Статья "Индивидуальный проект как средство реализации ФГОС"
Оценка 5

Статья "Индивидуальный проект как средство реализации ФГОС"

Оценка 5
docx
15.10.2021
Статья "Индивидуальный проект как средство реализации ФГОС"
Статья Индивидуальный проект.docx

Индивидуальный проект как средство реализации ФГОС

 

Индивидуальный итоговый проект представляет собой творческую работу исследовательского характера, выполняемую обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, внеурочной деятельности. Индивидуальный итоговый проект выполняется с целью публичной демонстрации обучающимся своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, а также способность проектировать и выполнять целесообразную и результативную личностную и общественно-полезную деятельность (учебно-познавательную, практико-ориентированную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, игровую, спортивную).

Внедрение индивидуального проекта способствует активизации мыслительной деятельности, повышению интереса к научному познанию, развитию личной инициативы. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося выпускных классов, прошедшего обучение по ФГОС. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.

Руководителем проекта может являться учитель-предметник, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, классный руководитель. Темы проектов могут предлагаться не только руководителем проекта, но и обучающимися при условии согласования с руководителем проекта. Обучающиеся сами выбирают тему проекта и руководителя.

Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.

Индивидуальный итоговый проект может быть по содержанию:

-                   монопредметный - относящийся к определённым областям знаний;

-                   метапредметный - относящийся к определённой области деятельности;

по доминирующей деятельности:

Информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо придуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и прочее). Презентация. Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.

Исследовательские проекты

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования тему, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Творческие проекты

требует творческого подхода, и предполагают соответствующее оформление результатов.Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.

Ролевые, игровые проекты

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации.

Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Практико-ориентировочные (прикладные) проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта.

Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

Представление индивидуального итогового проекта (защита) может быть в виде:

-                   презентация PowerPoint;

-                   стендовый доклад;

-                   видеоролик или видеофильм;

-                   виртуальная экскурсия;

-                   Web-сайт;

-                   газета, журнал (статья);

-                   социальный плакат;

-                   научно-исследовательская работа;

-                   папка с информационными материалами;

-                   анализ данных социологического опроса;

-                   коллекция;

-                   сценарий мероприятия;

-                   буклет;

-                   рисунки;

-                   доклад;

-                   спктакль;

-                   реклама (антиреклама);

-                   другое.

          Для учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. При таком построении проектной деятельности учащиеся демонстрируют высочайшую активность и заинтересованность проектом, оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленной цели.

         Проектная деятельность состоит из 5 этапов. Каждый этап ставит определённые задачи. Первый этап – определение темы и цели. Задачи данного этапа: собрать идеи, обсудить, прийти к общему мнению, сформулировать цели проекта. Задачи учителя как организатора проекта пробудить интерес к теме, вести обсуждение темы и проблем, помогать в определении цели и задач. Второй этап – планирование работы: от цели к распределению этапов и обязанностей. Задачи этапа: определить формы работы, спланировать работу в соответствии со сроком её готовности, определить способ сбора информации, распределить обязанности. Задачи учителя на данном этапе: дать общее представление обо всём процессе проектной деятельности, закрепить в сознании учащихся принятые ими решения. Третий этап – реализация проекта. Основные задачи: определить конкретные задания, работать в группах (групповой проект) или индивидуально (индивидуальный проект), совместно координировать работу, вносить изменения в планирование. Задачи учителя на данном этапе: оказывать помощь в поиске и обработке информации, держать под контролем развитие конфликтов, осуществлять контроль временных рамок. Четвёртый этап – презентация проекта. Задачи этапа: решить, кто и что будет представлять, выбрать форму презентации, подготовиться к вопросам. Задачи учителя: познакомить с техниками и формой презентаций, оказать помощь в проведении презентации. Последний пятый этап – рефлексия и оценка проекта. На данном этапе оцениваются результаты проекта, индивидуального вклада, вклада группы.

Функциональные обязанности участников проекта

Роль учителя.

Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивая деятельность школьника:

·         консультирует (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п.);

·         мотивирует (раскрывает перед обучающимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения);

·          провоцирует (предлагает вопросы, требующие размышления, самостоятельной оценки деятельности, моделирует различные ситуации);

·         наблюдает (получение информации, которая позволит продуктивно работать во время консультации и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащихся). Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности;

·         координирует работу обучающихся.

Роль ученика

·         выступает активным участником, т.е. становится субъектом деятельности; 

·         имеет определенную свободу в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели;

·         имеет возможность самостоятельно приращивать знания и навыки по выбранной проблеме (теме);

·         повышается ответственность за выполнение работы и ее результаты;

·         самостоятельное планирование деятельности и презентация её результатов.

          Итак, индивидуальный проект может иметь почти любую форму, важно только, чтобы он соответствовал потребностям и интересам конкретного учащегося. Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. При работе над проектом старшеклассник осваивает те необходимые навыки, которые в любом случае потребуются ему в дальнейшей жизни, в его профессиональной деятельности.


 

Индивидуальный проект как средство реализации

Индивидуальный проект как средство реализации

Исследовательские проекты Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и…

Исследовательские проекты Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и…

Представление индивидуального итогового проекта (защита) может быть в виде: - презентация

Представление индивидуального итогового проекта (защита) может быть в виде: - презентация

Задачи учителя на данном этапе: оказывать помощь в поиске и обработке информации, держать под контролем развитие конфликтов, осуществлять контроль временных рамок

Задачи учителя на данном этапе: оказывать помощь в поиске и обработке информации, держать под контролем развитие конфликтов, осуществлять контроль временных рамок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2021