьмой прием – Самостоятельные творческие задания

ü Девятый прием – Учащиеся побуждаются задавать вопросы

ü Десятый прием – Тестовые задания

ü Одиннадцатый прием – Делегирование ролей

ü Двенадцатый прием – Взаимопроверка

 

            СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный стандарт, пункт 4.1.8

2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д.Данилов.

3. М.Лукьянова, доцент кафедры педагогики и психологии Ульяновского ИПКиПРО. Развитие контрольно-оценочных способностей учащихся, рекомендации психолога учителю. Журнал «Учитель» №2, 2003 год.


 

ТЕМА: «Формирование контрольно- оценочных способностей учащихся»

ТЕМА: «Формирование контрольно- оценочных способностей учащихся»

Б.Эльконин по этому поводу пишет: «

Б.Эльконин по этому поводу пишет: «

Удается при этом уйти от традиционных для учителя позиции ведущего, а учащихся – ведомых

Удается при этом уйти от традиционных для учителя позиции ведущего, а учащихся – ведомых

Десятый прием – ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ полезны для научения отслеживанию своих знаний

Десятый прием – ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ полезны для научения отслеживанию своих знаний

Первый этап – предварительный самоконтроль ü

Первый этап – предварительный самоконтроль ü
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2021