Статья: «Игровые технологии как средство развития детей с ОВЗ»
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью движений, жестов, мимики. Игры помогают в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формируют у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывают культуру общения (хорошие манеры), помогает сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами Основные принципы развивающих игр, направленные на развитие коммуникативных навыков, повышение умственной активности ребенка .
Пребывание ребёнка в коллективе – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Поэтому при формировании коммуникативных навыков необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и обеспечить наиболее благоприятные условия для реализации целей. При подборе дидактических материалов, игр, пособий, особенности разноуровнего развития детей и помогать осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.
Одной из задач своей педагогической деятельности я считаю не только развитие потенциала ребенка, но и сохранение, и укрепление психологического здоровья.
Для этого необходимы факторы:
Ø создание ситуации успеха;
Ø обеспечение атмосферы комфорта;
Ø формирование адекватной гибкой самооценки;
Ø развитие рефлексии;
Ø повышение стрессоустойчивости при взаимодействии с социумом.
Решению этих задач способствует:
Ø создание условий для раскрепощения;
Ø их сближение и объединение;
Ø осознание собственной индивидуальности, повышение самооценки;
Ø развитие коммуникативных навыков и умений;
Ø снижение эмоционального напряжения.
Игры на развитие коммуникативных навыков, которые использую в своей работе с обучающимися:
Ø игры и упражнения на развитие умения сотрудничать;
Ø игры и упражнения на развитие умения активно слушать;
Ø игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию;
Ø игры и упражнения на развитие умения сообщать необходимую информацию.
Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать
Задачи:
Ø воспитывать доверительное отношение друг к другу;
Ø учить обращаться за помощью к взрослому;
Ø учить выполнять поручения;
Ø
учить
указывать на заинтересовавшую ребенка игрушку, картинку, предмет;
«Подарки»
Цель: формирование
потребности в общении.
Описание игры. Учитель спрашивает ребят, любят ли они
получать подарки и, получив положительный ответ, поочередно подзывает к себе
участника, дает один шарик воздушный и просит подарить:
а) называя конкретное имя участника;
б) кому хочется.
«Сделай как Я»
Цель: формирование
взаимодействия между взрослыми и детьми и положительного отношения к
сверстнику.
Описание игры. Взрослый говорит ребенку «Я взяла Настю за
руку. Посмотри. Сделай как я». Добивается, чтобы ребенок повторил действие (
застегнула сандаль, погладила по голове, подала игрушку).
«Обезьянка»
Описание игры. Педагог предлагает одному из детей стать обезьянкой, остальным детям повторять все его движения: обезьянка шагает - все шагают, обезьянка поднимают руку - и дети тоже.
Игры и упражнения на развитие умения активно слушать
Задачи
Ø учить выполнять движения по образцу;
Ø учить вербальным и невербальным способам коммуникации;
Ø учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью;
Ø выразительных движений и речи;
Ø развивать слуховое и зрительное восприятие, устойчивость и произвольность внимания;
Ø учить понимать смысл сообщений.
«Пожалуйста»
Описание игры. Все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.
«Что в сундучке?»
Описание игры. Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он опускает руку в сундучок и на ощупь старается узнать предмет.
«Ау!»
Описание игры. Ребенок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию
Задачи.
Ø учить слышать, понимать и соблюдать инструкцию, правила игры;
Ø развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции;
Ø развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;
Ø развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывая личностные особенности слушателя;
«Пойми меня»
Описание упражнения. Участники садятся, образуя круг. Учитель глядя на определённого ученика, шепотом (только артикуляцией), движением сообщает задание (например: подойти к двери, съешь конфету, встань, вытри с доски, потанцуй и т.д) Ребенок, выполнивший задание, поощряется фантом. У кого больше фантов, тот объявляется победителем.
Игры и упражнения на развитие умения сообщать необходимую информацию.
Задачи:
Ø учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла;
Ø
стимулировать
голосовые реакции ребенка;
учить ребенка выражать свои потребности и намерения с помощью звуков, жестов;
учить здороваться и прощаться с детьми, взрослыми;
Ø формировать целенаправленную совместную коммуникативную деятельность.
«Закончи предложение»
Описание игры. Ребенок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”.
«Вежливые слова»
Описание игры. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встрече с вами);
благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею);
прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
«Кто здесь кто?»
Описание игры. Предлагается детям сыграть небольшие спектакли по известным сказкам, изображая героев средствами мимики и жестов.
«Игры – ситуации»
Описание игры. Детям предлагается разыграть ряд ситуаций
Ø Две девочки поссорились – помири их.
Ø Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
Ø Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
Ø Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
Ø Ребёнок плачет – успокой его.
Ø У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
«Кто здесь кто?»
Описание игры. Педагог предлагает детям сыграть небольшие спектакли по известным сказкам, изображая героев средствами мимики и жестов.
После проведенных игр нужно беседовать с ребенком о том, насколько важна речь для общения с другими людьми, как важно говорить правильно. Обсудить важность жестов и мимики для выразительности речи, для чего нам нужно говорить, умеем ли мы слушать другого, как легко ранить словом.
Одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ является игра. В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики. Игра формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывает культуру общения (хорошие манеры), умение сопереживать. В игре они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.