Статья «Использование
интерактивных технологий
в начальной школе»
Использование интерактивных технологий в начальной школе
Использование интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания
Интерактивный ("Inter" - это взаимный, "act" - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
При реализации интерактивного обучения все учащиеся вовлекаются в процесс познания, организуется совместная деятельность учащихся с учителем и другими школьниками, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие коммуникативных умений школьников (вербальная и невербальная коммуникации), взаимопонимание, взаимодействие. В ходе интерактивного обучения учащиеся учатся:
-критически мыслить,
-решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации,
-взвешивать разные мнения,
-принимать продуманные решения,
-участвовать в дискуссиях,
-общаться с другими людьми.
Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
К интерактивным приёмам обучения относят:
- работу в парах,
-ротационные (сменные) тройки,
-«метод Карусель»,
-работу в малых группах,
-«метод Аквариум»,
-«Мозговой штурм»,
- «Броуновское движение»,
-«Дерево решений»,
-различные ролевые (деловые) игры,
-метод пресс-конференций,
-дискуссию или «метод взаимного обучения» и многие другие.
Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом, применять новые методы и приемы обучения. Я часто использую на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них. При формировании орфографической зоркости я использовала такие интерактивные приёмы обучения, как «Карусель», «Броуновское движение», «Дерево решений», ролевые игры, интерактивные диктанты.
Метод «Карусель», заключается в том, что учащиеся образуют два круга: внутреннее и внешнее. Внутренний круг - это сидящие неподвижно ученики, а во внешнем - ученики через определенный промежуток времени меняются. Например, детям внутреннего и внешнего кругов предлагается по несколько карточек с заданиями на одну орфограмму. Ученики внутреннего круга получают в первой карточке, например, следующее задание:
Обоснуйте, почему в словах роса и моря написан безударный гласный о.
Объяснив своё задание однокласснику, который работает во внешнем круге, ученик внутреннего круга слушает объяснение своего оппонента, который получает задание типа:
Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы: зв..зда, тр…ва, гр…за. Объясни, почему вставили такие буквы.
После смены партнера все учащиеся берут вторую карточку с заданием аналогичным первому заданию и весь алгоритм повторяется заново.
Метод «Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Например, при изучении темы «Парные согласные» детям можно предложить найти вещи, изображение предметов, отгадки на загадки, ребусы в классной комнате (при этом на столах, стенах, подоконниках, двери развешано множество различных материалов: фотографии, ребусы, карточки с загадками, которые относятся к теме или нет) и записать в тетради по памяти пять слов с парными согласными на конце слова и в середине, подчеркнуть их. Каждый ученик должен найти в классе эти слова, записать их (при этом перемещаться по классу разрешается). После того как учащиеся написали по 5 слов по памяти, можно осуществить самопроверку. Для этого следует продемонстрировать изображения этих слов, и их написание. На доске важно написать больше слов на данную тему, чем было задано, например по 10. Далее можно предложить учащимся списать те слова, которых у них нет, подчёркивая парные согласные.
Метод «Дерево решений» заключается в том, что класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своём «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Затем в группах происходит обмен и взаимопроверка выполненных заданий.
Действенными являются так же интерактивные диктанты, например диктант с постукиванием. Суть данного метода заключается в том, что во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.
При работе со словарными словами можно использовать метод аналогий и ассоциаций, в данном случае помощником может быть этимологический словарь, который сделает запоминание графического облика слова не механическим, а осмысленным. Этимологический словарь содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет понять его современное написание. Например, слово малина - в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из маленьких частей. Слово малина образовано от слова малый - маленький. Слово урожай - то, что уродилось (выросло, созрело) на земле. Исторически в нём выделяется приставка - у. Такая историческая справка позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор учащихся. Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты.
Современные технические средства обучения так же способствуют созданию интерактивной среды, в которой происходит развитие орфографической зоркости. Например, на уроках можно использовать компьютерную презентацию.
1. Создание пометок и записей поверх выводимых на экран изображений (пометки могут делать как сами дети, так и учитель).
2. Совместная работа над документами, таблицами или изображениями (например, на уроке может быть показана таблица, которая в ходе обсуждения коллективно заполняется).
3. Изменение текста в выводимых на экране слайдах (эту форму можно использовать на уроках русского языка с деформированным текстом. В тексте допускаются ошибки, а ребята должны найти эти ошибки и исправить).
4. Демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса (один учащийся может сделать домашнюю работу на компьютере, а на уроке она проверяется всеми, и ребята сверяют свои записи с работой данного учащегося. Это повышает наглядность при проверке домашнего задания на уроке).
Важное место при обучении правописанию следует отводить работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.
Чтобы работа над ошибками прошла в интерактивном режиме, можно использовать различные игровые приемы. Например, игра «Помоги Незнайке» или «Выручай Карлсона», или «Научи Лёлика и Болика». Здесь учащиеся выступают в роли учителей, выискивая ошибки в специально подготовленных текстах, которые составлены по результатам контрольного диктанта, проведенного в конкретном классе.
Игра «По щучьему веленью» помогает ученикам ориентироваться в системе изученных орфограмм, чётко формулировать их наименования. Суть работы заключается в том, что ученики меняются тетрадями, анализируют работу соседа по парте и по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы видеть в тетрадях своих товарищей. В данном случае кроме орфографической зоркости развиваются оценочные и рефлексивные умения школьников.
В моём классе все ученики завели индивидуальные словарики «Мои словарные слова», где учащиеся записывают словарные слова, повторяют слова, в которых были допущены ошибки, рисуют маленькие рисуночки. Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками, я напечатала «Памятку для работы над ошибками», которая подсказывает, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно проработать ошибку. Таким образом, к концу четвёртого года обучения большая часть учащихся, усваивает основные виды орфограмм и умело применяет нужные правила при письме.
Все выше перечисленные интерактивные методы и приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроля, рефлексивные умения. Интерактивные технологии формируют у обучающихся умения и навыки, личностные ценности, создают атмосферу содружества, творческого взаимодействия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.