Статья "Гражданская зрелость выпускника Городецкого Губернского колледжа: критерии и оценка"

  • docx
  • 29.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ГГК статья Пещерова.docx

О.В.Пещерова,

преподаватель ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж,

Россия, Нижегородская область, г. Городец

 

Гражданская зрелость выпускника  Городецкого Губернского колледжа: критерии и оценка

 

 

 В Городецком Губернском колледже с 2016 года реализуются инновационные проекты «Я – гражданин» и  «Компетентностно-личностная  модель выпускника с активной гражданской позицией  в пространстве профессиональной образовательной организации». Данные проекты, без сомнения, успешны, т.к. колледжный уровень уже перерос в областной, проведено более 50 мероприятий, объединивших более тысячи обучающихся ПОО области и более 200 преподавателей  ПОО области.

 Разработана компетентностная модель выпускника колледжа, выстроена система воспитательной работы. В данное время встал вопрос, как же оценить результативность деятельности педагогического коллектива по формированию личности обучающихся с активной гражданской позицией, какими критериями оценки при этом пользоваться?

 В научной литературе критерий понимается как признак, на основании которого производится оценка, определение уровня развития или классификация чего-либо [6, 254]; мерило оценки чего-либо [5, 374]. Показателями выступают качественные и количественные характеристики отдельных свойств и состояний объектов и процессов, совокупность которых отражает их сущностные особенности в статике [4, 234]. Определение критериев предполагает теоретическое осмысление сущности изучаемого явления, а создание системы показателей опирается на выявление объективных закономерностей общественного развития и четкое представление структуре соответствующих социальных объектов [4, 23].

Нами проанализированы работы В. А. Казанского , Ю. И. Кисилева, В. И. Андреева, Е. И. Артамоновой, М. С. Бобровой, В. В. Бойко, Л. П. Илларионовой, И. М. Ильичевой, В. М. Пустовалова, М. Рокича, Дж. Роттера, Л. В. Сибилевой , посвященные вопросам формирования гражданской позиции, духовно-нравственной культуры  студентов. Так, Л. П. Илларионова в своем исследовании выделила следующие критерии духовно-нравственной культуры обучающихся: аксиологический, мотивационный, когнитивный, рефлексивный, эмоциональный, психологический [3, 8]. В. М. Пустовалов рассмотрел такие критерии духовно-нравственного становления обучающихся, как экзистенциально-эмоциональный, когнитивный, поведенческий [6, 6]. М. С. Боброва определила следующие критерии духовно-нравственного мира студента: знание, понимание, оценивание, деятельность [2, 5].

Е. И. Артамонова выделила личностные структуры, характеризующие духовную культуру студента: 1) высокий уровень самосознания, способность к обретению идеала, ориентация на будущее, в создании которого непосредственно участвует будущий профессионал; выстраивание ценностной иерархии в соответствии с концепцией профессиональной жизни, способность к самоанализу и самооценке; 2) интеллектуальная способность студента к созданию объективной картины мира, сформированность естественно-научного и социально-философского мировоззрения; 3) осознание ценностного наполнения своего «Я» с позиции альтруистических устремлений, сформированность духовных профессиональных потребностей с доминантой «на всех других»; 4) сформированность общей культуры, осознание своей причастности к миру культуры (народа, Отечества, профессиональной группы, учебного коллектива) и понимание многомерности субъектов; 5) проявление нравственной чистоты в реализации ответственности за мир, готовность и способность к многостороннему сотворчеству; 6) сформированность потребностей и умений творческой деятельности, проявление на всех уровнях смысла совершенствования через сознательную включенность в общественную жизнь; познавательная активность как ведущий вид творческой активности, готовность к дальнейшему самообразованию и самовоспитанию [1, 28].

При всем многообразии и различии подходов можно выделить основные, традиционно сложившиеся в педагогической науке критерии гражданской позиции и духовно-нравственной культуры обучающихся: интеллектуальный, эмоциональный, мотивационный и деятельностный.

Интеллектуальный критерий формируется в процессе направленной познавательной деятельности личности, охватывающей такие аспекты, как: а) комплексное овладение философскими, этическими, психологическими, профессиональными знаниями в их синкретическом единстве; б) приобщение к произведениям мирового искусства в единстве их содержания и формы, понимание их специфических выразительных средств, интерпретация их применительно к будущей профессиональной деятельности. Эмоциональный критерий отражает внутренний духовный мир личности, ее нравственные и духовные ценности, взгляды, представления, вкусы, ориентации. Мотивационный критерий связан с мотивами профессиональной деятельности с позиции общечеловеческих ценностей, нравственных устоев общества и т. д. Деятельностный критерий характеризует поведенческий результат, уровень креативности и профессиональной компетенции  студента. Такой подход к критериям духовно-нравственной культуры будущего профессионала является для нас предпочтительным, так как охватывает основные взаимосвязанные потенциалы личности.

Проведенный анализ научной литературы позволил разработать следующие критерии гражданской позиции и духовно-нравственной культуры обучающихся колледжа: когнитивный, ценностный и деятельностный – и их показатели. Вышеперечисленные критерии и показатели в своей совокупности позволяют выделить уровни сформированности духовно-нравственной культуры будущего профессионала. В научной литературе понятие «уровень» определяется как «ступень, достигнутая в развитии чего-либо, качественное состояние, степень его развития» [6, 617]. С учетом этого мы выделили три уровня сформированности духовно-нравственной культуры обучающихся колледжа: высокий, средний, низкий.

Ведущим, на наш взгляд, для обучающихся колледжа  является деятельностный показатель, т.к. именно  в деятельности можно проследить динамику становления личности, гражданскую позицию, повышение уровня гражданской зрелости.

 Для оценки гражданской зрелости обучающихся разработаны:  комплект диагностических материалов, регламент организации деятельности Совета Автономного учреждения по вопросу награждения обучающихся колледжа за активную гражданскую позицию; кейс активности группы, состоящий из индивидуального бланка участия обучающегося группы (См. рис.1), рейтинга активности обучающихся группы  по направлениям воспитательной деятельности (См.рис.2), а  также социальный паспорт(См. рис.3)-документ, который вручается самым активным выпускникам  колледжа как показатель гражданской зрелости и активной гражданской позиции.

 

Рис. 1 Индивидуальный бланк результативности участия обучающегося учебной группы (заполняется на каждом учебном курсе)

Рис. 2 Рейтинг активности обучающихся учебной  группы  по направлениям воспитательной деятельности (Заполняется ежегодно, а на выпускном курсе делается сводная ведомость для определения претендентов на получение социального паспорта)

Рис. 3 Социальный паспорт ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»

Траектория развития личности обучающихся в условиях колледжа представляет собой непрерывный процесс. К четвертому выпускному курсу, по словам кураторов, большая часть обучающихся учебной группы  активно принимает участие во всех  сферах деятельности колледжа. Как показал мониторинг, наблюдается 90% занятости в активных платформах: волонтерское движение колледжа «Надежное поколение», студенческое СМИ «Наше время», музейный комплекс ГГК, платформа дополнительного образования ГГК, теплоход «Олег Стуколов», платформа ранних профессиональных проб, ДСООЦ «Салют», - такой богатый выбор для самореализации обучающихся Городецкого Губернского колледжа.

Разработанные нами критерии, показатели дают возможность диагностировать  за весь период обучения уровень сформированности гражданской зрелости и духовно - нравственной культуры будущего профессионала и на этой основе планировать, осуществлять, а в необходимых случаях корректировать целостный педагогический процесс по ее формированию, объективно оценивать результаты учебно-воспитательной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1.     Артамонова, Е. И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры обучающихся : ав-тореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Е. И. Артамонова. – М., 2000. – 39 с.

2.     Боброва, М. С. Духовно-нравственное становление студента в образовательном процессе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. С. Боброва. – СПб., 2005. – 19 c.

3.    Илларионова, Л. П. Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся в системе непрерывного педагогического образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Л. П. Илларионова. – М., 2002. – 35 с.

4.     Краткий словарь по социологии / сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. – М. : Политиздат, 1989. – 479 с.

5.     Пустовалов, В. М. Духовно-нравственное становление личности будущего профессионала: теория и практика : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / В. М. Пустовалов. – Оренбург, 2002. – 39 с.

6.     Словарь русского языка / под ред. П. Евгеньева. – М. : Русский язык, 1981. – 794 с.