Статья "Формирование познавательных интересов обучающихся на уроках производственного обучения"

  • docx
  • 06.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование познавательных интересов.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование познавательных интересов обучающихся на уроках производственного обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ермакова И. С.,

мастер производственного обучения


 

Формирование познавательных интересов обучающихся на уроках производственного обучения

 

Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью обучающегося к учению, к познавательной деятельности в области одного, а может быть, и ряда учебных предметов.

Успешность обучения существенно зависит от отношения обучающихся к учебной деятельности. Практика работы показывает, что каждый урок нужно проводить так, чтобы обучающимся было интересно учиться. При «учении с увлечением» эффективность урока заметно возрастает, ученики охотно выполняют предложенные им задания, мастерам не нужно тратить время на поддержание дисциплины, внимания.

Познавательный интерес не только помогает ученикам успешно учиться осваивать свою профессию, но, и главное, влияет на развитие личности. Именно интерес положительно воздействует на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воли, интеллектуальной активности. На первоначальном этапе развития интереса к учению легче всего вызвать интерес, любознательность, используя игровые ситуации, различные виды наглядности, занимательность, опираясь на жизненные наблюдения обучающихся.

К основным методам и методическим приемам формирования познавательного интереса на уроках производственного обучения можно отнести следующее:

- метод эмоционального стимулирования;

- создание ситуации успеха в учении;

- использование игровых технологий;

- анализ реальных производственных и жизненных ситуаций;

- создание ситуации познавательного спора.

Прием эмоционального стимулирования – это прием создания ситуации нравственных переживаний (яркий эмоциональный рассказ), использование ситуации занимательности, чтение стихов, демонстрация необычных наглядных пособий; видеофрагментов.

Одним из действенных приемов стимулирования познавательного интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у учеников, испытывающих определенные затруднения в учебе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по - настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений.

Игровая деятельность на уроках производственного обучения способствует созданию эмоционального настроя обучающихся, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, повышает познавательный интерес, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся, посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. Во время игры стараюсь вовлечь каждого учащегося в активную работу, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. В процессе игры даже интеллектуально пассивный учащийся способен выполнить такой объем работы, какой ему недоступен в обычной учебной ситуации.

На уроках производственного обучения использую индивидуальную, групповую, фронтальную формы организации учебной деятельности обучающихся. В процессе коллективной учебной деятельности формируются познавательные интересы, самостоятельность, активность, умения и навыки учебного труда. Когда ученик, работая коллективно, находясь в тесном общении с другими, наблюдает, какой большой интерес вызывает его деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что его действия представляют значимость. Коллективная работа повышает познавательные интересы, воспитывает у учащихся социальные мотивы учения: чувство ответственности и коллективизм, творческое отношение к делу.

Предоставляю возможность ученикам самим дополнять и анализировать ответы друг друга, задавать вопросы, высказывать свои идеи, спорить. Спор и дискуссия вызывают повышенный интерес обучающихся к теме урока, углубляют их знания, вызывают новый прилив интереса к учению.

Необходимо также отметить, что для формирования познавательных интересов важно создать на уроках благоприятную эмоциональную атмосферу, доброжелательную обстановку, настроить обучающихся на восприятие учебного материала, обеспечить возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, ее содержанию, формам и методам ее осуществления.