СЛАЙД 1
Добрый день, уважаемый председатель, уважаемые члены итоговой аттестации! Я, Мальцагова Раяна Артуровна, студентка 4 курса, профиль «Педагогика и психологии начального образования», научный руководитель Алиева Сацита Адамовна.
Представляю Вашему вниманию выпускную квалификационную работу на тему: «Методика и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира»
СЛАЙД 2 Актуальность темы исследования. Как показывают результаты современных исследований, порядка трети детей поступают в начальную школу без развития внутренней готовности к обучению. Это говорит о недостаточном уровне развития у них речевых навыков.
От успеха освоения речевых навыков будет во многом зависеть успешность его дальнейшего обучения.
Именно во время уроков окружающего мира отводится довольно много времени для реализации детьми активной речевой деятельности. Все это делает такие уроки крайне эффективными с точки зрения обеспечения развития у детей навыков устной речи.
Знания учителем методов и приемов развития устной речи на уроках окружающего мира, индивидуально – психологических особенностей младших школьников, позволяет ему правильно организовать учебный процесс по речевому развитию: подбор упражнений, способствующих речевому развитию младших школьников; широкое использование различного методического материала; моделирование дифференцированных заданий для учащихся.
СЛАЙД 3 Цель: выявить и научно обосновать эффективность активных методов и форм развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира
СЛАЙД 4 Объект: методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира
Предмет: педагогические условия развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира
Гипотеза: психолого-педагогические условия развития устной речи будут эффективны если грамотно осуществляется выбор форм и методов развития устной речи младших школьников.
СЛАЙД 5 Задачи:
1. Выявить психолого-педагогическую сущность устной речи младшего школьника
2. Определить особенности устной речи младшего школьника
3. Проанализировать педагогический опыт развития устной речи младшего школьника
4. Описать диагностику уровня сформированности устной речи младших школьников
СЛАЙД 6 Методы исследования: изучение и анализ методической литературы по теме исследования.
СЛАЙД 7 База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ СОШ № 6 с. Гехи в 1классе
СЛАЙД 8 В первой главе «Психолого-педагогические основы речи младших школьников» дается теоретическое обоснование развития устной речи младших школьников, описывается педагогический опыт развития устной речи на уроках окружающего мира.
Во второй главе «Методика развития устной речи на уроках окружающего мира» описаны Критерии оценки сформированности устной речи младших школьников
СЛАЙД 9 Таблица 1 - Критерии и показатели развития устной речи младших школьников
Таблица 2 - Уровни развития устной речи младших школьников
Уровень |
Проявление уровня |
Низкий |
Ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только при помощи учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний и предложений. |
Средний |
Ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов. |
Высокий |
Полные, правильные связанные, последовательные ответы ученика без недочётов или допускается не более одной неточности в речи. |
Практическое обоснование выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы развития устной речи младших школьников можно получить, применив «Тестовую методику диагностики устной речи младших школьников» Татьяны Фотековой.
Методика включает четыре серии.
Серия 1 – Исследование сенсомоторного уровня речи – включает четыре группы заданий:
1. Проверка фонематического восприятия;
2. Исследования состояния артикуляционной моторики;
3. Исследование звукопроизношения;
4. Проверка сформированностизвукослоговой структуры слова.
Серия 2 – Исследование грамматического строя речи.
Серия 3 – Исследование словаря и навыков словообразования.
Серия 4 – Исследование связной речи.
Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи.
1. Проверка состояния фонематического восприятия.
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.
Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение:
ба |
- |
па |
- |
па |
- |
ба |
- |
|||||
са |
- |
ша |
- |
ша |
- |
са |
- |
|||||
ша |
- |
жа |
- |
ша |
- |
жа |
- |
ша |
- |
жа |
- |
|
ца |
- |
са |
- |
ца |
- |
са |
- |
ца |
- |
са |
- |
|
ра |
- |
ла |
- |
ра |
- |
ла |
- |
ра |
- |
ла |
- |
Вначале предъявляется первый член пары (ба-па), затем второй (паба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба-па-па-ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения: точного повторения добиваться не следует, так как задача обследования – измерение актуального уровня развития речи.
Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па-ба-па): 0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
2. Исследование артикуляционной моторики.
Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.
- губы в улыбке;
- язык “лопаткой” – широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
- язык “иголочкой” – узкий язык заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;
- “маятник” – рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
- чередование движений губ: “улыбка” – “трубочка”.
Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении три – пять секунд: последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз. Во время выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, то есть сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении движения “маятник” нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже – головы или глазных яблок вслед за языком, синкинезии могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, то есть насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, то есть дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.
Оценка: 1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному; 0,5 баллов – замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла – выполнения с ошибками; длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигураци, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов – невыполнение движения.
3. Исследование звукопроизношения.
Инструкция: повторяй за мной слова:
Собака |
- |
Маска |
- |
Нос |
Сено |
- |
Василек |
- |
Высь |
Замок |
- |
Коза |
||
Зима |
- |
Магазин |
||
Цапля |
- |
Овца |
- |
Палец |
Шуба |
- |
Кошка |
- |
Камыш |
Жук |
- |
Ножи |
||
Щука |
- |
Вещи |
- |
Лещ |
Чайка |
- |
Очки |
- |
Ночь |
Рыба |
- |
Корова |
- |
Топор |
Река |
- |
Варенье |
- |
Дверь |
Лампа |
- |
Молоко |
- |
Пол |
Лето |
- |
Колесо |
- |
Соль |
При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (Б, П, Д, Т, Г, К, Х) т Й. В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, так как возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представляются в ходе дальнейшего обследования.
Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре – это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные (первая группа – свистящие С, СЬ, З, ЗЬ, Ц; вторая - шипящие Щ, Ж, Ч, Ш; третья – Л, ЛЬ; четвертая – Р,РЬ) и пятая группа – остальные звуки, дефектное произношение которых встречается значительно реже; задненебные звуки Г, Х, К и их мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения, редкие нарушения произношения гласных звуков).
Произношения звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу: 3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла – один или несколько звуков группы правильно произносится изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, то есть недостаточно автоматизированы; 1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы; 0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы. Баллы. Начисленные, за каждую из пяти групп, суммируются.
4. Исследование сформированностизвуко-слоговой структуры слова.
Инструкция: повторяй за мной слова: танкист, космонавт, сковорода, аквалангист, термометр.
Слова предъявляются до первого воспроизведения.
Оценка: 1 балл - правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановка звуков и слогов внутри слова); 0 баллов не воспроизведение.
Серия 2. Исследование грамматического строя речи.
1. Повторение предложение.
2. Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его можно точнее.
Птичка свила гнездо.
В саду много красных яблок.
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).
Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла – пропуск частей предложения; 0.25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов – не воспроизведение.
5. Верификация предложений
Инструкция: я буду называть предложения, и, если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.
Собака вышла в будку.
По морю плывут корабль.
Дом нарисован мальчик.
Хорошо спится медведь под снегом.
Над большим деревом была глубокая яма.
Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибки; 0,5 балла – выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов); 0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки; 0 баллов – ошибка не выявлена.
4. Составление предложений из слов, не предъявленных в начальной форме.
Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.
- мальчик, открыть, дверь
- сидеть, синичка, на, ветка
- груша, бабушка, внучка, давать
- Витя, косить, трава, кролики, для
- Петя, купить, шар, красный, мама
Слова предъявляются до первого ответа.
Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 балла – нарушен порядок слов; 0,25 балла – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
5. Добавление предлогов в предложение.
Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.
Лена наливает чай … чашки.
Почки распустились … деревьях.
Птенец выпал … гнезда.
Щенок спрятался … крыльцом.
Пес сидит … конуры.
В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи: 1-й – стимулирующая (“Неверно, подумай еще!”); 2-ой – в виде вопроса к пропущенному предлогу (“Наливает чай куда?”).
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.
6.Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Инструкция: один – дом, а если их много, то это – дома.
один - стол, а много – это…
стул -
окно -
звезда -
ухо -
Инструкция: один - дом, а много чего? - Домов.
Один -стол, а много чего? - …
стул -
окно -
звезда -
ухо –
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение.
Серия 3. Исследование словаря и навыков словообразования
Инструкция: у кошки – котята, а у
козы- |
собаки- |
волка- |
курицы- |
утки- |
свиньи- |
лисы- |
коровы- |
льва- |
овцы |
Образование прилагательных от существительных
а) Относительных
Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.
шляпка из соломы - |
кисель из клюквы - |
горка изо льда - |
салат из моркови - |
варенье из вишни - |
суп из грибов - |
варенье из яблок - |
лист дуба - |
варенье из сливы - |
лист осины - |
б) Качественных
Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а если …
мороз -
солнце -
снег -
ветер -
дождь -
в) Притяжательных
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у …
кошки -
волка -
льва -
медведя -
лисы -
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение.
Серия 4. Исследование связной речи
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок “Бобик” (пять картинок) или по другой серии из 4-5 картинок.
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
Оценка производилась по трем критериям.
а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации.
б) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.
в) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки расположены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание недоступно даже при наличии помощи.
2. Пересказ прослушанного текста.
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.
ГОРОШИНЫ
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Одна дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Рассказ предъявляется не более двух раз.
Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок.
а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение;
б) Критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен;
в) Критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ не доступен даже по вопросам. Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается количество баллов за всю серию.
Все задания объединены в четыре серии с одинаковыми максимальными оценками в тридцать баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику равно ста двадцати. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 120 принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 120. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем c одним из четырех выделенных уровней успешности.
IV уровень - 100-80%;
III уровень - 79,9-65%;
II уровень - 64,9-45%;
I уровень - 44,95% и ниже [25].
Уроки окружающего мира способствуют развитию связной речи детей. Это объясняется тем, что дети, обсуждая близкие им темы в непринужденной обстановке, учатся беседовать, описывать, рассуждать, вести диалог, составлять повествовательный и описательный рассказы, рассказ – загадку.
Методисты отмечают несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.
Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать.
Второе условие любого речевого высказывания - это наличие содержания, материала, то есть того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.
Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений), забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.
Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. главным образом слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Поэтому третье условие успешного речевого развития - это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду [15].
Развитие речи наиболее эффективно происходит в непринужденной, свободной атмосфере, на основе живого интереса учащихся к объектам природы. Природа предоставляет большие возможности для речевого развития. Важным общеречевым умением, которое надо вырабатывать уже в 1 классе - умение планировать свое высказывание. Учитель часто обращается к детям с просьбой что-то объяснить или доказать. Здесь у первоклассников возникают трудности объективного характера. До школы ребенок выступает в роли “почемучки”, а в школе ему приходится самому устанавливать причинно-следственные связи между фактами, давать объяснения явлений, рассуждать, чему его никто не учил [10].
Решению актуальной задачи начальной школы – развитию грамотной устной речи служат ролевые игры, практические приемы анализа текста, которые способствуют обогащению словарного запаса учащихся. Невозможно представить современного человека, который призван решать сложные социальные задачи и в полной мере реализовать свои жизненные планы, не умеющим излагать свои мысли.
Помочь каждому ребенку овладеть полноценно устной речью, тем самым возвысив его в собственных глазах, дать ему ни с чем несравнимое чувство удовлетворения, позволяющее легко и радостно приобщаться к сокровищнице человеческих знаний одна из задач уроков по окружающему миру. Важно уже в начальной школе искать пути успешного обучения детей устной речи. Обогащение словарного запаса ребенка, работа над лексическим значением слова в некоторой степени помогут в решении данной задачи.
Начиная с первого класса на уроках окружающего мира, учитель обращает внимание школьников на значение слова. Для этого можно использовать игру «Переводчик». Слова ведущего: «Вы прилетели к нам с другой планеты, и не вес предметы, которые окружают вас вам неизвестны. Вы можете прибегнуть к услугам переводчика». Инопланетянин показывает любой предмет или рисунок с изображением интересующего предмета, а переводчик называет его и объясняет значение. Например, инопланетянин спрашивает значение слов карта, глобус, чистотел, водоем. Переводчики дают объяснения.
Другой прием – составление словариков на основе новых терминов по пройденной теме. После изучения новой темы детям предлагается составить список ранее не встречавшихся слов или словосочетаний, или тех понятий, значения которых они не знают. Такое условие ставит пред ребенком конкретную задачу: узнать значение неизвестного слова. Такие упражнения развивают у учащихся память, расширяют словарный запас. Подготовленные самостоятельно словарики дети могут использовать и с другими целями, например, как списки опорных слов при пересказе. [6]
Учитывая особенности речевого развития детей нужно обращать особое внимание на собственную речь учащихся. Часть времени на уроках отводить формированию и развитию активной речевой практики учащихся. Проводить различные виды работ, позволяющие улучшить такие качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикцию, интонацию, выразительность; повысить общую культуру речевой коммуникации и общения. На уроках нового материала работу учащихся можно организовывать таким образом, чтобы был составлен образец ответа на следующий урок. На повторительно – обобщающих уроках можно широко использовать такой вид работы, как составление рассказа обобщающего материала. Составить серию вопросов по теме таким образом, что, отвечая на них четко, ученик получает рассказ, в котором изложен весь материал темы. Можно использовать умение учеников работать по алгоритму. Составить для них план-характеристику растения или животного. В этот план включить нужные слова для ответов. Работая с материалом учебника по данной теме, и имея перед собой план – характеристику, ученики самостоятельно составляют рассказ о растении или животном [1;20].
Прежде чем предложить учащимся решить конкретную речевую задачу (описать, составить повествование, продолжить текст, построить объяснение и пр.) рекомендуется использовать метод наблюдения. Т.е., дети сначала самостоятельно проводят наблюдение за неким объектом, после делятся своими впечатлениями, составляют закономерности и потом могут сформулировать вывод.
Прием наблюдения подготавливает детей к точному описанию явления, целесообразному использованию языковых средств, умению пользоваться обобщающими словами.
Хорошо на развитие речи влияет обращение к научным сведениям. Цель такого задания – ввести в активный словарь не только названия понятий, но и сформировать умение строить речевые высказывания, их характеристики.
Для формирования описательной речи эффективно использовать просмотры репродукций натюрмортов (например, натюрморты на которых изображены цветущие растения). Это могут быть произведения Пластова, Кончаловского, Ромадина. Дети пробуют описать каждый цветок, обращая внимание на его окраску, форму листьев.
Интерес к разговорам о природе можно поддерживать тем, что сообщаются дополнительные сведения, подчеркивающие красоту объекта природы, их отличительные особенности, место обитания, историю происхождения. Рассматривая объекты природы, беседу нужно строить таким образом, чтобы дети получали различные речевые образцы описания представителей фауны и флоры, задавать вопросы, помогающие выделить те или иные детали, создающие образные опоры для описательного рассказа.
Эффективно на развитие речи влияют юмористические произведения: их восприятие подготавливает младших школьников к пониманию и постепенному применению в собственной речи метафор, гипербол, выразительных оборотов. В такие минуты дети просто улыбаются или смеются, получая большую радость. Юмористические произведения дети с удовольствием учат наизусть и выразительно читают.
Чтение художественной литературы и научно-познавательных книг можно использовать как индивидуально задание для сильных учащихся. В то время как ведется работа с основной частью класса, сильным учащимся предлагается такое задание: «Прочти дополнительный текст и ответь на вопросы» (расскажи классу).
Результативно использовать на уроках окружающего мира познавательную минутку, во время которой происходит обсуждение интересных фактов из жизни природы. Подбор содержания таких минуток можно поручить детям в виде домашнего задания. Темы должны согласовываться с основным содержанием урока.
Чтобы упражнения по развитию речи, предложенные младшим школьникам, приближались к непроизвольным ситуациям использования речи, рекомендуется проводить речевые разминки, которые касаются проблем общения, доступных и близких ребенку этого возраста: общение к другому лиц, высказывание просьбы, вопроса, пожелания, поздравления и т.д. [20]
Речевые разминки – это часть урока, его структурная единица, они последовательно решают конкретные задачи развития речи:
- учат детей слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить собственный вопрос, обращенный к разным людям;
- формируют умения и навыки участия в диалоге;
- учат школьников разыгрывать небольшие сценки, при выполнении роли учитывать её особенности (настроение, характер, поведение) [8].
Это упражнение занимает 2-3 минуты урока. Примеры речевых разминок: «Спросите, какое у меня настроение», «Спросите друга, как он провел вчерашний вечер», «Как найти дорогу в аптеку?».
В качестве домашнего задания можно предлагать работу по поиску интересных сведений, о каком – либо объекте, предварительно обсудив с детьми план работы:
- ответить на вопрос «О чём я хочу больше узнать?»;
- подобрать справочную литературу (энциклопедии, познавательные книги), в которых можно найти описания данного растения;
- придумать вопросы, которые будут интересны одноклассникам;
- сформулировать ответ на поставленный вопрос и подготовить краткое сообщение.
Хорошо усевающим детям можно дать более сложное задание: составить библиографию для внеклассного чтения, написать небольшую аннотацию, с помощью которой всем захочется прочитать книгу.
Игра «Четыре дорожки» помогает связно описывать времена года. Оборудование: 4 сюжетных картинки, изображающие зиму, весну, лето, осень; предметные картинки, соответствующие временам года; 4 цветные полоски – белая, голубая, зеленая, желтая, соответствуют фону сюжетных картинок. Учитель читает рассказ и предлагает ученикам выбрать себе любую «дорожку» (цветную полоску) и отправиться в путешествие. «Догадайтесь, в какое время года приведет вас дорожка». Учащимся дается задание: «пойти по своей дорожке», быть очень внимательными, все замечать и запоминать. Ученики отбирают картинки, подходящие к их временам года, расставить их в последовательности рассказа и, следуя по своей «дорожке», опираясь на ряд предметных картинок, дают описание определенного времени года. Используя предметные картинки, дети рассказывают о своем времени года. Анализируем один из текстов.
Нужно учить детей не только описывать явления природы, но и животных, растения, отдельные предметы. Дети много раз будут тренироваться в описании животных и растений им нравится наблюдать, ухаживать за питомцами, поэтому и рассказы получаются интересные. Школьники становятся внимательнее и с удовольствием рассказывают и слушают о своих наблюдениях на разных уроках. Природа сближает детей, им хочется общаться друг с другом.
Речь и мышление учащихся развивается, если им приходится решать природоведческие вопросы, задачи, требующие установления новых причинно-следственных связей и обобщений.
Вопросы - одно из основных средств обучения. Это верно не только для маленького ребенка с его бесконечными “почему”, не только для младшего школьника. Любой ученый-исследователь в поисках истины руководствуется вопросами, которые он перед собой ставит. “Задавать вопросы легко, но хороший вопрос задать не так просто. Каким же должен быть хороший вопрос? Он должен быть тщательно продуман и сформулирован так, чтобы ответ на него стимулировал новые вопросы и ответы.
Неудачно сформулированный учителем вопрос может не достичь своей цели, вызвать совсем не тот ответ, который имелся в виду. Поскольку обучение представляет собой двусторонний процесс, то и самые “ценные” вопросы - те, которые способствуют взаимному обмену между учителем и учеником, обогащая их обоих. Понятно поэтому, что одной из важнейших задач учителя надо считать тщательную разработку, четкую формулировку познавательных задач, вопросов, решение и ответ на которые требовали бы от школьников осмысления соотношений между общим и частным, абстрактным и конкретным, побуждали бы учащихся к самостоятельному поиску способов получения природоведческих знаний.
Тренируя себя в решении вопросов и познавательных задач, выявляя простейшие связи и взаимозависимости в окружающей природе, учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняют и углубляют их по рекомендованной учителем природоведческой литературе [22;23]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Выделяют условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей. Первое условие – это потребность общения, или коммуникации. Следовательно, должны создаваться такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то. Второе условие – создание речевой среды. Нужно дать детям образцы речи. Речевая среда – это речь родителей, родных, друзей, фольклор, художественная литература, средства массовой информации, речь учителя, язык учебников. Речь помогает ребёнку общаться и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. То есть речь нуждается в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития.
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников. Работа по ее развитию было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Для ребёнка хорошая речь залог успешного обучения и развития.
Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне: затрагивая его мысли и чувства.
Необходима система обогащения и развития речи детей, нужна планомерная работа, чётко и определённо дозирующая материал – словарь, виды речи, умения по составлению связного текста.
Методическим условием развития речи учащихся является создание широкой системы речевой деятельности: с одной стороны, восприятие хороших образцов речи, достаточно разнообразных и содержащих необходимый языковый материал с другой - создание условий для собственных речевых высказываний, в которых школьник мог бы использовать все те средства языка, которыми он должен овладеть. Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь нередко бывает примитивна и неправильна.
Урок окружающего мира является эффективным средством развития речи детей, её логики, последовательности, образности, выразительности. Чтобы активизировать словарь, нужно широко включать как можно более широкого круга слова в речь каждого учащегося, вводить слова в предложения, выявлять уместность их употребления в том или ином тексте.
Огромное влияние на развитие речи оказывает учебная деятельность детей и воздействие речи учителя на учащихся. Именно от учителя зависит формирование и успешное развития речи детей в младшем школьном возрасте. На практике учитель на уроках окружающего мира постоянно решает двуединую задачу:
1. Как преподнести знания, чтобы они были наилучшим образом поняты учащимися.
2.Поднимать уровень развития речи учащихся.
На уроках окружающего мира наряду с основными целями, соответствующими теме урока, ставится цель по развитию связной речи. Основная тема урока обеспечивает содержательную сторону речевых умений – знания о предмете высказывания, а знания, полученные на уроке обучения грамоте (операционные знания), помогают младшим школьникам построить связное высказывание на данную тему.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что речь детей в младшем школьном возрасте претерпевает различные изменения и всесторонне развивается под воздействием учебного процесса. Раскрываются все функции речи, а это значит, что ребенок учится планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции собеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевую деятельность.
Спасибо за внимание!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.