Статья «Вокальная музыка в творческом наследии Баха».
Ведущее место в творческом наследии Б. занимает вокальная музыка: ок. 300 духовных кантат, «Страсти по Иоанну» (1723), «Страсти по Матфею» (1729), «Страсти по Марку» (1731), Месса h-moll (1733— 1738), Магнификат (1723), Рождественская оратория (1734), Пасхальная оратория (1736), 4 «коротких» мессы, ок. 20 светских кантат, хоралы и др. Многие из этих произведений утеряны (в т. ч. ок. 90 кантат, «Страсти по Марку» и др.).
Духовные кантаты, составляющие половину всего наследия Б., являлись творческой лабораторией композитора. Кантаты Б. — произведения лирико-философского содержания, состоящие из арий, хоров и инструментальных номеров. Традиции старинной хоровой музыки сочетаются в них с широко развитыми элементами новых светских вокальных жанров. Вершины вокально-драматич. музыки Б.— «Страсти по Матфею» и Месса h-moll. В «Страстях по Матфею» традиционная сюжетная схема используется как основа для грандиозного многопланового построения, в к-ром переплетаются элементы лирико-психологические, эпические п драматические. С исключительной психологической глубиной, проникновенностью и драматич. силой Б. раскрывает тему самопожертвования ради блага народа, показывает страдание и нравственную стойкость человека. Месса h-moll трактуется Б. как свободный цикл пьес обобщённо-философского содержания. Даже по формальным признакам это монументальное произведение нарушает требования церковной службы (обедни) и исполняется целиком лишь в концертной обстановке. От традиционной мессы Б. сохранил ведущую роль многоголосных хоров. В этом произведении с особенной силой обнаруживается противоречие между идеалистич. трактовкой философско-этических тем (вопросы жизни и смерти, страдания и самопожертвования и т. п.) и жизнеутверждающей музыкой, насквозь проникнутой характером светских жанров, между каноническим латинским текстом и свободным членением его сообразно музыкальным замыслам отдельных частей. Хор «Osanna» перенесён Б. в мессу из его же светской кантаты, хор «Et resurrexit» воспроизводит стиль блестящего оркестрового концерта, часть «Agnus Dei» выдержана в характере глубоко сосредоточенной лирической арии. Синтетическое использование оперных, хоровых и оркестровых элементов, и в особенности самостоятельная роль оркестра в создании образа, открывает новую страницу в истории хоровых жанров. Из светских кантат особый интерес представляют: «Крестьянская», использующая непосредственно народный песенный стиль; «Кофейная» — своеобразная разновидность комической оперы; «Состязание Феба и Пана», где в конкретных музыкальных образах ставится эстетическая проблема соотношения возвышенно-лирической и жанрово-бытовой музыки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.