Цель мастер-класса: показать участникам мероприятия возможности игровых технологий для развития эмоционального интеллекта обучающихся в системе воспитательной работы классного руководителя.
- актуализировать знания и опыт участников мастер-класса о возмож- ностях применения игровых технологий для развития эмоционального ин- теллекта школьников;
- познакомить участников мастер-класса с различными видами игр и упражнений, применяемых во внеклассной работе, способствующих разви- тию эмоционального интеллекта обучающихся;
- повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов в рамках заявленной темы мастер-класса.
Оборудование: автоматизированное рабочее место учителя, раздаточ- ный материал для участников мастер-класса, мультимедийная презентация.
Вид мастер-класса: интегрированный
1. Вступительная часть. Приветствие.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас доброй улыбкой и хорошим настроением.
Для проведения интерактивного мастер-класса прошу Вас разделиться на три группы (деление участников по рядам).
Русский советский писатель и поэт Владимир Солоухин писал: «У че- ловека всѐ предназначено для самого себя: глаза…, рот…, уши…. Всѐ нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначе- на другим людям, чтобы им с вами было хорошо». А потом добавил: «Но са- мому человеку улыбка, конечно же, тоже очень нужна».
Не случайно существует поговорка: «От улыбки человек становится красивее».
Пожалуйста, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Повернитесь в другую сторону, подарите свою улыбку соседу с противоположной стороны, также улыбаясь, обведите взглядом всех участников мероприятия и попри- ветствуйте коллег (машут друг другу рукой). Спасибо.
- Вместе попытаемся определить тему нашего сегодняшнего мастер- класса по ключевым словам, которые вы должны назвать сами.
Внимание на экран! Определяем первое слово (просмотр небольшого видеосюжета, участниками которого являются ученики 2 класса, изобра- жающие различные эмоции).
- Итак, о чем видеосюжет? (Ответы педагогов)
Первое слово - «ЭМОЦИИ» (ведущий прикрепляет карточку на доску) Работа по группам.
Каждая группа получает конверт с карточками. Задача: составить из слов, записанных на карточках, связный текст.
1) «Ребѐнок должен играть, даже когда делает серьѐзное дело. Вся его жизнь – игра» (А.С. Макаренко).
2) «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и кото- рый призваны изменить» (А.М. Горький).
3) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» (В. А. Сухомлинский).
Представители каждой команды зачитывают высказывание.
- Попытайтесь определить второе ключевое слово нашего мастер- класса (выслушиваются ответы участников, карточка со вторым словом
«ИГРА» прикрепляется к доске).
Молодцы, у нас получилось два ключевых слова: эмоции, игра.
- Как вы думаете, над какой темой мы будем работать?
Игровые технологии занимают одно из главных мест в моей системе воспитательной работы с классом, так как именно в игре проявляются и раз- виваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Поэтому при проведении воспитательных мероприятий включаю в сценарии игровые технологии. Своей задачей считаю: подбор таких игр, которые поз- воляют устанавливать доброжелательные отношения с ровесниками, помо- гают лучше узнать друг друга, способствуют развитию эмоционального ин- теллекта и сплочению классного коллектива.
Большинству из нас знакомо определение эмоционального интел- лекта как явления, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. У многих из нас, педагогов, может возникнуть справедливый вопрос: а почему так важно развивать эмоциональный интел- лект?
Развивая эмоциональный интеллект, дети получают:
· практические навыки по снятию эмоционального напряжения;
· умения различать и понимать свои эмоции и эмоции окружающих лю- дей;
· опыт по управлению собственным эмоциональным состоянием;
· умения замечать неблагополучие сверстников и оказывать им посиль- ную помощь.
Почему именно игровые технологии в качестве одной из форм работы по развитию эмоционального интеллекта привлекли мое внимание? Из опыта работы могу с уверенностью сказать, что дети в младшем школьном возрасте очень любят играть, поэтому упор в своей работе делаю именно на этот вид деятельности. Ведь не секрет, что те молчуны, из которых на уроке слова не вытянуть, в играх, случается, становятся очень активными. Игра переносит ребенка в новое измерение, в новое психологическое состояние.
Позвольте напомнить вам, уважаемые участники мастер-класса, что за- долго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств обучения и воспитания детей. Игра считается эффективнейшим средством становления личности, формирования характера, морально-нравственных и волевых качеств ребен- ка.
Психолог, один из ведущих новаторов, теоретиков и исследователей концепции эмоционального интеллекта, Рувен Бар-Она, определяет «эмоци- ональный интеллект как совокупность когнитивных способностей, знаний и компетентностей, создающих человеку возможности для эффективной жиз- недеятельности». Именно его модель эмоционального интеллекта является одним из фундаментов моей деятельности по организации образовательного процесса.
Ученый выделил пять сфер компетентности, которые можно отожде- ствить с пятью компонентами эмоционального интеллекта.
Внутриличностная сфера - способность понимать что вы чувствуете и управлять собой. Включает:
· самоанализ – способность понимать свои чувства и то, какое влияние твое поведение оказывает на окружающих;
· ассертивность – способность ясно выражать свои чувства и мысли, проявлять твердость убеждений и добиваться удовлетворения своих желаний законными средствами, принимая во внимание предпочтения и реакции дру- гих людей;
· независимость – способность самостоятельно принимать решения и контролировать себя;
· самооценку (самоуважение) – умение распознавать свои сильные и слабые стороны; оставаться в согласии с собой, уважать и воспринимать себя положительно, не отрицая минусов;
· самоактуализацию – развитие в себе непрерывного динамического процесса стремления к максимальному развитию и способность реализовы- вать свой потенциал.
Сфера межличностных отношений - способность взаимодействовать с людьми. Включает:
· социальную ответственность – способность к взаимовыгодному со- трудничеству, включающую в себя совесть, нравственность, заботу о ближ- нем;
· межличностные отношения – навыки конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоцио- нальной близости, умение чувствовать себя свободно и комфортно в соци- альных контактах;
· эмпатию – умение понимать чувства других и способность дать им понять, что вам известны их чувства.
Сфера адаптивности – способность быть гибким. Включает:
· умение решать возникающие проблемы – способность выявлять про- блемы, находить эффективные пути их решения;
· оценку действительности – способность верно определять соотноше- ние между своим опытом и тем, что объективно существует (видеть мир та- ким, какой он есть);
· гибкость – способность согласовывать свои чувства, мысли и действия с меняющимися обстоятельствами; умение адаптироваться к незнакомым, непредсказуемым и быстро меняющимся обстоятельствам.
Сфера управления стрессом – умение противостоять стрессу, не те- рять самообладание. Включает:
· толерантность к стрессу – способность противостоять стрессовым ситуациям без симптомов физического или эмоционального напряжения;
· контроль импульсивности – способность устоять перед соблазном, по- буждением действовать на волне эмоций («рубить с плеча»).
Сфера общего настроения – позитивное восприятие жизни. Включает:
· удовлетворенность жизнью – способность быть умиротворенным, жизнерадостным, воодушевленным;
· оптимизм – энтузиазм в любом виде деятельности, умение видеть светлую сторону во всем и не унывать. Способность не позволять думать и говорить в деструктивном ключе, видеть неудачи как ситуативное явление.
Каждый из этих компонентов в контексте обновленного ФГОС НОО и метапредметных требований к освоению образовательной программы младшими школьниками показывает, что эмоциональный интеллект является очевидной прерогативой развития личностных качеств ребенка.
По мнению многих исследователей в области педагогики и психологии, для формирования эмоционального интеллекта наиболее благоприятным пе- риодом является младший школьный возраст, который характеризуется осо- бой сензитивностью, эмоциональной впечатлительностью, внушаемостью.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса. Я в своей работе по формированию эмоционального интеллекта взяла за ос- нову классификацию игровых технологий профессора, доктора педагогиче-
ских наук Германа Константиновича Селевко. По окончании мастер-класса вы получите памятку из опыта работы по применению данной классифика- ции в организации воспитательных мероприятий (приложение).
Как мы убедились, многие ученые, педагоги и психологи придают большое значение игре как феномену, влияющему на формирование лично- сти ребенка, способствующему выстраиванию социально ценных отноше- ний, построенных на нравственных принципах и правилах, позволяющих включиться в общение.
У каждого из нас в арсенале есть игры, которые затрагивают опреде- лѐнную сферу деятельности в той или иной части образовательного и воспи- тательного процессов. Я хочу поделиться с вами опытом использования иг- ровых технологий для развития эмоционального интеллекта младших школьников.
И начнем мы с игры «Угадай эмоцию».
Цель игры: вспомнить названия эмоций, поупражняться в определе- нии эмоциональных состояний человека по различным признакам (описа- нию, мимике и т.д.).
Данную игру можно включать во все воспитательные мероприятия, также в качестве разминки. Для задания можно использовать смайлики, сти- хи, иллюстрации и фотографии учеников класса.
Пример использования игры с помощью стихотворений:
1) Сама пряма, как гвоздь! Кидается на всех подряд. Кто это? Это … (злость)
2) Вечер! В доме тихо, тихо Только тикают часы
Кот сидит на кресле, дремлет,
А вокруг витают сны…(спокойствие)
3) Притулилась и зевнула. Ох! В подушку я уткнусь Так томлением дыхнула.
Каждый понял – это …(грусть)
4) Гном зимой поймал снежинку, Прибежал домой и…АХ!
Лишь вода была в руках! (удивление)
А теперь попробуем определить эмоцию по смайлику:
Справка. Ученые установили, что взрослые могут назвать до 20 эмо- ций, а в мире их существует около 500. В младших классах прорабатываются 8 базовых эмоций (радость, интерес, удивление, горе, гнев, страх, отвраще- ние, стыд).
Цель игры: снятие психоэмоционального напряжения.
Игры на развитие умения освобождаться от негативных эмоций играют большую роль в формировании эмоционально-волевой сферы личности школьников, помогая воспринимать действительность и адекватно реагиро- вать на нее. С этой целью в своей практике при проведении воспитательных мероприятий я часто использую игру «Волшебный мешочек».
Она может быть использована на любом этапе проведения праздника, утренника, беседы, для снятия напряжения во время соревнований, конкурс- ных мероприятий.
Описание игры: предлагается «сложить» в волшебный мешочек все отрицательные эмоции: злость, гнев, обиду и пр. со словами: «Я злюсь, по- тому что…». Возможно, данные эмоции не отражаются на лице и не видны во внешних проявлениях, но могут сидеть глубоко внутри нас и мешать вы- полнению поставленных задач. В мешочек можно даже покричать. После то- го, как все выговорились, мешочек завязывается и прячется. Затем детям предлагается второй мешочек, из которого можно взять те положительные эмоции, которых им не хватает на данный момент: радость, веселье, доброту и пр. (можно использовать музыкальное сопровождение).
Следующая игра «Покажи эмоции».
Цель игры: данная игра направлена на обучение умению проявлять и различать человеческие эмоции, правильно на них реагировать.
В процессе игры формируется умение изображать определенные эмо- ции, во время групповой беседы развивается эмоциональная гибкость, укрепляется самооценка и самопринятие обучающихся.
Данную игру можно использовать как самостоятельное воспитательное занятие, а также включить в задания при проведении КВН, театрализованных конкурсов и др.
Описание игры: класс делится на группы по 5-7 чел. Члены каждой группы достают из пакета листочек с заданием, обсуждают, как лучше его выполнить, затем один, несколько человек или полностью вся команда (ис- пользуя различные выразительные средства) показывают эмоцию. В зависи- мости от возраста детей задание может быть дано в виде смайликов, иллю- страций, стихов, линий, контуров и т.д.
Одной из приоритетных на сегодня задач системы российского образо- вания является повышение качества социального воспитания детей и разви- тие их творческих способностей. Внеклассные мероприятия как одна из форм школьной активности успешно отвечают поставленным задачам, объединяя в себе функции воспитания, обучения и развития личности ученика. Общая цель такого воспитательного воздействия — гармоничное и всестороннее развитие школьников.
Готовясь к сегодняшнему мастер-классу, я провела анализ своего практического опыта по использованию игровых технологий при проведении внеклассных мероприятий и в очередной раз убедилась в значимости игры при достижении поставленной цели. Использование накопленного опыта и постоянное обновление арсенала игр помогает мне формировать у детей
«внутреннюю позицию школьника», определѐнную систему ценностей, от- ношение к себе как к личности. Я вижу реальные результаты своей работы: у моих учеников к концу 2 класса сформировались определенные умения ана- лизировать свои действия и слова; постепенно развивается умение уста- навливать контакт для общения с другими людьми; значительно расшился кругозор, что очень важно для умения заинтересовать собеседника или слушателя, для грамотного и последовательного изложения мысли. Мои ученики ориентированы на морально-нравственные нормы поведения.
Все эти умения, как вы знаете, – это универсальные учебные действия (УУД), которым уделяется особое внимание в ФГОС и формирование кото- рых, как я считаю, тесно связано с развитием эмоционального интеллекта школьников. Свое выступление хочу закончить словами выдающегося совет- ского и российского публициста, преподавателя, теоретика педагогики Си- мона Соловейчика: «Ваш класс – ваш собственный мир, это ваш роман, ваша
поэма, ваш научный труд. Работайте над ним, пусть он будет вашим шедев- ром».
Мастер-класс подошел к концу. И в заключении мне бы хотелось про- вести с вами еще одну игру, она называется «Закончи предложения». Фор- мулировка фраз зависит от содержания мероприятия. Данную игру я исполь- зую для проведения рефлексии внеклассных занятий. Прошу всех желающих высказаться.
- На мастер-классе я….
- Самым интересным для меня сегодня было…
- В своей дальнейшей работе я…
- Я пожелал бы ведущему мастер-класс учителю…
Сегодня я поделилась с вами опытом работы по применению игровых технологий при проведении внеклассных мероприятий, способствующих развитию эмоционального интеллекта. Я уверена, что по данной теме многим из вас есть чем поделиться: интересными приемами, упражнениями, техни- ками. Надеюсь, ваша «копилка» пополнилась сегодня новыми идеями и предложенными технологиями.
Пожалуйста, поднимите левую руку ладошкой вверх, мысленно поло- жите на нее свой багаж знаний, опыта. А на правую положите то, что узнали сегодня. На счет три одновременно хлопнем в ладоши, чтобы частицы наших знаний разлетелись по аудитории и соединились в одной копилке мудрых идей, которые мы используем на благо общего дела – воспитание подраста- ющего поколения. Благодарю всех за сотрудничество. Желаю вам светиться от улыбок и любви, здоровья вам и творческих успехов!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.