Статья "Характеристика речи будущего первоклассника"
Оценка 4.8

Статья "Характеристика речи будущего первоклассника"

Оценка 4.8
docx
14.12.2020
Статья "Характеристика речи будущего первоклассника"
Характеристика речи будущего первоклассника.docx

1.     Характеристика речи будущего первоклассника

Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы. Одной из важных предпосылок к успешному обучению в школе является уровень развития словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи.

Словарный запас ребёнка к семи годам должен составлять 2500-3000 слов: в нём должны присутствовать все основные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, обобщающие слова такие как одежда, посуда, обувь, фрукты, овощи, транспорт и т.д. Ребёнок должен знать название предметов, относящихся к различным группам, например: известные ему цветы, деревья, виды транспорта и т.д. Уметь определять название предмета по его признакам, например: кислый, жёлтый (лимон), зелёный, полосатый, круглый, сладкий (арбуз) и т.д. Уметь подбирать слова-признаки к различным предметам, например: ветер холодный, погода ясная, небо безоблачное, снег белоснежный, холодный, пушистый и т.д. Уметь подбирать действия к предмету, например: птица (что делает?) летает, уж ползёт, собака лает и т.д. Уметь подбирать предметы к действию: скажи, кто лает, стрекочет, щебечет, что наступает, замерзает и т.д. Ребёнок должен знать, чем занимаются люди не только известных профессий, таких как учитель, повар, врач, но и сталевар, геолог, столяр, инженер и т.д. Подбирать слова близкие по значению: храбрый-смелый, хороший-приятный, холод-мороз, стужа, хвалить-одобрять, расхваливать, скучать-тосковать и т.д. Ребёнок должен знать слова противоположного значения: белый-чёрный, хороший-плохой, мириться-ссориться, младший-старший, можно-нельзя, полезный-вредный и т.д. Понимать переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Родителям важно знать, что к четырём годам ребёнок должен овладеть системой словоизменения, т.е. уметь изменять слова по числам, падежам, например: один сад, а много сады, гулял за садом и т.д.

Системой словообразования ребёнок овладевает к семи годам. При словообразовании меняется значение слова, например: сад, садик, садовник, посадки, посадил, саженцы и т.д. Важно, чтобы ребёнок не только научился образовывать новые слова, но и активно пользовался этими словами, строил из них предложения.

Чтобы проверить насколько ваш ребёнок овладел системой словообразования можно предложить следующие задания:

1.Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …,

2.Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …,

3.Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.

4.Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.

У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д. Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.

Важно обратить внимание на связную речь ребёнка. Связная речь является основным показателем эффективности развития речи ребёнка в семье. Необходимо научить ребёнка давать полный ответ на вопрос. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать. Расспрашивайте о важных для него событиях. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.

Для формирования связной речи можно учить ребенка описанию предметов, рисунков, пересказам знакомых текстов, придумыванию историй и сказок, беседам, составлению и написанию писем, поздравлений.

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.

Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него фор-мируется грамотность, создаются предпосылки письма.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ. Словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры которые можно играть с детьми на кухне, в дороге, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

2.     Словесные игры на развитие речи ребенка

  «Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.

«Что бывает?» Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное

Зелёный -…дом, помидор.

Зимняя -…одежда, рыбалка.

Домашнее -…печенье, задание.

«Общие слова». 1. Назвать фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду… 2. Назвать одним словом предметы: н-р,сосна, берёза, клён – это…

«Четвёртый лишний». Назвать, что лишнее, и объяснить почему. Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

«Посчитай». Считаем всё, что можно посчитать. Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…пять красных яблок и т.д.

«Скажи наоборот».Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.

Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.

Наречия: далеко-…, высоко- …

«Подбери слово» Подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, …)

«Большой - маленький». Предлагается назвать ласково: ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

«Назови, какой…». Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное; шкаф из дерева – деревянный, сумка из кожи - … Жара – день жаркий, холод – день …

«Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи. Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

«Подбери слово». Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …

«Два брата». Предлагаем ребёнку послушать историю: Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.

Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.

Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.

«Назови ласково» Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: Цветок красный, а цветочек красненький.

Предлагаем ребенку закончить фразу: Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое). Чашка синяя, а чашечка … (синенькая). Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая). Ведро синее, а ведерко … (синенькое). Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое). Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький). Дом низкий, а домик … (низенький). Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

«Магазин посуды» Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница.

После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

«Выбери правильное слово» Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу. Подумай и скажи, какое слово подходит больше других? Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер. На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки. Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку). Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой). Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге). Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

«Закончи предложение» Груша сладкая, а лимон … Огурец овальный, а помидор … Лента узкая, а река … Дерево высокое, а куст …Молоко жидкое, а сметана …

«Один—много» Стул – стулья, ухо - …, звезда - …Вагон – много вагонов, окно - …

«Чей предмет?» У лисы хвост лисий, у льва - …, у медведя - …

«Добавь слово» Рисовать карандашом, писать …, мести …, копать …, пилить …, шить …, резать…

«Выполни действия.» Положи карандаш на книгу, под книгу, в книгу. Где лежит карандаш?

«Отгадай загадку». Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка). Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

«Придумай загадку» Используя обобщающие слова расскажи о предмете не называя его.

«Ответь на вопросы» Что я вижу? (Я вижу… ) Что я возьму с собой? Что я люблю? Что я нарисую красным (зелёным, жёлтым, синим) карандашом? Кому нужны эти вещи: кисть, ножницы, ружьё, удочка, весы? Кого чем угостишь? (Кому морковка, рыба, грибы, косточка?) Чем работает маляр, парикмахер и т.д. Что где хранится? (посуда, одежда, книги) Что где покупают? (лекарство, хлеб, молоко, газеты) Что где растёт? (грибы, овощи, фрукты, пшеница, клюква, клевер, яблоки)

«Расскажи стихотворение». Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

«Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

 

 


 

Характеристика речи будущего первоклассника

Характеристика речи будущего первоклассника

Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …, 3

Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …, 3

Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у

Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у

Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи

Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи

Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой)

Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой)
Скачать файл