Статья: «Игровые технологии как средство развития детей с ОВЗ»
Оценка 4.8

Статья: «Игровые технологии как средство развития детей с ОВЗ»

Оценка 4.8
docx
08.08.2024
Статья: «Игровые технологии как средство развития детей с ОВЗ»
«Игровые технологии как средство развития детей с ОВЗ».docx

 

               Статья: «Игровые технологии как средство развития детей с ОВЗ»

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение  слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью   движений, жестов, мимики.  Игры помогают в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формируют у детей знания и умения доброжелательного общения,  воспитывают культуру общения (хорошие манеры), помогает сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Дети  приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами  Основные принципы развивающих игр, направленные на развитие коммуникативных навыков повышение умственной активности ребенка .

Пребывание ребёнка в коллективе – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Поэтому при формировании коммуникативных  навыков необходимо учитывать  возрастные и индивидуальные особенности детей  и обеспечить наиболее благоприятные условия для реализации целей. При подборе дидактических материалов, игр, пособий, особенности разноуровнего развития детей и помогать осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.

Одной из задач своей педагогической деятельности я считаю не только развитие потенциала ребенка, но и сохранение, и укрепление психологического здоровья.

Для этого необходимы факторы:

Ø  создание ситуации успеха;

Ø  обеспечение атмосферы комфорта;

Ø  формирование адекватной гибкой самооценки;

Ø  развитие рефлексии;

Ø  повышение стрессоустойчивости при взаимодействии с социумом.

Решению этих задач способствует:

Ø  создание условий для раскрепощения;

Ø  их сближение и объединение;

Ø  осознание собственной индивидуальности, повышение самооценки;

Ø  развитие коммуникативных навыков и умений;

Ø  снижение эмоционального напряжения.

Игры на развитие коммуникативных навыков, которые использую в своей работе с обучающимися:

Ø  игры и упражнения на развитие умения сотрудничать;

Ø  игры и упражнения на развитие умения активно слушать;

Ø  игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию;

Ø  игры и упражнения на развитие умения сообщать необходимую информацию.

 

Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать

Задачи:

Ø  воспитывать доверительное отношение друг к другу;

Ø  учить обращаться за помощью к взрослому;

Ø  учить выполнять поручения;

Ø  учить указывать на заинтересовавшую ребенка игрушку, картинку, предмет;

«Подарки»

Цель: формирование потребности в общении.
Описание игры. Учитель  спрашивает ребят, любят ли они получать подарки и, получив положительный ответ, поочередно подзывает к себе участника, дает один шарик воздушный и просит подарить: 
а) называя конкретное имя участника;
б) кому хочется.

«Сделай как Я»

Цель: формирование взаимодействия между взрослыми и детьми и  положительного отношения к сверстнику.
Описание игры. Взрослый говорит ребенку «Я взяла Настю за руку. Посмотри. Сделай как я». Добивается, чтобы ребенок повторил действие ( застегнула сандаль, погладила по голове, подала игрушку).

«Обезьянка» 

Описание игры. Педагог предлагает одному из детей стать обезьянкой, остальным детям повторять все его движения: обезьянка шагает - все шагают, обезьянка поднимают руку - и дети тоже.

 Игры и упражнения на развитие умения активно слушать

Задачи

Ø  учить выполнять движения по образцу;

Ø  учить вербальным и невербальным способам коммуникации;

Ø  учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью;

Ø  выразительных движений и речи;

Ø  развивать слуховое и зрительное восприятие, устойчивость и произвольность внимания;

Ø  учить понимать смысл сообщений.

«Пожалуйста»

Описание игры. Все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.

«Что в сундучке?»

Описание игры. Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он опускает руку в сундучок и на ощупь старается узнать предмет.

«Ау!»

Описание игры. Ребенок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей.  Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

 

Игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию

Задачи.

Ø  учить слышать, понимать и соблюдать инструкцию, правила игры;

Ø  развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции;

Ø  развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;

Ø  развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывая личностные особенности слушателя;

«Пойми меня»

Описание упражнения. Участники садятся, образуя круг. Учитель глядя на определённого ученика, шепотом (только артикуляцией), движением сообщает задание (например: подойти к двери, съешь конфету, встань, вытри с доски, потанцуй  и т.д) Ребенок, выполнивший задание, поощряется фантом. У кого больше фантов, тот объявляется победителем.

Игры и упражнения на развитие умения сообщать необходимую информацию.

Задачи:

Ø  учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла;

Ø  стимулировать голосовые реакции ребенка;
учить ребенка выражать свои потребности и намерения с помощью звуков, жестов;
учить здороваться и прощаться с детьми, взрослыми;

Ø  формировать целенаправленную совместную коммуникативную деятельность.

«Закончи предложение»

Описание игры. Ребенок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”.

«Вежливые слова»

Описание игры. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встрече с вами);

благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею);

прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

 «Кто здесь кто?»

Описание  игры. Предлагается детям сыграть небольшие спектакли по известным сказкам, изображая героев средствами мимики и жестов.

«Игры – ситуации»

Описание  игры. Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

Ø  Две девочки  поссорились – помири  их.

Ø  Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

Ø  Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

Ø  Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

Ø  Ребёнок плачет – успокой его.

Ø  У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

«Кто здесь кто?»

Описание  игры. Педагог предлагает детям сыграть небольшие спектакли по известным сказкам, изображая героев средствами мимики и жестов.

После проведенных игр  нужно беседовать с ребенком о том, насколько важна речь для общения с другими людьми, как важно говорить правильно.  Обсудить  важность жестов и мимики для выразительности речи, для чего нам нужно говорить, умеем ли мы слушать другого, как легко ранить словом.

Одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ является игра. В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение  слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики. Игра формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывает культуру общения (хорошие манеры), умение сопереживать. В игре они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.


 

Статья: «Игровые технологии как средство развития детей с

Статья: «Игровые технологии как средство развития детей с

Подарки» Цель: формирование потребности в общении

Подарки» Цель: формирование потребности в общении

Описание упражнения. Участники садятся, образуя круг

Описание упражнения. Участники садятся, образуя круг

В игре они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами…

В игре они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.08.2024