Статья "Формирование языковой компетенции младших школьников по средствам языковых игр"
Оценка 4.8

Статья "Формирование языковой компетенции младших школьников по средствам языковых игр"

Оценка 4.8
docx
20.08.2024
Статья "Формирование языковой компетенции младших школьников по средствам языковых игр"
ст 2.docx

Формирование языковой компетенции младших школьников по средствам языковых игр

 

Аннотация

В статье рассматривается языковая игра, как средство формирования языковой компетенции младших школьников.  Определены её функции и основные задачи.   А также рассмотрены требования к их организации на занятии.

Ключевые слова: языковая компетенция, языковая игра, возможности языковой игры, требования к организации языковых игр.

 

Под компетенцией понимается готовность   человека использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности   для решения практических и теоретических задач.

Языковая компетенция представляет собой способность человека употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры и средства в соответствии с нормами литературного языка благодаря изучению лексики, фразеологии, усвоению морфологических норм согласования, управления, построения предложений разных видов.   Иначе говоря, это – владение многообразием родного языка для успешной речевой деятельности.

Последнее время формированию языковой компетенции придается особое значение, так как она является основой успешного формирования социально активной личности. И начинать это формирование необходимо уже на начальном этапе обучения детей.

Эффективнее всего формирование языковой компетенции младших школьников осуществляется через языковые игры. Языковая игра – это игра, связанная с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления, коммуникативных особенностей речи с точки зрения учета лексических, грамматических, орфоэпических, синтаксических особенностей речи.

В процессе обучения она выполняют следующие функции:

-функция обучения, которая включает в себя развитие внимания, памяти и восприятия информации;

-функция воспитания, когда по ходу игры развиваются чувства взаимопомощи и поддержки друг друга;

-функция развития, в процессе игры происходит развитие индивидуальных качеств учащегося;

-функция коммуникации, игра объединяет коллектив, помогая создать благоприятную атмосферу для общения;

-функция расслабления, игра помогает снизить эмоциональный стресс;

-психологическая функция, создает положительный настрой к вербальному общению;

- развлекательная функция, игры помогают превратить обучение в увлекательное занятие.

Языковые игры, помогая усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику, синтаксис, стилистику), делятся соответственно на фонетические, лексические, грамматические, синтаксические, стилистические.  Данное деление учебных игр   является в достаточной степени условным, так как в языке аспекты тесно взаимосвязаны. Однако та или иная игра имеет основную учебную цель, в соответствии с которой выделяется тот или иной тип языковой игры.  

По форме проведения выделяют игры предметные, подвижные, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, шарады, викторины), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные).

По способу организации игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие и креативные и т.д.

По степени сложности выполняемых действий все учебные игры подразделяются на   моноситуационные (простые) и   полиситуационные (сложные), по длительности проведения они делятся на продолжительные и непродолжительные.

По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые, командные.  Индивидуальные игры являют собой реализацию индивидуального подхода к учащимся и представляют собой самостоятельное общение учащегося с источником информации. 

Ключевым моментом являются обучающие возможности игры. С одной стороны игра для ученика это своего рода развлечение, с другой. игра является важнейшим средством обучения. Она усиливает познавательную и мыслительную деятельность учащихся, облегчает процесс запоминания и заучивания. Именно в игре учащиеся всесторонне развиваются, так как игра несёт положительные эмоции. А где эмоции, там развиваются память и воображение, работает мышление, появляются интерес и внимание.

Использование языковых игр способствует выполнению следующих задач:

-облегчение усвоения лексического и грамматического материала,

-формирование речевых навыков и умений;

-обучение сотрудничеству, взаимопомощи:

-формирование позитивной мотивации;

-создание психологически - комфортной обстановки на занятии.

 Также, языковая игра развивает языковое чутьё, умение логически мыслить, слушать и слышать, раскрепощённость в обращении с понятиями, лёгкость и радость от общения.  Она способствует осмысленному применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике. В частности, языковые игры способствуют улучшению фонематического слуха ребенка, обогащению словаря, развитию фантазии, креативного мышления, коммуникативных умений орфографической зоркости. Она способствует развитию интереса к языку, росту эмоциональных и умственных сил, выработке умений принимать решения, работать в парах и группах, учит сотрудничеству.

Кроме того, языковая игра как вид речемыслительной деятельности развивает навык правильного соотнесения речи с действительностью, помогает в процессе освоения информации отличать истинное понимание от механического запоминания текста, развивает лингвистическое мышление учащихся, учит их умению моделировать грамматические формы и конструкции, видеть отступление от норм литературного языка.

К организации языковых игр на занятии   предъявляются следующие требования:

-игра должна стимулировать мотивацию учения, вызвать у учащихся интерес и желание хорошо выполнять задание;

-игра непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает чувство удовлетворение радости;

-игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли эффективно использовать отрабатываемый языковой материал.

 Перед выбором игры педагог должен обратит внимание на то (чтобы была игра успешна): - насколько ученики владеют русским языком и смогут ли они достичь цели;

 -   соответствие игры потребностям и интересам младших школьников.

В ходе проведения языковых игр педагогу необходимо:

 - создать хорошую атмосферу, атмосферу доверия, уверенность в собственные силы - он не должен прерывать речь учащихся (корректировать), он может записывать ошибки во время игры и исправить их после окончания игры;

-сформировать ясную и конкретную цель игры. Объяснить ее правила;

 - во время игры помогать – подсказывать варианты выполнения правил игры;

 - обращать внимание на каждого учащегося (не допускать конфликтных ситуаций).

 Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что языковая игра представляет собой исключительное по своей потенциальной продуктивности средство формирования языковой компетенции младших школьников. Её правильная организация на занятиях по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, направленным на углубленное изучение русского языка, поможет добиться следующих результатов:

-высокий уровень речевого развития,

-умение свободно и правильно строить свои высказывания в устной форме, аргументировать свое мнение,

-высокая мотивация к учению.

 


 

Формирование языковой компетенции младших школьников по средствам языковых игр

Формирование языковой компетенции младших школьников по средствам языковых игр

Языковые игры, помогая усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику, синтаксис, стилистику), делятся соответственно на фонетические, лексические, грамматические, синтаксические, стилистические

Языковые игры, помогая усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику, синтаксис, стилистику), делятся соответственно на фонетические, лексические, грамматические, синтаксические, стилистические

Кроме того, языковая игра как вид речемыслительной деятельности развивает навык правильного соотнесения речи с действительностью, помогает в процессе освоения информации отличать истинное понимание от механического…

Кроме того, языковая игра как вид речемыслительной деятельности развивает навык правильного соотнесения речи с действительностью, помогает в процессе освоения информации отличать истинное понимание от механического…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2024