Статья .Формирование универсальных учебных действий младших школьников. Смысловое чтение.
Оценка 5

Статья .Формирование универсальных учебных действий младших школьников. Смысловое чтение.

Оценка 5
docx
17.04.2020
Статья .Формирование универсальных учебных действий младших школьников. Смысловое чтение.
смысловое чтение Малых С. А.docx

          Название статьи. Формирование универсальных учебных действий младших школьников: смысловое чтение

Выполнила: Учитель начальных классов Малых Светлана Анатольевна

МБОУ  «Райковская СОШ им. Н.И.Носова»

 

 

 

 

      В связи с модернизацией начального общего образования вопросы развития смыслового чтения как учебногоуниверсального действия в начальной школе встают достаточно остро. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, одним из главных результатов образования встает сформированное «умение учиться». Отталкиваясь от этого, преимущественное внимание уделяется развитию УУД, какие дают возможность обучающимся функционировать самостоятельно при получении образования.

Систематизируя проблемы, связанные с читательской деятельностью учеников, необходимо отметить, что на сегодняшний день достаточно большое количество детей, овладевших техникой чтения ещё в дошкольный период, выявили безразличное отношение к чтению по приходу в школу. Этому есть несколько причин: исчезновения обычаев в домашнем чтении; учась в школе нынешние дети больше говорят на уроках с педагогом, прислушиваются к нему, дискутируют, нежели работают с учебными пособиями. Мастерству общения с текстом учебников уделяется недостаточно внимания. Техническому вопросу чтения в методологии и практики начального общего образования всегда уделялось довольно большое количество времени, а представление «смысловое чтение» и методика его развития до принятия Федерального государственного образовательного стандарта почти отсутствовали.

Каждый день люди разных возрастов получают огромное количество информации, которую черпают из различных источников. Говоря об учениках младших классов, следует отметить, большую часть информации они черпают из уроков при взаимодействии с педагогом.

Смысловое чтение - приобретение информации, что нужна читателю. Смысловое чтение - это чтение с мыслью.

Задачей смыслового чтения является предельно конкретное и подробное осознание содержания текста, восприятие всех элементов и практическое осмысление извлеченной информации, то есть осуществление реализации познавательной деятельности. В связи с тем, что смысловое чтение считается метапредметным навыком, то его элементы будут находиться в структуре всех учебных универсальных действий:

- личностные УУД - мотивация чтения, мотивы обучения, положительное отношение к обучению и себе лично;

- регулятивные УУД - утверждение учащимися учебной задачи, свободная регуляция определенной деятельности;

- коммуникативные УУД - способность осуществить и реализовать сотрудничество и кооперацию с педагогом и ровесниками, правильно предоставить информацию, показывать предметную сущность и требования деятельности в речи;

- познавательные УУД -  обладание свойствами смыслового чтения познавательных и литературоведческих текстов, способность акцентировать значимую информацию из текстов различных типов, реализовывать анализ объектов с выделением значительных и немаловажных свойств, способность реализовывать синтез как формирование единого из частей, способность реализовывать сопоставление, сериацию и систематизацию, согласно установленным критериям, способность определять причинно-следственные связи, способность обосновывать, способность выдвигать гипотезы и их подтверждения.

Я внедряю систему работу с текстами на уроках поэтапно, следуя требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Процесс развития способностей смыслового чтения - весьма продолжительный и сложный путь. Над данной проблемой я работаю уже продолжительное время. Не буду голословной:

- первый класс: обучение детей выразительному чтению и его осмысленному восприятию, обучение фактическому различию текста от набора не связанных между собой предложений, выделению абзацев в тексте, коннатационных частей под управлением педагога, пониманию структуры текстов, выбору заголовков текстов., формированию схематического или иного проекта под управлением педагога;

- 2 класс: обучение учеников работать с текстами, верному, осознанному, выразительному чтению; овладению пересказом различных видов, разделению на абзацы и формированию плана прочитанного текста, формированию характеристики героя и его действиям, формированию письменного текста различного типа;

-3 - 4 класс:обучение обнаруживать информацию, толковать текст и размышлять над его сущностью, предоставлять оценку прочитанному, самостоятельному акцентированию главной идеи текста, обнаружению информации в тексте на установленные вопросы в прямой или косвенной форме, обнаружению различных жизненных позиций героя и их схожесть с личными взглядами, моделированию содержания по оглавлению, иллюстрациям, фрагменту, независимому построению вопросов по тексту, сопоставлению текстов различных жанров различных стилей со схожим содержанием.

На уроках русского языка я использую различные приемы, а именно:

возобновление текстов, по опорным словам, сочетаниям слов, запись собственными словами, отталкиваясь из личных знаний с отыскиваем дополнительного материала, инструкция к прочитанному произведению, запись отображения пейзажа или портрета героя, проба пера, работа со словом, что содержит в себе прочтение по слогам, разделение слов на слоги для переноса, нахождение слога в сильной позиции, работа с отдельными словами, сочетаниями слов, с отдельными предложениями и целыми текстами, даёт возможность упражнять зрительную память, следовательно формируют орфографическую зоркость.

На уроках математики я включаю анализ задачи во взаимосвязь среди данным и искомым, прежде чем подобрать то или иное действие для её решения, переход текстовых задач в иной вид, такой как таблицы схемы графические модели и наоборот, при работе с текстом задачи использую творческий подход: поменять вопрос или условие задачи, добавить вспомогательные вопросы. Это дает возможность расширить кругозор ребенка, определить взаимосвязь с реальностью.

На уроках окружающего мира я провожу работу по выделению значительных и маловажных свойств, систематизации, пониманию представления главной идеи научного текста, фиксацию результатов исследований, применению кроссвордов. Тексты выбираю небольшие по объему с воспитывающим- познавательным характером. Это позволяет мне оказывать воздействие на способность оценивать, систематизировать, давать оценку и показывать собственные примеры. А кроме того улучшаются познания об окружающем мире.

Активно применяю в своей работе методы по развитию смыслового чтения:«Верите ли Вы?», «Задай вопрос», «Читаем и спрашиваем», «Дневник двойных записей», «Чтение с пометками», «Кластер», «Лови ошибку».

Используя данные способы, значительно увеличилась читательская заинтересованность у обучающихся в классе. Кроме усовершенствования технической стороны чтения у детей: изменился подход к урокам (обучающиеся  стали чаще приходить в библиотеку, для того чтобы отыскать материал по ранее изученной теме, с наслаждением ищут вспомогательный материал к занятиям, в особенности при подготовке домашних заданий), повысилось познавательное отношение к прочитанному, развивается позитивный подход к заданиям творческого и проблемного поискового характера.

 Применяемые мной способы работы с текстами учебника гарантируют не только лишь овладение учебным материалом, но и пробуждают умственную деятельность обучающихся, прививают заинтересованность к изучаемым предметам.


 

Название статьи. Формирование универсальных учебных действий младших школьников: смысловое чтение

Название статьи. Формирование универсальных учебных действий младших школьников: смысловое чтение

УУД - утверждение учащимися учебной задачи, свободная регуляция определенной деятельности; - коммуникативные

УУД - утверждение учащимися учебной задачи, свободная регуляция определенной деятельности; - коммуникативные

На уроках математики я включаю анализ задачи во взаимосвязь среди данным и искомым, прежде чем подобрать то или иное действие для её решения, переход текстовых…

На уроках математики я включаю анализ задачи во взаимосвязь среди данным и искомым, прежде чем подобрать то или иное действие для её решения, переход текстовых…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2020