статья Игровые технологии

  • docx
  • 04.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала игровые технологии.docx

                              ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ

 

      Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Использовать игровые технологии можно на любой ступени обучения.

      Игровые технологии являются актуальными современными педагогическими технологиями в образовательном процессе, так как игровая технология – это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которая стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные.

    В основе игровых технологий лежит игра.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

           В начальную школу дети приходят после детского сада, где основной деятельностью является игра. С приходом ребенка в школу меняется его социальная позиция.

    Ведущая деятельность из игровой превращается в учебную, основным видом деятельности становится учение. Поэтому только игра может помочь ребенку пережить период адаптации.     Игра формирует устойчивый интерес к учению, снимает напряжение, так как ребенок еще в дошкольном учреждении знакомится с дидактическими играми.

 В процессе игры ребенок приобретает определенные учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими детьми, развивает познавательную деятельность, внимание. Игра важна для детей младшего школьного возраста.

  Поэтому в начальной школе  считается наиболее приемлемым использование именно игровых технологий.

1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.

2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.

3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Требования к подбору игр следующие.

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Выделяют следующие виды дидактических игр.

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Урок – деловая игра.

Например : Игра «Поймай мяч»

Цельразвивать память, мышление, внимание, устную речь, умение работать в коллективе.

Ребята встают в круг. Учитель бросает модель снежка и называет, например, табличный случай умножения. Ребенок ловит «снежок», говорит ответ и бросает его другому участнику игры, называя новый случай таблицы умножения. Ученики слушают ответы одноклассников, запоминают табличные случаи умножения, исправляют ошибки других, учатся работать в коллективе.

Игра“Назови соседей числа”.

Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.

Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, тот другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например сорок один, играющий должен назвать смежные числа –40 и 42 (обязательно сначала меньшее, потом большее)

Таким образом, применение игр на уроках в начальной школе помогает развивать универсальные учебные действия, делает процесс обучения разнообразным, интересным, доступным.

     Интеллектуальные игры, способствующие развитию и обогащению умственных способностей и возможностей детей, стимуляции их мозговой работы, вызывают у них повышенный интерес. По мнению различных педагогов , с ребенком можно проводить занятия посредством использования игровых приемов и методов, ведь тренировке поддается как физическое состояние человека (то есть его организм), так и умственные способности (то есть мозг человека).

       Игровая форма обучения является наиболее значимым и перспективным нововведением последнего времени. Проведение процесса деловой дидактической игровой деятельности сопровождается динамичностью и продуктивностью мыслительного процесса, целеустремленности, активности, прочности и оперативности памяти, стремлением к совершенствованию и верой в собственные силы.

   Игровые технологии могут стать одной из форм интегрированного обучения в педагогических теориях сегодняшнего дня с дидактической точки зрения.