Статья "Формирование регулятивных УУД средствами технологии РКМЧП"

  • docx
  • 30.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья наставника 6.docx

Формирование регулятивных УУД средствами технологии РКМЧП

 

Осадчая Анна Александровна, Астахова Елена Владимировна, город Томск, МАОУ СОШ №28, учителя начальных классов, anna.osadchaya.73@mail.ru

 

Аннотация: В статье представлена работа по обобщению опыта при формировании регулятивных УУД у младших школьников, показаны наиболее эффективные приемы  технологии РКМЧП, направленные на формирование регулятивных УУД.

Ключевые слова: регулятивные УУД, критическое мышление.

 

         Современное общество  требует формирования личности активной, социально адаптированной, организованной и ответственной, которая может свободно ориентироваться в потоке информации, работать  самостоятельно и в коллективе.

С введением ФГОС второго поколения, одной из целей которого является  формирование универсальных учебных действий, принцип нашей работы стал заключаться в том, что не мыслям надо учить, а учить мыслить!

         Когда мы  взяли класс, поговорив с детьми и,  понаблюдав за их деятельностью на уроках, увидели, что не все дети умеют общаться с  взрослыми и сверстниками, слушать  и слышать собеседника, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, ставить перед собой проблему и находить пути ее  решения, планировать и оценивать результат своей деятельности. Совместно с психологом школы провели диагностику. Детальный анализ показал, что наиболее проблемной оказалась сформированность регулятивных УУД.

         Исходя их этого была выбрана тема самообразования «Формирование регулятивных УУД средствами технологии РКМЧП».

Возникла проблема: как  достичь ожидаемого результата, добиться наиболее эффективного внедрения ФГОС  и использования системно-деятельностного подхода для учащихся с разной степенью подготовленности и мотивации. Класс достаточно сложный. В классе 8 детей с ОВЗ (33%), 3 детей, не владеющих русским языком (13%),  13 детей с высоким, средним и низким уровнем школьной зрелости(54%).

      Мы пересмотрели многие технологии и, на наш взгляд, наиболее целесообразно и актуально для учащихся данного класса будет использование технологии РКМЧП. Так как в федеральном государственном образовательном стандарте сказано, что стандарт «ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Это – гражданин: … креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества». Следовательно, развитие критического мышления не только необходимо, но и обязательно в современной школе.

Цель педагогического опыта: показать эффективность использования приемов данной технологии для формирования регулятивных УУД.

Задачи:

·                    адаптировать технологию к условиям своей практической деятельности.

·                    показать результативность приёмов технологии РКМЧП для формирования  регулятивных УУД младших школьников.

Ведущая идея педагогического опыта заключается в том, что средствами технологии РКМЧП у младших школьников можно эффективно развивать регулятивные УУД. Мы  для себя выбрали условное деление

Регулятивные УУД

Приемы технологии РКМЧП

 

Целеполагание

Планирование

Прогнозирование

Контроль

Коррекция

Оценка

Волевая саморегуляция

Инсерт

«Лови ошибку»

Верные - неверные утверждения

Кластер

ЗХУ

Эссе

Зигзаг

«Бортовой журнал»

Игра «Как вы думаете?»

«Тонкие» и «толстые» вопросы.

«Дерево предсказаний»

         Применение технологии началось в 1 классе,  несмотря на то, что большинство детей не умели читать. Сейчас уже второй класс. С одной стороны мы использовали  на уроках учебно-методический комплект «ПНШ», задания которого направлены на формирование УУД у учащихся.

В учебниках «Литературного чтения» активно используется смысловое маркирование. Основная цель приемов смыслового маркирования научить обучающихся выделять ключевые слова, основную мысль, главное переживание в произведениях. Маркированные буквосочетания и слова помогают обучающимся прочитать слово без ошибок и с правильным ударением. Прочитать текст по ролям. Кроме этого, разная цветовая палитра несет определённое эмоциональное содержание. Голубой цвет используется для обозначения обычного, житейского восприятия мира героем произведения, а также для обозначения его негативных эмоций (страха, плохого настроения, разочарования). Жёлтый цвет используется для обозначения жизнеутверждающего мировосприятия, выходящего за рамки житейской логики и связанного со способностью прорваться сквозь пелену обыденности к смыслу и красоте. Кроме этого, жёлтый цвет используется для обозначения приподнятого настроения, эмоций радости и счастья. Увидев маркировку, учащиеся планируют, как они будут читать стихотворение, прогнозируют характер героев их чувства и переживания.

         Система условных обозначений и работа с содержанием учебника помогают учащимся определить тему, сформулировать цель, спланировать дальнейшую деятельность.

 С другой стороны, активно используем выбранную технологию.

Приём - «КЛАСТЕР» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность.  Направлен на развитие саморегуляции. Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления.

Прием «Чтение с пометками INSERT»  Работает на развитие регулятивных и познавательных УУД,  позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного, помогает снять проблему неосмысленного чтения текста. Развивается умение хорошо ориентироваться в тексте, развивается независимость в мышлении и поведении, каждый ребенок включен в процесс.

На уроке Окружающего мира во втором классе, по теме  «Грибы», учащиеся поставили перед собой цель: при внимательном чтении, делать соответствующие пометки, контролировали свою деятельность и самостоятельно оценивали имеющийся запас знания.

При работе над стихотворением Артура Гиваргизова, у учащихся возникли вопросы, для решения которых они должны спланировать свои дальнейшие действия: обратиться  к Толковому словарю, поработать с контекстом, обсудить с товарищем. Соответствующая работа помогает сформировать умение принимать и  сохранять учебную задачу, планировать  свою деятельность.

Приём Фишбоун (Рыбий скелет)  направлен  на  установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы, умение формулировать тему и цель урока, планировать своё учебное действие в соответствии с поставленной задачей, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия. Так на уроке литературного чтения, определив проблему, учащиеся прогнозируют дальнейшие события, в ходе дальнейшего чтения оценивают истинность и ложность предположений, находят в тексте причины, факты (аргументы), делают вывод.

Прием «Толстые и тонкие вопросы» способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать «умные» вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста, способствует развитию регулятивных  и познавательных УУД, а именно осуществлять итоговый контроль по результату, различать способ и результат действия.

Синквейн  возможно использовать на разных стадиях урока. Можно предложить составить синквейн в начале урока и в конце изучения темы. Они получаются совершенно разные. Вначале – совсем простые, в конце изучения темы – более образные. Урок окружающего мира по теме «Вода» во втором классе. Первое пятистишье отражает базовые знания ребенка,  а второе – отражает результат его успешной деятельности на уроке. Ребенок может вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок. Этот прием не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили важнейшие понятия темы.

 «Направленное чтение». Этот прием помогает прогнозировать, строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. развивает воображение. На протяжении всего урока учащиеся выдвигают свои предположения, опровергают их или соглашаются с ними в ходе чтения, а в конце работы возвращаются к заголовку текста, оценивая результативность своей работы. В результате работы формируется умение принимать и сохранять поставленную задачу.

         Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.

         Анализируя проведенную работу по обобщению опыта, можно сказать, что использование в учебном процессе приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо дает положительную динамику в развитии и обучении детей,  о чем свидетельствуют результаты диагностики, проведенные психологом школы на конец первого полугодия второго класса. На сегодняшний день процент  сформированности  регулятивных УУД значительно вырос.

Практика показала, что выбор именной этой технологии был сделан правильно.

 

 

Список литературы

1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.

2. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Изд-во» 2012.

3. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. 2013. № 2.

4. Агапов, И. А. Учимся продуктивно мыслить. М.: Про-Пресс, 2014.

5. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2013.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru