Статья «Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках математики в требованиях ФГОС ООО ОВЗ»
Оценка 5

Статья «Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках математики в требованиях ФГОС ООО ОВЗ»

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
02.05.2021
Статья «Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках математики в требованиях ФГОС ООО ОВЗ»
Статья предназначена для учителей коррекционных школ.
Индивидуализация процесса обучения математики обучающихся с ОВЗ.docx

Статья «Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках математики в требованиях ФГОС ООО ОВЗ»

«Именно математика в первую очередь защищает нас от обмана чувств и учит, что одно дело — как на самом деле устроены предметы, воспринимаемые чувствами, другое дело — какими они кажутся; эта наука даёт надёжнейшие правила; кто им следует — тому не опасен обман чувств» (Леонард Эйлер). Индивидуальный подход к каждому учащемуся — это один из современных методов повышения качества обучения математике, при котором учитель контролирует знания каждого ребенка и может, в зависимости от индивидуальных способностей ученика принимать меры по их улучшению.

Школьная математика необходима для понимания стройной системы математических знаний и умений, которые будут применяться и для изучения смежных дисциплин, при получении высшего образования и в практической деятельности; математика также нужна для развития интеллекта ребенка. Изучение математических законов придает мыслям логичность, ясность и точность, развивает критичность мышления, интуицию, тренирует силу воли и учит преодолевать трудности. Учитель математики может и должен сформировать у своих учеников трудолюбие, усердие, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

При этом изложение учебной программы должно быть построено так, чтобы стимулировать учащихся к самостоятельной работе и давать возможность выбора при выполнении работ.

Метод индивидуального подхода предполагает:

создание доверия и взаимопонимания между учителем и учеником;

использование разнообразных форм общения, особенно диалога;

учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;

обогащение собственного опыта детей;

поощрение и стимулирование учеников к выбору домашних заданий и способов их выполнения;

высказывание учащимися собственного мнения с использованием таких словосочетаний как «я думаю, что…», «я считаю это…» «я пришел к выводу…»

Технология образования

Педагогическая работа должна проводиться в рамках единой системы, так, чтобы все действия педагога были оправданны и имели прогнозируемый результат. Основным ее критерием должна быть стабильность результатов и независимость от множества условий: от таланта учителя, от подбора талантливых детей, от финансирования школы и т.д.

Технология образования — это комплекс, в который входят:

1. Планируемые результаты обучения. 
2. Средства для определения текущего уровня учащихся.
3. Модели и техники обучения. 
4. Критерии, по которым можно выбрать самую подходящую модель для конкретных условий.

для успешного обучения математике с индивидуальной направленностью необходимо:

1. иметь план как блока занятий, так и конкретного урока, откорректированный в зависимости от подготовки учеников;
2. создать у всех ребят позитивный настрой на работу во время урока;
3. определить и сообщить учащимся тему и порядок организации работы;
4. ученики должны иметь возможность сами выбирать форму выполнения заданий (словесную, устно-символическую, графическую);
5. учитель должен уметь создать творческие и проблемные ситуации, которые потребуют обсуждения и диалога учащихся как между собой, так и с педагогом;
6. стимулирование учеников к самостоятельному использованию различных методов выполнения заданий;
7. обсуждение в конце урока не только того, «что нового мы сегодня узнали», но и что понравилось, что вызвало затруднения, что можно было сделать каким-то другим способом;
8. оценки, полученные учениками, подробно аргументируются;
9. дифференцированный подход применяется не только к работе в классе, но и к заданиям на дом.

Современный учитель должен не столько учить, сколько пробуждать желание ребенка участвовать в процессе обучения и наблюдать, насколько успешно идет получение новых знаний и навыков. В этом и состоит главная цель индивидуального подхода к обучению.

Контроль за процессом обучения

При контроле за процессом обучения основное внимание необходимо направить на развитие необходимых умений, а также на приобретение навыков и динамику приобретения знаний. Чтобы определить эту динамику, нужно сравнить стартовый уровень учеников с итоговым, который они достигли за время обучения. На основании этого определяется, насколько успешно сформированы и закреплены знания изучаемой темы.

Можно применить различные варианты оценивания работ учеников. В первом варианте ученик сам выбирает уровень сложности заданий и выполняет задания этого уровня строго в течение отведённого времени. Во втором варианте — учащийся выполняет задания, с которыми он может справиться. При этом последовательность их выполнения зависит от его желания. И третий вариант — ученику предлагается задание, которое содержит несколько уровней сложности. Он сам определяет уровень, на котором будет выполнять задание, и применяет необходимые для данной работы знания.

Проведя анализ выполненных работ, учитель делает выводы об успешности усвоения пройденного материала.

Индивидуальный подход в обучении обозначает пристальное внимание к каждому ребенку, изучение его интересов, уровня подготовки, умственных и физических возможностей для максимального развития творческих способностей. В условиях школьной системы обучение проводится по обязательным учебным программам и предполагает сочетание групповых и индивидуальных заданий для создания оптимальных условий обучения каждого ученика.

Качественные уровни проблемного обучения.

Так как уровень подготовки учащихся по математике различен и они имеют неодинаковые способности к усвоению материала, учитель должен проводить уроки с учетом индивидуальных особенностей учеников. Этот метод работы с использованием приемов проблемного обучения применяется в старших классах школы №12 г. Серпухова Московской области.

1 уровень. Учитель формулирует суть проблемы и указывает конечный результат. Учащиеся, зная результат, сами ищут пути решения.

II уровень. Учитель только указывает на существование проблемы, а учащиеся самостоятельно формулируют ее и ищут решение, причем результат им неизвестен.

III уровень. Ученики самостоятельно находят проблему, сами формулируют ее и ищут ее решение.

Для наиболее подготовленных по математике и интересующихся ею ребят, умеющих мыслить самостоятельно, в проблемных заданиях с помощью индивидуальных карточек указывается конечная цель работы и прилагается информация об основных моментах, на которые необходимо обратить внимание при решении. Пути решения проблемы ученики ищут сами, но под контролем учителя.

Для более слабых учеников в карточках-заданиях указывается, какие именно операции нужно сделать для поиска решения задачи и прописывается план действий, которые приведут к требуемому результату.

Учителю необходимо произвести тщательный анализ материалов урока:

1. Сравнить уровня сложности нового материала и навыки учеников, определить их готовность к решению проблемного задания. 
2. Поставить конкретные задачи, которые должны быть решены на уроке.
3. Методически проработать все этапы проблемного урока с учетом поставленных задач.
4. Тщательно продумать, какие сложности могут встретиться в ходе проведения урока, и быть готовым оказать помощь учащимся.

Эффективность подобного обучения математики можно оценить по следующим параметрам:

1. успешность обучения (успеваемость);
2. желание учащихся активно идти к намеченной цели и познавать новое;
3. приобретение учениками умения думать самостоятельно;
4. повышение интереса учащихся к математике.

Домашние задания также необходимо давать индивидуально, учитывая уровень знаний и способностей каждого ученика. Сильным учащимся нужно предлагать задачи, для решения которых придется творчески осмыслить и применить полученные на уроке знания. Слабые ученики в первую очередь нуждаются в приобретении умений и навыков, необходимых для решения простых задач, и только после этого им можно увеличивать количество творческих заданий.

Что нужно для того, чтобы реализовать модель индивидуального подхода к обучению в школе? Во-первых, необходимо рассматривать процесс образования, как творческое развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его талантов, интересов и способностей, при котором обучение и воспитание гармонично объединяются в единое целое. Во-вторых, добиться взаимопонимания между администрацией школы и учителями с одной стороны и учениками и их родителями с другой. В-третьих, определить критерии эффективности обучения.

Система обучения с индивидуальным подходом к учащимся дает возможность каждому ученику встать на путь самосовершенствования, самопознания, развития своих способностей и талантов.

Поэтому, ученик:

получает навыки действовать осознанно и может правильно оценивать свое поведение, оценить свои поступки и поведение, сравнить себя с другими ребятами;

учится воспринимать себя и окружающих людей как цельную личность, а не набор из различных черт характера; принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;

вырабатывает терпение, усидчивость, трудолюбие, силу воли, учится управлять собой;

учится сдерживать свои негативные эмоции;

получает необходимые жизненные навыки общения и работе в команде.

Все эти задачи решаются за счет того, что система индивидуального подхода к обучению полностью соответствует личным особенностям каждого учащегося. Поэтому ребенок, попав в эти условия, начинает культивировать в себе лучшие черты характера и старается исправить недостатки, которые мешают на пути к успеху. В процессе обучения по такой системе у него постепенно появляется привычка к серьезной и целенаправленной работе, развивается интерес к учению, вырабатывается способность быстро входить в суть проблемы, умение сосредоточиться, спокойствие, самоуважение, уверенность в себе и уважение к другим.

Система индивидуального подхода к обучению создает оптимальные условия, способствующие развитию личности ученика.

Развивающий воспитательно-образовательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам учитель. По словам Бадмы Бадмаева: «Учитель не только дает знания по своему предмету, он не только и не просто «учитель — предметник», а Учитель с большой буквы — воспитатель, готовящий в течение школьных лет и подготовивший к выпуску из школы Гражданина».


 

Статья «Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках математики в требованиях

Статья «Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках математики в требованиях

Современный учитель должен не столько учить, сколько пробуждать желание ребенка участвовать в процессе обучения и наблюдать, насколько успешно идет получение новых знаний и навыков

Современный учитель должен не столько учить, сколько пробуждать желание ребенка участвовать в процессе обучения и наблюдать, насколько успешно идет получение новых знаний и навыков

Этот метод работы с использованием приемов проблемного обучения применяется в старших классах школы №12 г

Этот метод работы с использованием приемов проблемного обучения применяется в старших классах школы №12 г

Система обучения с индивидуальным подходом к учащимся дает возможность каждому ученику встать на путь самосовершенствования, самопознания, развития своих способностей и талантов

Система обучения с индивидуальным подходом к учащимся дает возможность каждому ученику встать на путь самосовершенствования, самопознания, развития своих способностей и талантов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2021